Интервью с Ингеборгой Дапкунайте
В преддверии открытия Школы актерского мастерства
15 апреля открывается Школа актерского мастерства Cinemotion Acting School под руководством Ингеборги Дапкунайте. Учебная программа школы разработана в сотрудничестве с British American Drama Academy и California State University, что звучит многообещающе. Более того, в попечительский совет вошли Джон Малкович, голливудский консультант Роберт Макки, декан British American Drama Academy Иан Вулдридж, руководитель драматического отделения California State University Светлана Ефремова.
Buro 24/7 решило узнать у Ингеборги Дапкунайте подробности о новом вузе, его преподавателях, курсах и отличии от традиционных театральных школ. Разговор об учебе плавно перетек в занимательную беседу о русских актерах на Западе, мифе "богоцелованности" Мэрил Стрип, и феномене американского телевидения для всех.
В попечительский совет Школы актерского мастерства Cinemotion Acting School входит культовый актер Джон Малкович. В чем идея попечительского совета?
Попечительский совет – это наш знак качества. Иан Вулдридж приедет на открытие школы и проведет несколько мастер-классов, Светлана Ефремова проведет летний интенсив, также планируем визит Джона Малковича.
В чем уникальность Школы актерского мастерства Cinemotion Acting School ?
У нас акцент делается на то, чтобы преподаватели были практиками, находились в курсе событий современного кино.
Составлена ли программа обучения?
У нас будут разные программы обучения. С середины апреля мы запускаем двухмесячные курсы, так называемые ознакомительные. Это программа для тех, кто хочет стать актером, но никогда не учился актерскому мастерству и хочет попробовать, — и затем, возможно, поступить на двухлетнюю программу, которую мы откроем в сентября. В мае Вениамин Смехов будет вести курс по комедии. Честно признаюсь, я сама хочу это слушать! Будут курсы для людей, чья профессия предполагает публичные выступления. Планируются курсы не только для начинающих, но и для профессиональных актеров. В начале июня в рамках летней программы школы пройдет семинар голливудского коуча по актерскому мастерству Иваны Чаббак, которая работает с Брэдом Питтом, Шарлиз Терон, Лив Тайлер и другими известными актерами.
Курсы, рассчитанные на два месяца, сложно назвать полноценным образованием. Будет ли логичное продолжение?
Конечная цель – запустить двухгодичную школу совместно с ВУЗом.
Назовите пример идеальной школы актерского мастерства?
Есть прекрасные школы в России и на Западе. Я с большим уважением отношусь ко всем.
Ок. Запишем ГИТИС.
Перестаньте! (смеется) Если я назову кого-то одного, на меня обидятся. Часто все зависит не от названия университета, а от мастера курса. Есть преподаватели, которые целенаправленно набирают людей для своего театра. Это очень четкая задача, которую я понимаю. Если б у меня был театр, я бы тоже так делала.
Если кратко, то какая главная задача у преподавателей школы?
Дать как можно больше инструментов начинающему актеру, возможность управлять своими способностями. Если у человека есть талант, он должен научиться им владеть.
Я знаю много случаев, когда человек с невыдающимся талантом становился хорошим актером. Также бывало наоборот: я встречала кого-то очень талантливого, казалось, все при нем, но он не добивался успеха.
Потому что не работал над собой?
Да, но я редко сталкивалась с актерами, которые талантливы и не прилагают к этому никаких усилий.
Существует ли некая когорта богоцелованных актеров, тех, на кого даже профессионал смотрит вопросительно: "Как он играет?" Алиса Хазанова мне рассказывала, что такой эффект на нее производит Мэрил Стрип.
Я вижу и знаю много актеров, которые очень талантливы. Мне посчастливилось работать с преподавательницей акцентов и языка, которая занимается с Мэрил Стрип, и я точно могу сказать, что ничего не дается просто так, по щелчку. За гениальной игрой, запоминающимися фразами и интонациями Стрип стоит большой труд.
Аль Пачино говорил, что театр – это бухта актера. Считаете ли вы театр необходимым этапом в становлении профессионального актера? Должен ли актер играть на сцене?
Никто никому ничего не должен. Есть много замечательных актеров, которые работают на телевидении и в кино. Но практика в театре, на мой взгляд, дает очень много.
Телевидение и театр – это совершенно разные истории?
Сегодня в мире культуры границы стираются. Если вы посмотрите американское кино и сериалы, вы увидите, что актеры легко переходят из одного формата в другой. Раньше между кинематографом и телевидением была качественная разница, сейчас ее нет.
Чем, по Вашему мнению, объясняется подъем американского телевидения?
