"Златан. Начало" понравится даже тем, кто ненавидит футбол
История одного таланта
«Ты слишком много волнуешься. Расслабься», — говорит солидному мужчине в костюме завернутый в фиолетовый свитер и огромный кожаный пиджак 19-летний юнец с немытой головой. Потом ухмыляется и намеренно чванливо, на камеру, водит во рту зубочисткой и называет английский футбол «дерьмом». Через пару минут сосет чупа-чупс, необаятельно смеется и вообще ведет себя как дорвавшийся до славы выходец из низов. В этом и есть весь Златан Ибрагимович, легенда современного спорта и один из самых успешных игроков всех времен, про которого слышали даже те, кто футбол на дух не переносит. Тех, кто на дух не переносит самого Златана, тоже немало.
Златан, собственно, и есть выходец из низов — его югославские родители переехали в Швецию и сводили концы с концами до того момента, когда их сын начал делать спортивные успехи. «Златан. Начало» рассказывает про самое начало его восхождения — от долговязого 18-летнего вундеркинда, явно переросшего маленький шведский городок, до чемпиона Голландии, проданного в Италию за 20 миллионов евро. Повествование заканчивается 2005-м годом — фильм не хочет быть полноценной биографией, а только исследует истоки. Верное решение, учитывая то, что ее главному герою сейчас всего 34 и из футбола он уходить пока не думает.
Известность Златан получил не только количеством забитых голов, но и конфликтностью — на этом режиссеры и делают акцент. Брать интервью у самого Ибрагимовича для фильма они не стали, только у тех, кто окружал его в те годы — тренеров, футбольных менеджеров и товарищей по команде. Все максимально серьезно, смешно становится только когда показывают монолог голландского журналиста, пятнадцать лет назад заявлявшего, что если Златан будет и дальше вести себя как собака, его карьере конец. Другой свидетель событий вспоминает, как быстро и одномоментно Ибрагимович бросил свою девушку. Фильм явно не идеализирует своего главного героя, но снят с такой к нему любовью, что похож, например, на очередную биографию Пушкина, снимай ее в России: спорный был человек, но зачем о нем плохо. Для шведов Златан и есть Пушкин.
В этом и есть главная проблема «Златана» — про него не то чтобы нужно снимать документалку: он еще не успел сделать в своей жизни ничего великого, не совершил научное открытие и не изобрел лекарство от рака. «Златан. Начало» снят шведами, для которых он — национальный герой. Это добротная картина, сделанная в основном для тех, кто боготворит ее главного героя вне зависимости от того, какой он человек. Фильм не про футбол вовсе, а про талант, которому, как утверждают создатели, можно все. Златан, говорят они, этого достоин — история пишется победителями, а уж он-то, со своими титулами, писать ее имеет полное право.