Что смотреть этой зимой: 15 главных фильмов сезона
Звездные войны, военная драма с Брэдом Питтом и новый фильм Тома Форда
Зима — самое интересное время года с точки зрения проката: на экраны выходят и новогодние блокбастеры, и будущие оскаровские номинанты. Составляем список фильмов, ради которых стоит выбраться в кинотеатр несмотря на холод.
«Союзники» (1 декабря)
Фильм, смотреть который можно хотя бы ради актерского состава — Брэд Питт играет британского шпиона, прямо посередине Второй мировой во время опасной миссии влюбившегося во французскую разведчицу (Марион Котийяр). Спустя год, уже после свадьбы и рождения ребенка, герою Питта сообщают, что его жена — предполагаемый нацистский агент. Сначала отвергнув все обвинения, со временем он замечает, что основания для подозрений действительно есть. Первые зрители уже сравнивают фильм с «Касабланкой» (благо, что несколько его сцен действительно происходят в Касабланке), да и критики к фильму настроены благожелательно. Режиссер — голливудский классик Роберт Земекис («Назад в будущее», «Экипаж»).
«Планетариум» (1 декабря)
Французский фильм, примечательный в основном тем, что стал первой серьезной ролью Лили-Роуз Депп, дочки Джонни и Ванессы Паради. В Париже конца 1930-х объявляются две сестры-американки (Депп и Натали Портман), которые убеждают всех, что умеют разговаривать с мертвыми. Со временем они попадают в любовный треугольник с разорившимся кинопродюсером, который очень хочет на них заработать и никак не может разобраться, шарлатанки они все-таки или нет. Шедевром фильм, как и ожидалось, не стал (выглядит он гораздо проще, чем кажется), зато в нем есть эстетика старого Парижа и на удивление не раздражающий Луи Гаррель. Если подумать, не так уж и мало.
«Под покровом ночи» (8 декабря)
После «Одинокого мужчины» Том Форд не снимал кино семь лет (зато стабильно выдавал по четыре коллекции в год). Тем более долгожданным стал его новый фильм — экранизация романа Остина Райта «Ночные животные». Самое интересное в картине — ее структура: в «Под покровом ночи», по сути, сразу два фильма в одном. В первом Эми Адамс получает от бывшего мужа-писателя посвященный ей роман, полный ужасающего насилия (одна из убитых героинь внешне очень на нее похожа). Во втором на экране происходят события, описанные в книжке: обычный бородатый семьянин (Джейк Джилленхол) отправляется мстить за семью. От фильма Форда мало кто ожидал такого количества насилия — но как же круто и эстетично режиссер его снимает! А вообще, конечно, на этот фильм лучше идти, ничего про него не зная, — так впечатление будет еще сильнее.
«Изгой-один. Звездные войны: Истории» (15 декабря)
«Звездные войны» ставят на конвейер — каждый год будет выходить по одному фильму, связанному с событиями в далекой-далекой галактике. Действие «Изгоя-один» будет происходить между третьим и четвертым эпизодами. В центре сюжета — лидеры Сопротивления, которые собираются выкрасть чертежи Звезды Смерти и не дать Дарту Вейдеру осуществить свои планы. Если прошлогодний, седьмой, эпизод отсекал аудиторию тех, кто никогда «Звездные войны» не смотрел, то на «Изгоя» можно идти всем — он почти никак не связан с другими фильмами серии. Создатели, среди которых режиссер Гарет Эдвардс («Годзилла»), Фелисити Джонс и Мадс Миккельсен, утверждают, что это будет не столько космический боевик, сколько старомодное военное кино.
«Пассажиры» (22 декабря)
Еще один важный фильм декабря, действие которого будет происходить в космосе (да сколько можно!). На космическом корабле, который перевозит 5000 людей в новую галактику (на время 120-летнего вояжа все они отправлены в глубокий сон) два человека случайно просыпаются — за 90 лет до предполагаемого прибытия. Пассажиров играют Дженнифер Лоуренс и Крис Пратт — и их корабль, по законам жанра, попадает в беду. Сценарий фильма был написан еще 10 лет назад, но до съемок дело дошло, только когда за дело взялся режиссер «Игры в имитацию» Мортен Тильдум. 4 декабря Пратт приедет в Москву, чтобы лично представить картину.
«Закон ночи» (12 января)
Бен Аффлек не всегда впечатляет как актер, но на режиссерском посту у него явно все получается (предыдущий его фильм, «Арго», например, взял главный «Оскар»). Новый его фильм — снова экранизация романа Денниса Лихэйна, на этот раз про времена сухого закона в Америке: сын бутлегера (сам Аффлек) украл много денег у влиятельного гангстера и теперь пытается уйти от возмездия. В главных женских ролях — Зои Салдана, Сиенна Миллер и Эль Фаннинг, после «Неонового демона» выбившаяся в первый эшелон. Это, кстати, уже шестой режиссерский опыт Аффлека, первым была короткометражка 1993 года под названием «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма».
«Ла-Ла-Ленд» (12 января)
Фильм, который называют самым вероятным претендентом на главный «Оскар». Райан Гослинг играет джаз в дрянных барах, Эмма Стоун неудачно ходит на прослушивания, но вскоре они встречаются и их захлестывает волна любви. Впервые фильм показали на недавнем Венецианском кинофестивале, где он удостоился стоячих оваций. Да и вообще — «Ла-Ла-Ленд», судя по всему, нравится абсолютно всем, кроме пожилых циников.
