Поиск

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем»

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем»

Интервью с актером в преддверии "Кинотавра"

Фото: Лиза Мелина

Когда на экраны вышла комедия Жоры Крыжовникова «Горько!», об актере по имени Александр Паль заговорили как об открытии российского кинематографа (и даже наградили его соответствующими призами). С тех пор прошло два года: зрители увидели «Горько!-2», а также криминальную комедию Романа Каримова «Все и сразу» с Александром в главной роли. Кроме того, на «Кинотавре-2014» в конкурсе короткого метра главный приз получил фильм «Нечаянно» все того же Жоры Крыжовникова, который, не меняя победный состав, позвал Паля на одну из ролей.

Пожалуй, единственным побочным эффектом от участия в вышеназванных проектах для актера стало закрепившееся амплуа гопника. Расстанется с ним Паль уже очень скоро. На стартовавшем в выходные «Кинотавре» покажут сразу две картины с его участием: «Парень с нашего кладбища» Ильи и Антона Чижиковых, а также «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. К выходу в прокат также готовится «Хардкор» Ильи Найшуллера, а на ММКФ представят продолжение «Любви с акцентом» Резо Гигинеишвили — и все не без участия Александра.

Пока актера еще можно увидеть в привычном амплуа на большом экране: в прокате идет альманах короткометражек «Новые русские», куда вошел фильм «Нечаянно». Не забывает Паль и о театре: «Бердичев» в «Маяковке» и «В ожидании Годо», шедший на сцене закрывшейся недавно «Мастерской». Мы же узнали у актера, что ожидать от него в недалеком будущем.

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем» (фото 1)

После выхода «Горько!» ты вошел в число молодых и перспективных актеров. Прошло два года. Чувствуешь, что из числа «молодых» уже начинаешь выпадать?

Коварный вопрос: скажу «да» — все будут думать, что уже не молод, скажу «нет» — решат, что пытаюсь молодиться. В случае с актером «молодой» — это тот, кого никто пока не знает. Обо мне определенная часть людей с выходом «Горько!» узнала, поэтому я небезызвестный, но все-таки пока молодой. Не могу определить для себя эту границу; кто-то в 55 считает, что еще молод, а кто-то в 27 гладит себя по животу и говорит, что старость пришла.

В этом и следующем году выходит много фильмов с твоим участием: «Хардкор», «Парень с нашего кладбища», «Тряпичный союз», «Любовь с акцентом и без», «Страна чудес». Как получилось, что сразу столько проектов?
Честно говоря, не знаю. Мне не казалось, что я очень много работаю. В «Любви с акцентом и без» у меня было четыре съемочных дня, в «Хардкоре» — вообще один, а работа над «Тряпичным союзом» закончилась давно — одновременно с «Горько!».

«когда получил статуэтку GQ, хотел прийти с ней на эфир «Кино в деталях» и невзначай поставить рядом с собой на стул».

Ты доволен теми ролями, которые тебе предлагают в последнее время?
В большинстве своем предлагают не самые лучшие проекты, и думаю, не мне одному. Но иногда бывают, действительно, очень интересные сценарии. Другой вопрос, доволен ли я тем, как справляюсь с этими ролями. Стоя перед камерой, кажется, что получилось хорошо, а когда смотрю на экране — думаю, что можно было и лучше. Вообще я очень самокритичный человек.

По каким параметрам ты отличаешь хороший сценарий от плохого?
Когда читаешь плохой сценарий, ощущение, что до этого читал его уже раз двадцать. За последнее время посмотрел несколько новых сериалов; там диалоги молодых людей начинаются примерно с одной и той же фразы: «Значит, смотри сюда, такая тема...». Для меня это все. Зритель якобы должен прильнуть к экрану и смотреть, какая у них там тема. А тема на самом деле яйца выеденного не стоит.

Не возникает желания править плохие сценарии?
Когда очень плохие, не возникает. А если в сценарии есть что-то хорошее, но написано плоско, то можно сесть с режиссером и вместе поправить. Хотя все равно не факт, что после этого я буду сниматься. Бывало, какое-то время вносил в сценарий правки, еще какое-то время пробовался, а потом не срасталось.

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем» (фото 2)

Судя по тем фильмам, что выходят в ближайшее время, от образа гопника, который был в «Горько!» и во «Все и сразу», ты ушел.
Какие же там гопники? Это разновидность людей.