Пожалуй, это связано с тем, что произошло примерно 15 лет назад – появились качественные телевизионные проекты. Американцы поняли, что сериалы — это не локальный продукт, их можно продавать всему миру. Можно нанимать талантливого режиссера, талантливого сценариста, талантливых актеров и снимать интересные всем сериалы. Мы живем в мире, где создание качественного телевизионного продукта стало выгодно.
Это отражается на широком метре? Не кажется ли Вам, что стремительное развитие телевидения объясняется упадком американского среднего мэйнстримного кино?
Я не анализировала это в данном ключе. Существуют два разных формата, а следовательно, два разных психологических подхода к просмотру. Широкий метр остается широким метром.
Вы любите сериалы ?
Да, конечно. Если есть блестящий сериал, то почему не посмотреть его?
Последний сериал, который вы посмотрели?
Я отстаю очень сильно от всех премьер. "Лиллихаммер", "Во все тяжкие","Чужой среди своих".
В России возможно сделать сериалы, не уступающие американским?
Да. Сейчас мне вспоминаются какие-то единицы, вроде "Ликвидации".
Каналы заинтересованы в новых кадрах?
Да. Телевидение ждет от школ, от Cinemotion в частности, выпуска молодых и талантливых режиссеров, сценаристов, операторов, актеров и редакторов.
Телеканалы обещают трудоустройство выпускникам? Если да, то повышаются ли шансы у студентов Cinemotion Acting School?
Я не могу обещать студентам: "Вас возьмут на такой - то канал", но я знаю, что если они поучатся, приобретут навыки, опыт, то их шансы устроиться на работу возрастут в несколько раз.
Обучение будет исключительно на русском языке?
В каких то случаях будем делать переводы. На самом деле, у нашей школы есть начинания в этой области. Отличный пример – Q&A с иностранными кинематографистами, которые мы регулярно проводим. Среди гостей уже были Фрэнсис Форд Коппола, Джон Лассетер, Тилль Швайгер, Роберт Макки.
Вход свободный?
По-разному. На многие открытые мастер-классы мы приглашаем всех желающих: студентов творческих ВУЗов и школ.
Есть ли какое-то правило в преподавании, которое Вы никогда не нарушите?
Недавно на Q&A с Тиллем Швайгером ему задали вопрос: "Что должен делать хороший режиссер для актера?". Он ответил: "Режиссер не должен подорвать актеру веру в себя". Если вы берете на роль человека, то он должен верить в то, что это ваш выбор, вы ему доверяете.
Надо ли режиссеру любить актера?
Любить – сложное понятие. Для меня все проще: если мы делаем работу вместе то по умолчанию считаем друг друга талантливыми людьми и ценим то, что создаем вместе. Я уверена, что в любой сфере так. Например, вы проводите фэшнсьемку и хотите, чтобы стилист, визажист, фотограф и модель были талантливыми. Набрать многообещающую команду – абсолютно нормальное желание.
В начале съемок классик американского кинематографа Орсон Уэллс выгонял одного актера, чтобы другие признали его авторитет. Сейчас это не практикуется?
Теперь в Голливуде не выгонишь актера, уволить кого-то – очень сложно и дорого! К тому же, есть установка: ты режиссер, тебе дается время и ресурс, чтобы провести кастинг, и он отвечает за свой выбор.
Есть ли глобальное различие в работе российских и зарубежных актеров? Говорят, что наша школа учит играть на вдохе, американцы же работают на выдохе.
Интересно, надо подумать над этим. Если честно, для меня все сводится к одному аргументу: либо актер талантлив, либо нет. Гражданство значения не имеет.
По фильму понятно, на площадке была дружелюбная атмофсера или нет?
Нет, никогда! Бывают счастливые площадки и посредственные фильмы и наоборот.
Нужна ли России новая кинопремия?
Премии есть. Лучше фильмов побольше.
Сейчас среди отечественных актеров есть тенденция уезжать в Голливуд. По вашему мнению, русские могут состояться на Западе как разноплановые актеры?
Кажется, только один раз за всю карьеру я сыграла роль английской домохозяйки, и то, изначально ее должна была играть британка. Когда актриса не смогла сниматься, и выбор пал на меня, режиссер привязал к истории моей героини литовское детство. Плохо ли это? Нет. Ведь я не английская домохозяйка. Мне было бы неорганично играть графиню из "Аббатства Даунтон".
То есть русские всегда будут играть либо ученых, либо гангстеров в американском кино?
Представьте, что мы снимаем кино здесь и приглашаем на роль русского американца. У зрителя возникает вопрос: "Зачем?" В первую очередь, смущает акцент.
Возможно, дело в недостаточной работе российских актеров над английским или американским произношением?
Светлана Ходченкова, которая активно снимается, сказала в одном интервью "учите язык" — я с ней полностью согласна.
Кого из молодых российских режиссеров вы считаете лучшим?
Не могу сказать. Другие обидятся.
Запишем "Серебренников".