«Рай» (19 января)
Фильм Андрея Кончаловского, взявший приз за режиссуру в Венеции, добирается до российского проката. Русскую аристократку и участницу Французского сопротивления (налысо побритая Юлия Высоцкая) отправляют в концлагерь, где она встречает когда-то влюбленного в нее нациста и хочет сбежать вместе с ним — но потом пересматривает былые идеалы. На премьере «Рай» приняли неоднозначно (ну да, фильм про фашистов и Холокост сложно не упрекнуть в фестивальной конъюнктурности), но нового Кончаловского все равно посмотреть нужно — это действительно хорошее кино, пусть и со смазанным финалом.
«Молчание» (26 января)
«Молчание» Мартин Скорсезе планировал снимать еще в 1980-х, но все время откладывал проект ради чего-то другого. Когда-то на главные роли португальских иезуитов, отправившихся в Японию на поиски своего ментора, планировались Дэниэл Дэй-Льюис и Гаэль Гарсиа Берналь, но в итоге их сыграли Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер. В трейлере героев в основном пытают и заставляют отказаться от своей веры (в Японии XVII века христианство было под запретом), так что это, вероятно, будет одним из самых жестоких фильмов Скорсезе. «Молчание» уже сейчас включают в число главных претендентов наградного сезона — правда, сначала нужно дождаться премьеры, которая пройдет совсем скоро в Ватикане.
«Т2: Трейнспоттинг» (2 февраля)
Продолжение всем известного фильма «На игле» с теми же актерами — герои уже не сидят на кокаине, а носят костюмы, работают клерками и пытаются найти себя. Повстречавшись спустя 20 лет, они пробуют основать свой, шотландский, порнобизнес («Т2» — это вольное переложение романа Ирвина Уэлша «Порно»). Юэн МакГрегор долго не хотел сниматься в фильме, потому что поссорился когда-то с режиссером Дэнни Бойлом, но в итоге согласился и даже сам уговаривал остальных актеров поучаствовать во второй части.
«Патерсон» (16 февраля)
Адам Драйвер оправдал, наконец, фамилию и снялся в роли водителя автобуса — у Джима Джармуша явно очень креативный подход к кастингу. Патерсон из города Патерсон, штат Нью-Джерси, пишет стихи для своей жены, напрочь отказываясь их публиковать, каждый день ездит по одному и тому же маршруту и захаживает в бар, в котором нет и никогда не будет телевизора — как у самого Патерсона нет и никогда не будет смартфона. Это фильм про размеренность жизни и красоту повседневности, обязательный к просмотру только тем, кто допускает, что за два часа в кино может ничего и не произойти. Впервые «Патерсона» показали еще в Каннах, но в России он появится уже к концу зимы — жалко, что один из лучших фильмов этого года в прокат выйдет только в следующем.
«Голос монстра» (23 февраля)
История взросления, которое маскируется детским фэнтези — режиссер Хуан Антонио Байона («Приют») экранизирует книжку про мальчика, который очень хочет, чтобы его мать вылечилась от рака, и заводит для этого дружбу с незлобным монстром. Чудище приходит к нему по ночам, рассказывает сказочные истории и помогает ему справиться с трагедией. По сюжету фильм немного напоминает «Большого и доброго великана» Спилберга, но у Байоны, видимо, получилось гораздо более мрачно. Фильм уже вышел в Испании, где стал хитом проката и заработал тонну положительных рецензий.
«Тюльпанная лихорадка» (23 февраля)
Еще одна костюмная роль Алисии Викандер, еще один сценарий Тома Стоппарда, еще раз Кристоф Вальц в роли злодея — все это может обернуться приличным фильмом про порочные страсти на фоне исторических событий. Героя Дэйна ДеХаана нанимают, чтобы нарисовать портрет Алисии Викандер — и он, к неудовольствию ее мужа, в нее влюбляется. Все это происходит во время тюльпанной лихорадки в Голландии начала XVII века, когда инвестиции в рынок тюльпанов делали из обычных людей миллионеров. Важный момент: в одной из ролей снялся Зак Галифианакис — видимо, в качестве особо крупной луковицы тюльпана.
«Тони Эрдманн» (23 февраля)
Единственный немецкий фильм за последние пять лет, который можно и нужно смотреть безо всяких оговорок — «Тони Эрдманна» называли главным фаворитом последнего Каннского фестиваля, но в итоге так ему ничего и не дали (и очень зря). Это история любви отца и дочери, между которыми абсолютно отсутствует взаимопонимание — и тогда отец приезжает в Бухарест, где работает его дочь, и притворяется совсем другим человеком. Это очень трогательное, камерное и неожиданно личное для многих кино с прекрасными диалогами. Возможно, лучше в 2016-м пока и не сняли.
«Джеки» (23 февраля)
Биография Джеки Кеннеди с Натали Портман в главной роли — не про знакомство с Джоном и не про розовые шляпки, а про ее жизнь в Белом Доме и первые дни после убийства мужа. Снял фильм лучший чилийский режиссер всех времен и народов Пабло Ларраин, многие сходятся во мнении, что это лучшая роль в карьере Портман и практически гарантированная оскаровская заявка.