По городам и странам сквозь призму кино: Россия глазами Андрея Тарковского
Продолжаем изучать страны по фильмам любимых режиссеров и смотреть даже на самые, казалось бы, знакомые места глазами великих. Следующим пунктом назначения выбрали Россию, а гидом — советского кинематографиста с мировым именем Андрея Тарковского.
«Иваново детство»
(1962)
Военная драма стала полнометражным дебютом режиссера — Андрей Арсеньевич снял «Иваново детство» в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» — истории о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага. В центре сюжета — 12-летний Иван (Коля Бурляев), сбежавший из немецкого лагеря для военнопленных после того, как нацистские захватчики разрушили его деревню и убили всю семью. По возвращении в Россию мальчик попадает под опеку капитана Холина (Валентин Зубков), который хочет отправить его в военное училище. Тот отказывается, прося разрешить ему вернуться в Германию, чтобы шпионить за нацистами и отомстить за убийство своей семьи. По словам Тарковского, он хотел передать всю противоестественность войны и раскрыл эту тему через детство, так как оно больше всего с ней контрастирует.
«Андрей Рублев»
(1966)
Историческая черно-белая философская драма по мотивам жизни одного из самых известных иконописцев в истории России. Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) кочует по Руси XV века и наблюдает за жизнью и человеческими нравами. Во время странствий он сталкивается с арестами мирных граждан, жестокостью и бесправием, видит много горя и печали и начинает сомневаться, нужны ли его иконы людям. Отдельной линией в картине проходит философский спор между Андреем Рублевым и его другом, иконописцем Феофаном Греком (Николай Сергеев). Лишь финальные кадры Тарковский решил сделать цветными, чтобы дополнительно выделить значимость созданных мастером работ не только для искусства, но и для души. Интересно, что при подготовке к картине актер Солоницын держал молчание несколько месяцев для съемки немых кадров, чтобы лучше понять героя. В Советском Союзе фильм подвергся жесткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», а также за жестокое обращение с животными.
«Зеркало»
(1974)
Автобиографическое кино Андрея Тарковского о чувствах, где зрители наблюдают за умирающим поэтом Алексеем (Игнат Данильцев) и его рассуждениями об отношениях с близкими людьми — матерью, бывшей женой, сыном и отцом. Повествование, лишенное линейного сюжета, разворачивается вокруг его воспоминаний и снов, которые переплетаются с архивными кадрами исторических событий: гражданской войны в Испании, запусков первых советских стратостатов, Великой Отечественной войны, пограничного конфликта на острове Даманском. Действие происходит в трех временных отрезках: до, во время и после войны. В фильме в исполнении автора звучат стихи отца режиссера — Арсения Тарковского. Ассоциативность и политический контекст кино вызвали критику, в результате которой фильм вышел в ограниченный прокат. Впоследствии был признан вершиной творчества Тарковского и одной из лучших лент всех времен.
«Сталкер»
(1979)
Действие происходит в вымышленном времени и пространстве, где у героев нет имен — только прозвища. Недавно вышедший из тюрьмы человек, носящий кличку «Сталкер» (Александр Кайдановский), живет в бедности с женой и больной дочерью, которую называют Мартышкой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты жены (Алиса Фрейндлих). По словам героя, это мистическое место, где приблизительно за 20 лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита. Впоследствии в этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Так появился слух о некой таинственной комнате, где могут исполняться желания: «самые заветные, самые искренние, самые выстраданные». Зону сначала обнесли колючей проволокой, а потом оцепили полицейскими кордонами. Найти заветную комнату хотят модный Писатель (Анатолий Солоницын) и авторитетный Профессор (Николай Гринько) — каждый по своим причинам, о которых они предпочитают не говорить. То ли юродивый, то ли апостол новой веры, Сталкер соглашается взять их туда с собой.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7