«В саундтреке к "Актрисам" много издевательских интонаций»: композитор Игорь Вдовин — о музыке, которую он пишет
С конца марта на «Кинопоиске» и Wink выходят «Актрисы» — новый сериал Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой. Это 10 эпизодов, три временных отрезка (первый начинается в 2014 году), известные лица в кадре (Светлана Ходченкова, Елена Николаева, Сергей Гилев, Лолита Милявская и другие) и одна главная тема — закулисная жизнь актеров театра и кино. По случаю премьеры Катя Загвоздкина поговорила с российским кинокомпозитором Игорем Вдовиным, который написал саундтрек к «Актрисам», о сотрудничестве с Бондарчуком и о том, как музыка влияет на зрителя.
Игорь Вдовин
В «Актрисах» события печальные, даже трагические, сопровождает мажорная, беззаботная музыка. Нет такого, что она готовит зрителя к тому, что произойдет, подсказывает, что будет дальше. Это была ваша идея или поставили задачу написать такую музыку?
Этот контраст между смысловыми пластами можно назвать контрапунктом — музыка не подчеркивает происходящее на экране, а окрашивает его другим цветом. Это довольно распространенный прием, и мне он страшно нравится, потому что музыка дает своего рода перспективу картинке. А в данном случае мое желание совпало с желаниями режиссера — еще на подготовительном этапе, до начала съемок, мы обсуждали, что одна из самых драматических сцен в сериале должна сопровождаться легкой диско-музыкой.
И я бы сказал, что в саундтреке к «Актрисам» помимо условно мажорных довольно много издевательских интонаций.
Как вообще проходит работа над созданием музыки для фильма? К вам приходит режиссер и говорит: «Хочу, чтобы было так-то»? Или дают карт-бланш?
Нет универсальной схемы, всегда все происходит очень по-разному. Иногда режиссер говорит: «Давай напишем что-то более симфоническое». Или наоборот: «Давай сделаем что-то экспериментальное», и мне, в принципе, это ближе и интереснее.
Как правило, разговоры о музыке заходят уже на этапе постпродакшена, когда готов начальный вариант монтажа. Но в случае «Актрис» было не так. Дело в том, что я дружу и с автором сценария (Паулина Андреева. — Примечание BURO.), и с режиссером (Федор Бондарчук. — Примечание BURO.), и какие-то мысли и наброски появились на очень раннем этапе, когда еще даже не был готов сценарий. Федор сразу сказал, что ему нужна лирическая тема, возможно, ретро-звучание. И когда уже появились первые варианты монтажа, режиссеру стало понятно, что лирическая тема сажает темп, — и мы придумали беззаботное квазидиско, которое звучит в первых сериях.
В сериале есть сцена, где французский режиссер приезжает в московский театр и ставит спектакль. Изначально планировалось, что это будет Брехт, но по ряду причин пришлось придумать некий альтернативный вариант «Трехгрошовой оперы». Паулина написала зонги, а я музыку для них, своеобразный оммаж Курту Вайлю. У шестой серии большой театральный финал, с хором, который тоже надо было придумать.
Вообще на протяжении сериала музыка довольно сильно меняется. В нем рассказано про три временных пласта с разницей в несколько лет, и для большего контраста между ними музыку для среднего написал другой композитор (Олег Карпачев — Примечание BURO.).
Вы часто работали с Федором Бондарчуком — до «Актрис» писали музыку для фильма «Вторжение» и сериала «Псих». Как началось ваше сотрудничество?
Наше сотрудничество не могло не начаться — как я сказал, мы с ним давно дружим, все шло к тому, чтобы поработать вместе.
Федор Бондарчук требовательный? Как с ним работать?
Федор очень быстрый и вовлеченный, работать с ним интересно. Иногда все идет легко, иногда не очень, иногда мы даже ссоримся — но это рабочий процесс. У Федора есть свои четкие пожелания, но в каких-то моментах он может быть гибким, если видит, что предложенное решение работает интереснее, чем он хотел, он идет навстречу.
Еще один ваш проект, который мне очень нравится, — сериал «Черная весна», который вышел в прошлом году. Мне кажется, музыка, которую вы написали для него, более классическая, что ли, и в то же время она про максимализм, молодость.