Разновидность людей, которую принято называть гопниками.
Ну ладно, называй.

Какой режиссер должен предложить тебе роль гопника, чтобы ты согласился на нее еще раз?
Я бы взялся за роль гопника, если история круто написана. В «Горько!» ведь не просто гопник; за ним кроется человек со своими страстями, болью, любовью. И если будет такой же персонаж, но другого склада, то почему бы и нет. А если героя пишут по шаблону гопника, то его и играть неинтересно.

Расскажи про фильмы «Тряпичный союз» и «Парень с нашего кладбища», которые вошли в конкурс «Кинотавра».
«Тряпичный союз» — фильм про трех друзей, которые хотят изменить мир. К этой компании присоединяется совсем молодой парень, которого друзья всячески используют: разводят на газировку, потом и вовсе переезжают к нему на дачу. Со временем коллектив начинает рушиться. Цели у всех вроде бы благородные, но как лебедь, рак и щука, тянут в разные стороны. Один хочет изменить мир, занимаясь политикой, второй сосредоточен на искусстве, а третий считает, что главное — качаться и становиться сильнее. И только «маленький» человек, присоединившийся к этой компании, может собрать это воедино, но окончательно разрушает все появившаяся в их жизни девушка.

События происходят в наши дни?
Да.

А что насчет «Парня с нашего кладбища»?
Там я охраняю кладбище.

Жанр мистика?
Есть сомнения. Изначально это должна была быть мистика, но, когда я пришел в проект, сценарий немного изменили в сторону комедии. Готовый фильм я пока не видел, поэтому до конца жанр определить не могу.

Как тебе кажется, что привлекло отборщиков «Кинотавра» в этих фильмах?
Наверное, то, что обе картины — режиссерские дебюты. Плюс мистика — довольно редкий для нашего кино жанр.

Кстати, почему он такой редкий?
Я в целом плохо знаком с жанром мистики, а тем более ужасов. Обычно происходящее на экране не вызывает страха и кажется ересью. Исключение, пожалуй, только «Сияние» Стэнли Кубрика.

«Педагог из студии, узнав о моих планах ехать в москву, вызвала к себе и сказала: «Саш, ну я лично не вижу в тебе искры таланта».

В чем особенность работы с режиссерами-дебютантами?
Они каждую секунду переживают за происходящее. Много времени тратят впустую, потому что не понимают, как организовать процесс, но зато в глазах видно желание сделать то, чего никто раньше не делал. Это подкупает. Чувствуешь, что загораешься не впустую. Режиссеры-ремесленники ко всему относятся спокойно, а когда видишь холодный нос, то и у тебя все падает.

Есть еще один проект режиссера-дебютанта, в котором под тебя изначально написана роль, «Слава» Григория Добрыгина. И вот вопрос: почему именно тебе он предложил сыграть провинциального актера, который в один прекрасный день проснулся знаменитым?
Не думаю, что за какие-то мои суперспособности, просто мы с Гришей дружим.

Ты ведь не единственный его друг-актер.
Это правда. Просто идея «Славы» родилась в соавторстве, и мне нравится направление, в котором движется сценарий. Довольно пространный получается ответ... Я бы выделил три основные причины, по которым он позвал меня. Во-первых, он мой друг.

Во-вторых, ты его друг?
Да. А в-третьих, у нас есть совместный опыт работы в клипе (речь о клипе Муси Тотибадзе на песню «Радио». — Прим. ред.)

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем» (фото 3)

Отталкиваясь от совместной работы на съемочной площадке «Радио», что ты можешь сказать про Григория Добрыгина как про режиссера?
Клип и фильм все-таки разные вещи. Мы с ним выполняли одни и те же задачи, и со мной он больше взаимодействовал как актер, а не как режиссер. Но процесс Гриша организовывает круто. Я вот не уверен, что за одну ночь смог бы снять музыкальный клип, а он, как видишь, смог.

В твоей фильмографии есть еще одна работа короткометражка «Нечаянно», которая вошла в альманах «Новые русские». Год назад фильм получил главный приз в конкурсе короткого метра на «Кинотавре». Тебя это не удивило? «Нечаянно» и «Кинотавр» на первый взгляд две разные вселенные.
Почему? Это черная комедия — крайне редкий у нас жанр.

