Поиск

Как российское кино стало хорошим

Как российское кино стало хорошим

Или почему индустрия может записать 2014 год себе в актив

Текст: Анна Вельмакина

Кинокритики единодушны в мнении о том, что 2014 год стал удачным для мирового кинематографа. Мы же патриотично хотим заметить, что колоссального успеха добилась, в частности, и российская киноиндустрия

Несправедливо утверждать, что до 2014 года в России не было хорошего кино. За последние 10 лет вышли "Ночной дозор", "Остров", "Питер FM", "Мне не больно", "Русалка", "Как я провел этим летом", "Елена", "Шапито-шоу", "Географ глобус пропил", "Легенда №17" и еще как минимум два десятка лент, которыми отечественная киноиндустрия может гордиться. Но за последнее время концентрация "нестыдных" фильмов made in Russia возросла настолько, что они наконец стали осязаемы для широкой аудитории — далекой от фестивальных интриг, но вместе с тем формирующей прокатный успех картин. Мы попытались выяснить, что стало причиной столь высокого КПД нашего кино за последний год. 

Молодое поколение 

Наступило время, когда эпитет "молодой" в отношении актеров и режиссеров перестал быть относительным и принял свое словарное значение. 26-летний Иван Твердовский снял картину "Класс коррекции", главные роли в которой отдал 25-летней Марии Поезжаевой, 23-летнему Филиппу Авдееву и 24-летнему Никите Кукушкину. В результате режиссер взял приз на "Кинотавре" за лучший дебют, а лента получила несколько наград, в том числе, на фестивалях в Карловых Варах, Котбусе и Марракеше.

Как российское кино стало хорошим (фото 1)

Картина "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой подарила российскому кино сразу двух молодых актрис: 20-летнюю Александру Бортич и 21-летнюю Марину Васильеву. Для обеих лента Сайфуллаевой стала дебютной (как и для самого режиссера: прежде Нигина не работала в большом кино), но уже в следующем году Бортич появится во второй части "Духless", фильме Анны Меликян "Про любовь" и картине "Неуловимые", а Васильева закончит Школу-студию МХАТ и, есть подозрение, продолжит карьеру в кино. 

Как российское кино стало хорошим (фото 2)

В "Звезде" Анны Меликян — картине, которую поклонники автора "Русалки" ждали долгих семь лет, — зрители впервые смогли оценить актерскую работу 19-летнего Павла Табакова. Звание продолжателя династии настолько же почетно, насколько и ответственно, но успех "Звезды" говорит о том, что Табаков-младший может надеяться на более чем удачную кинокарьеру: уже в следующем году мы увидим Павла в картине Андрея Прошкина "Орлеан". 

Как российское кино стало хорошим (фото 3)

"Женское кино"

Феномен, возникший на последнем "Кинотавре". Восемь из 14 режиссеров, чьи работы вошли в основную программу фестиваля, оказались женщинами: уже упомянутые Анна Меликян и Нигина Сайфуллаева, а также Тамара Дондурей ("21 день"), Ангелина Никонова ("Велкам хом"), Светлана Проскурина ("До свидания мама"), Оксана Бычкова ("Еще один год"), Наталья Мещанинова ("Комбинат "Надежда") и Вера Харыбина ("Спроси меня"). Кроме того, сценарии трех из восьми "женских" фильмов были написаны молодым автором Любовью Мульменко.

Как российское кино стало хорошим (фото 4)

Как российское кино стало хорошим (фото 5)

Критики предпочли увидеть в этом не просто тенденцию, а целое явление: смелое и честное поколение женщин, которым наконец дали право голоса в кинематографе. Однако ликование феминистских движений было прервано самими режиссерами: "Не вижу никакого "женского кино", — сказала в одном из интервью Анна Меликян, заочно согласилась с которой Сайфуллаева, охарактеризовавшая себя как "антифеминистка, не справляющаяся без мужчины". Понадобится еще несколько лет, чтобы узнать, совпадением или нет был тот факт, что в 2014-м российское кино было про женщин и от женщин, но удавшимся данный опыт можно считать уже сейчас. 

Фестивальное признание 

Различные премии и фестивали можно сколько угодно считать субъективными величинами, однако наличие или отсутствие у фильма наград традиционно важный психологический фактор. С этой точки зрения нынешний год также стал удачным для российского кино. О картине "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", завершившей трилогию Андрея Кончаловского о российской глубинке, на Родине слышали мало, пока режиссер не увез из Венеции "Серебряного льва". Затем была просьба Кончаловского не выдвигать "Белые ночи..." на "Оскар" ("В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым") и показ картины в эфире "Первого канала", собравший, по заявлению самого канала, рекордную аудиторию. 

Как российское кино стало хорошим (фото 6)

На "Оскар" от России был выдвинут другой фильм — "Левиафан" Андрея Звягинцева. Лента собрала призы фестивалей в Мюнхене, Паличе, Лондоне, но главное — в Каннах: пальмовая ветвь досталась сценаристам "Левиафана" Андрею Звягинцеву и Олегу Негину. Прокат фильма был передвинут с осени 2014-го на февраль 2015-го, поэтому нас еще ждет волна споров и обсуждений вокруг него, но и на фестивалях "Левиафан" успел сделать столько, что заслуживает отдельного внимания. 

"Левиафан"

Картина Андрея Звягинцева — самый обсуждаемый российский фильм 2014 года, при этом широкой аудитории "Левиафан" еще не показали. Достаточно реакции критиков и кинематографистов, которые посмотрели ленту: американский The Hollywood Reporter включил картину Звягинцева в топ-10 фильмов года, британская The Guardian — в топ-5. 

Помимо чрезвычайного успеха на кинофестивалях в Европе и Азии, "Левиафан" уже начал успешный поход на Запад. Сначала пришла новость о том, что фильм номинирован на "Золотой глобус", а спустя несколько дней "Левиафан" вошел в шорт-лист "Оскара". 

Как российское кино стало хорошим (фото 7)

За вычетом субъективного, фильм Звягинцева — шаг для него самого и огромный скачок для всего российского кино. Номинации мировых кинофестивалей в случае с "Левиафаном" особенно значимы по той причине, что содержанием фильм не намекает на Европу или Запад. "Левиафан" — история про Россию в далеко не самом приглядном ее виде (про "Рашку-говняшку", как выразился о подобном кино министр культуры Владимир Мединский). Персонажи вымышлены, совпадения не случайны — Звягинцев этого не скрывает. Герои "Левиафана" нарушают каждую из десяти заповедей, и когда зритель понимает, как немного в картине вымысла, пугается самого себя: реакция россиян на "Левиафан" будет красочнее любой рецензии иностранных критиков.