Мы с режиссерами Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой сразу совпали в понимании того, чего хотим: подросткового, героического, но хрупкого звучания. Сначала я думал, что основной краской саундтрека будет звук чуть расстроенной гитары. Но потом мы нашли сочетание челесты с dark-электроникой, и это был, как бы это правильно выразиться… правильный уровень обреченности.
Еще один новый сериал, для которого писали музыку, — «13 клиническая» с Данилой Козловским. Расскажите о нем.
Меня в этот проект пригласил режиссер Клим Козинский, с которым пару лет назад мы работали над замечательным сериалом «Вне себя». Мне понравилась идея «13 клинической» (Действие сериала происходит в больнице, пациентам которой помогают избавиться от сидящих в них демонов. — Примечание BURO.), она довольно забавная и дерзкая.
В данном случае решение напрашивалось само собой — мне было сразу понятно, что музыка должна быть приключенческой, странной, мистической. Когда я ее записывал, я использовал редкие японские и американские синтезаторы, собирать их — мое хобби.
Чем вдохновляетесь, когда пишете музыку для кино?
Часто самой историей — сюжетом, эпохой, когда происходит действие, мне интересно искать решения или контрапункты, которые ей отвечают. Нет универсальной формулы. «Вдохновлюсь-ка я Стравинским» — такого нет.
Кто из коллег, композиторов, которые тоже пишут для кино, вам нравится?
Джонни Гринвуд очень нравится. Кристобал Тапия де Веер, который писал музыку для «Белого лотоса» — но он вообще еще много над чем работал. Йоханн Йоханнссон — он, к сожалению, сейчас уже в другом пространстве находится. Бен Фрост написал замечательный саундтрек к сериалу «Тьма». Еще мне страшно понравилась музыка из вышедшего в прошлом году фильма «На Западном фронте без перемен», ее написал немецкий композитор Хаушка (Фолькер Бертельманн, получил «Оскар» за лучший саундтрек в 2023 году. — Примечание BURO.).
Какую музыку вы вообще сейчас слушаете?
Это довольно широкая палитра. В последнее время я много слушал Дьёрда Лигети — мы, кстати, недавно обсуждали его с Леонидом Аркадьевичем Десятниковым, которого я очень уважаю. «Перезвоны» Валерия Гаврилина — это невероятная по актуальности музыка. Поздний Шостакович тоже… Последний альбом Влади не дает мне покоя — это феноменальная работа. Еще много слушаю Ника Кейва. Это мои любимки.
Есть такая распространенная практика — музыку после выхода фильма или сериала выпускают отдельным альбомом. Вы так не делаете?
Официально вышел альбом с музыкой из фильма «Богиня, как я полюбила» Ренаты Литвиновой, из более свежих примеров — саундтрек к «Вторжению». Музыка из «Актрис», насколько я знаю, тоже будет отдельно доступна на «Яндекс Музыке». Надо, конечно, выкладывать все альбомы, но я для этого слишком ленивый. Часть музыки, которую я пишу, я заливаю на свой Soundcloud, можно там ее послушать.
Музыка оказывает огромное воздействие на зрителя, от нее в значительной степени зависит, как он воспринимает то, что происходит на экране. Вы пытаетесь зрителю что-то сообщить своей музыкой?
Я бы не преувеличивал роль музыки в кино. Что-то специальное я не пытаюсь сообщить — разве что «Держись, чувак, дальше ничего хорошего не будет».
Вы писали очень разную музыку — рок, техно, даб. Во-первых, как вам это удается? А во-вторых, что сейчас нравится больше всего?
Возможно, виной всему мое любопытство, желание пробовать что-то разное. Как все удается… Я, наверное, талантливый (смеется). Сейчас меня больше привлекает электронная музыка, ближе к экспериментальной, научная электроника, так сказать, — хочется в этом направлении двигаться. Возможно, в дальнейшем я бы написал музыку для танцевальной постановки или балета — посмотрим.
В кино музыка играет не ведущую, а сопровождающую роль. Вы не хотели бы написать что-то не для кино — симфонию или концерт для фортепиано, например?
Я очень хочу — и много об этом думаю! Но у меня есть текущие проекты, над которыми я работаю, мне очень сложно от них абстрагироваться. Так что пока это в планах.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7