Получается, на «Кинотавре» раздают призы за редкость жанра?
Помимо жанра, там и я на высоте! (Смех человека за соседним столом. — Прим. ред.) Еще в коротком метре всегда что-то утомляет: либо недосказанность, либо, наоборот, то, что все объяснено. А в случае с «Нечаянно» все грамотно расставлено по своим местам. Хотя я понятия не имею, за что на «Кинотавре» раздают призы.

Но какое-то значение они для тебя имеют?
Вообще никакого. Денег мне за это не дают. Если бы выделили конкретно меня и дали приз за лучшую мужскую роль второго плана, может быть, награда имела бы какое-то значение. Получил бы статуэтку, поставил бы ее дома на батарее рядом с призом GQ (в 2014-м журналом GQ Александр был назван «Открытием года». — Прим. ред.) Я когда получил статуэтку GQ, хотел прийти с ней на эфир «Кино в деталях» и невзначай поставить рядом с собой на стул. Но мне не разрешили — реклама.

Ты много раз рассказывал, как твоя мама отреагировала на фильм «Горько!». А чье еще мнение для тебя важно?
Моего дяди. Если бы не он, я бы и не стал актером. Он видел, что характер у меня шебутной, и предложил пойти в театральную студию. Был уже конец учебного года, я пришел и увидел в классе пять девчонок, которые стояли в кругу и кидали друг другу звуки. Одна кидает «и-и-и», вторая ловит «а-а-а» и кидает третьей «ы-ы-ы». А я нормальный пацан, только с драки пришел, стою в зажиме. В общем, тот театральный сезон закончился для меня очень быстро. Осенью встретил человека из этой студии, он пообещал, что пацаны в кружке будут, и я вернулся. Занимался год, понял, что вещь интересная, но театральную студию надо бросать и готовиться самому, пока дорожка не увела меня в челябинский театр. Педагог из студии, узнав о моих планах ехать в столицу, вызвала к себе и сказала: «Саш, ну я лично не вижу в тебе искры таланта. Вот Катька могла бы, но она взрослая уже. А ты куда?». Дядя тогда был единственным, кто в меня верил и, в отличие от других, не твердил, что в Москве все куплено.

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем» (фото 4)

Что дядя говорит про твои роли?
Для него до сих пор неожиданность, что фильм «Горько!» так понравился народу. Он у меня интеллектуал, смотрит Антониони, Бертолуччи, Феллини, из русских любит раннего Михалкова, Звягинцева, Балабанова. Комедия не его жанр.

Ты сам что смотришь?
В последнее время пересматриваю советское кино. Очень люблю Коэнов, о чем говорю всем подряд, и может создаться впечатление, что ничего другого я не смотрел. Но у них именно тот юмор, который мне нравится; не прямая попытка насмешить зрителя, а шутки, которые произносятся очень серьезно. Есть еще любимое кино из детства — «Терминатор». Я плакал в конце второй части. Обожал кино с Жан-Клодом Ван Даммом. Помню, в каком-то фильме он занимался сексом с двумя блондинками, и я тогда был очень разочарован, потому что увидел супергероя голым и похотливым. Но годика через два резко вырос и понял, что ничего страшного в этом, наверное, нет.

А сериалы?
Никогда не смотрел.

Даже новые?
Из новых посмотрел «Карточный домик» и еще четыре сезона «Игры престолов» за неделю осилил.

Сниматься в сериалах тебе наверняка предлагают. Как на это реагируешь?
Реагирую хорошо, но пока не соглашался.

Тем не менее ты снялся в пилоте сериала «Моя Москва» Резо Гигинеишвили. Если проект запустят в производство, ты будешь в нем участвовать?
Нет, я уже отказался. С момента съемок пилота прошел год, и к тому же у проекта сменился режиссер.

«В детстве обожал кино с Жан-Клодом Ван Даммом. Помню, в каком-то фильме он занимался сексом с двумя блондинками, и я тогда был очень разочарован, потому что увидел супергероя голым и похотливым».

