Плейлист BURO.: музыка для прогулки по Выставочным залам Москвы
Выставочные залы Москвы –– сеть из двадцати столичных площадок, специализирующаяся на современном искусстве. В честь своего девятилетия она объединилась с аудиосервисом «Звук», запустив созерцательные аудиомедитации, которые позволят отдохнуть от суеты, прогуливаясь по экспозициям. Достаточно прийти в один из залов, купить билет и обратиться к администратору, который расскажет, как получить доступ к музыкальной подборке. А специально для BURO. сотрудники Выставочных залов Москвы собрали плейлист из композиций неоклассиков, который поможет ненадолго отключиться от реальности и полностью погрузиться в искусство.
Ludovico Einaudi — «Temple White»
Не стоит путать неоклассику с неоклассицизмом. В этом жанре музыкальные решения, свойственные классической музыке, могут органично сочетаться, например, с эмбиентом или рок-музыкой. Музыка Людовико Эйнауди как нельзя лучше иллюстрирует такой подход.
Max Richter — «Richter: A Сatalogue of Afternoons»
Еще один яркий музыкант-неоклассик. Путь Макса Рихтера в каком-то смысле типичен: сначала он интересовался экспериментальной электроникой, успел поработать с эмбиент-дуэтом Future Sound of London и драм-н-бейс-артистом Рони Сайзом. Но Рихтер известен прежде всего как пианист и кинокомпозитор. Он переосмыслил «Времена года» Вивальди, сотрудничал с Ридли Скоттом и Мартином Скорсезе, пригласил актрису Аллу Демидову прочитать пронзительное стихотворение Марины Цветаевой, чтобы наложить на него музыку.
Kirill Richter — «In Memoriam»
В начале 2000-х российский композитор Владимир Мартынов писал о «конце времени композиторов». Несмотря на его печальное замечание, молодые композиторы, придерживающиеся классического музыкального канона, снова стали собирать концертные залы. И Кирилл Рихтер — один из таких композиторов. Он не ограничивается музыкой для консерваторий — ему интересно работать и в кино, и в глобальной поп-культуре.
Hauschka — «Another Hike»
Немецкий композитор Хаушка вышел из бурлящего андеграунда — его первый альбом издал кельнский лейбл Karaoke Kalk. Хаушка начал сочинять музыку задолго до того, как термин «неоклассика» стал общепринятым, — долгое время его произведения пытались описывать как эмбиент или future jazz. Хаушка придерживается заветов главных людей в области музыкального минимализма — Джона Кэйджа или Эрика Сати. В его творчестве основную роль играет фортепиано, и это можно прочувствовать, послушав любую композицию.
Nils Frahm — «Nils Has a New Piano»
Еще один немецкий композитор, чье имя ассоциируется с неоклассикой. Он тоже начинал с экспериментов с электроникой. Но со временем Нильс Фрам отдал предпочтение проникновенным фортепианным работам, которые и принесли ему известность. Фортепиано у него — живой и многослойный инструмент, умеющий удивлять и заставляющий переживать.
Ryuichi Sakamoto — «Minamata Piano Theme»
Один из самых продуктивных, ярких, самобытных и очень интересных композиторов последних десятилетий. В семидесятые Рюичи Сакамото был в японской группе Yellow Magic Orchestra, участникам которой удавалось создавать не только понятную массам музыку, но и оказывать влияние на формирование новых электронных жанров. Впоследствии он стал успешным композитором — послушайте его саундтреки к фильмам Бернардо Бертолуччи, или, если нравится что-то более экспериментальное, коллаборации с немецким экспериментатором Alva Noto.
Vikingur Olafsson — «For Johann»
Почему-то большинство интересных неоклассических композиторов — выходцы из стран Скандинавии. Их музыка настолько самобытна, что, вероятно, в скором времени может сформировать отдельную музыкальную школу. В качестве примера можно привести исландского пианиста Викингура Олафссона, который выпускается на старейшем лейбле планеты Deutsche Grammophon. Он переосмысляет великую классику и пишет собственные произведения, вдохновленные родной Исландией.
Pieter de Graaf — «Hide and Seek»
Известный голландский пианист и обладатель престижной награды Edison Classical Award когда-то увлекался хип-хопом, но уже давно известен как композитор-неоклассик. Альбомы Петер де Грааф выпускает не слишком часто (с 2009 года вышло всего четыре), но зато каждый из них гармонически и эмоционально выверен.