"Такой же предатель, как и мы": мрачный утренник с Димой, Тамарой и Наташей
По роману Джона Ле Карре
Во время бюджетного отпуска в Марокко лондонский профессор (Юэн МакГрегор) тщетно пытается наладить отношения с женой (Наоми Харрис) и справиться с нарастающей скукой, иногда подпитываемой хорошей дозой алкоголя. Как и на любом более-менее крупном мировом курорте, источником неприятностей становятся русские — богатый и потный бандит по имени Дима (Стеллан Скарсгард) сначала приглашает на закрытую вечеринку, потом старается войти в доверие, а в итоге раскрывает важную тайну: оказывается, именно он хранит все деньги главы русской мафии (Григорий Добрыгин) и так хочет убежища на Западе, что готов сдать британцам все пароли и явки. Профессор вызывается вести переговоры между ним и агентом МИ-6 (Дэмиэн Льюис), на минуту позабыв, что среди людей, живущих не по закону, а по понятиям, выжить будет не так уж и просто.
Последние полгода выдались просто праздником для всех любителей прозы Ле Карре — выходит уже вторая, после «Ночного администратора», экранизация его романа. «Администратор», помимо костюмов Хиддлстона и зловещего прищура Лори, брал в первую очередь бондовской атмосферой и бондовским же сюжетом, в «Предателе» все выглядит менее радужно — криминальный мир здесь не носит голубых рубашек и не обаятелен совсем, а убивает сразу и без разговоров. «Предатель» получился не таким красивым, но в значительной степени более правильным именно с точки зрения авторской эстетики — никакой вам здесь романтики, получите настоящий криминальный триллер, уже без роковых девушек и испанских пляжей, но со зловещей русской мафией, подложенными в самолет бомбами и выстрелами в лицо.
Интересно смотреть «Предателя» будет именно отечественной аудитории — здесь, во-первых, часто и сочно говорят по-русски, по всему фильму разбросано много забавных деталей (одна из самых запоминающихся сцен картины посвящена убийству кагэбэшника), а Добрыгин играет верховного злодея по прозвищу Князь. Героев зовут Дима, Наташа и Тамара, все они обаятельно карикатурны и почти всех их в первую очередь хочется обнять — выглядят они и ведут себя именно как русские (хотя играют их в основном иностранцы). В двух словах, широкая русская душа, показанная чужими глазами, здесь не претит.
Что примечательно, сняла «Предателя» женщина, Сюзанна Уайт, ранее поставившая «Джен Эйр» и «Мою ужасную няню — 2» — то есть выбор более чем неочевидный. Наверное, в этом и заключается правильный подход к сугубо мужским романам — не превращать их в оды маскулинности, а акцент делать в первую очередь на истории. Хотя именно поэтому самое слабое звено фильма — главный его герой в исполнении МакГрегора, в основном из-за того, что играет он абсолютно обычного человека, вялую профессуру, внезапно ввязавшуюся в криминальные игры и не очень понимающую, что вообще происходит. Со всем остальным у «Предателя» полный порядок — можно, конечно, немного побурчать из-за того, что британцы снова сняли фильм про плохих русских — с мафией, отмыванием денег, баней и трехкратными поцелуями, но что уж тут поделать. Если Россия становится культурным придатком для рассказывания сильных историй, то и ладно — модель сырьевого все равно постепенно сходит на нет.