Профессия актера подразумевает узнаваемость. И да, хорошее кино не дает той степени популярности, которую дают сериалы. Но представь, что снимаешься ты еще лет десять-пятнадцать, а автографы на улице так и не берут.
Для меня это не проблема. Я же работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем. Само по себе это не плохое явление, но только если в тебе узнают персонажа, к которому хочется подойти и поговорить о жизни. Бодров после выхода «Брата» рассказывал, что люди писали ему письма и спрашивали, как поступить в той или иной ситуации. Вот это я понимаю.

Бодров вообще был героем своего времени.
Да, согласен, довольно странный пример. Если бы в «Брате» сыграл не он, может, и не было бы такой реакции. Просто для меня автографы — это не цель. Есть собственная жизнь, работа, которая интересна и приносит удовольствие. А если будут узнавать за ту работу, которая удовольствие не приносит, то это не самый лучший вариант.

Ты не только много снимаешься, но и успеваешь играть в нескольких спектаклях. Когда поступал в театральное, свое будущее видел на сцене или все-таки в кино?
Кино для меня было какой-то недосягаемой вещью. Живя в Челябинске, я вообще не представлял, как туда можно попасть. Подсознательно рассчитывал на театр, но о кино, конечно, мечтал.

Александр Паль: «Я работаю не для того, чтобы в меня тыкали пальцем» (фото 5)

Сейчас есть и то и другое. Ощущаешь разницу между задачами, которые стоят перед тобой на сцене и на съемочной площадке?
Перед камерой всегда мало времени — не успеваешь найти что-то новое. В результате скатываешься в самоповтор, поэтому со временем некоторые актеры ко всем ролям относятся как к механической работе. Что с этим делать, я пока не понял. В театре тебе дают пробовать, а в кино отыгрываешь дубль, дня через три понимаешь, что можно было по-другому и лучше, но сделать уже ничего нельзя.

Кто сегодня ходит в театр?
В разных театрах публика совершенно разная. Раньше зрители в «Маяковке» аплодировали ровно на одних и тех же моментах, а сейчас больше задумываются над спектаклями, реагируют всегда по-разному. Самую лучшую для себя публику я встречаю на спектакле «В ожидании Годо». Там можно найти всех: женщин, бабушек, театралов, критиков. Всегда есть ощущение «свежего» зрителя.

Есть ли та публика, которая ходит на твои спектакли, потому что там играет «гопник из «Горько!»?
Братков, которые снимают два ряда в театре и в какой-то момент говорят: «Давай приостановим спектакль, я поссать пойду», — не замечал. Но думаю, люди, которые пришли в театр, посмотрев «Горько!», все-таки есть. После спектакля «В ожидании Годо» меня однажды подозвал нерусского вида паренек и сказал: «Ну-ка сядь сюда, сфотографируйся с моей дамой!». Я сажусь, спрашиваю, обнять ли даму, паренек отвечает, что даму трогать не надо. Потом щелкает: «Все, свободен». Но это исключение. Обычно я не отличаю людей, которые пришли не на спектакль, а именно на меня. Только если девушек...

И как ты их отличаешь?
По взгляду, манерам видно, что обычно они свободное время проводят не в театре.

На какие спектакли ты ходишь как зритель?
Когда обрастаешь друзьями-актерами и друзьями-режиссерами, ходишь в основном только на них. Или все вокруг судачат о Богомолове, мол, голову свиньи к театру подбросили или спектакль отменили. Человек ведь существо социальное, поэтому иногда хожу на те спектакли, о которых говорят старушки в Камергерском. Однажды пришел так в МХТ, а сидящая рядом бабушка во время спектакля начала обсуждать, что Богомолов пошел против Табакова и как вообще так можно. В этот момент за ее спиной появляется Богомолов, стучит по плечу и говорит: «Можно потише?».

Если идешь на спектакль, где играет друг, и увиденное тебе не нравится, можешь потом подойти и сказать, что как-то не очень?
Со временем начинаешь понимать, что «не очень» — это не ответ. Тут надо грамотно сформулировать, что тебе не понравилось, и предложить, как это можно изменить. Хотя на первом-втором курсе я был категоричен. За двадцать минут видел все ошибки и давал оценки из серии: «Ну как же так можно играть?! Вот я бы...». А потом сам начинаешь играть, понимаешь, что это не самое простое занятие, и относишься ко всему профессиональнее. Но я никогда не скажу, что мне понравилось, если это неправда.

Благодарим за помощь в организации съемки [цурцум]кафе, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7