Поиск

Советник президента по делам интернета раскритиковал женщин за участие в рэп-баттлах. Что с этим не так

Герман Клименко осудил девушек за мат

Текст: Филипп Вуячич

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: klimenko.ru / thenounproject.com / vk.com

Советник президента по делам интернета раскритиковал женщин за участие в рэп-баттлах. Что с этим не так

О баттле между Оксимироном и Гнойным высказались абсолютно все — от Михаила Ходорковского и Алексея Навального до Ксении Собчак и Дмитрия Маликова. В рядах экспертов по русскому баттл-рэпу оказался и Герман Клименко — советник президента РФ по развитию интернета. После просмотра схватки года чиновник заинтересовался баттл-культурой и посмотрел поединок между женщинами — Машей HIMA и Юлей KIWI. Клименко возмутило, что в ходе баттла девушки используют ненормативную лексику. Buro 24/7 разбирается, что с этим не так и почему женщины имеют право материться наравне с мужчинами.

Что сказал Клименко

На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» чиновник заявил, что ознакомился с баттлом, и отметил, что никого из комментаторов не задело, что Гнойный активно обращал внимание на еврейское происхождение своего оппонента и что в ином случае он вполне мог бы заработать обвинение в антисемитизме. Однако основной темой поста стало участие женщин в рэп-баттлах. Приведем полную цитату Клименко (орфография и пунктуация сохранены).

Советник президента по делам интернета раскритиковал женщин за участие в рэп-баттлах. Что с этим не так (фото 1)

«Ютуб, поймав мой интерес к этому мероприятию, стал советовать мне разное. И в качестве одного из советов предложил мне посмотреть баттл женский. Две особи с именами Маша Хима и Юля Киви матерились и рассказывали друг другу, пытаясь это сделать в рифму, кто из них чью маму ****. 

Наверное надо признать что не все, что делают мужчины, надо повторять женщинам. Штанга, метание ядра, сумо, баттл — не совсем те виды спорта где женщины уместны. 

В случае баттла двух мужчин мат выглядел местами даже уместен. Но наблюдая за тем как две девушки поливают друг друга говном никак не мог избавиться от мысли что это не лучшее использование сисек в кадре :) 

Равноправие это классно. Но может быть не надо все копировать друг у друга?»

Не будем заострять внимание на откровенно сексистском характере комментария («две особи», «не лучшее использование сисек в кадре») и попробуем разобраться, почему мат в среде мужчин считается нормой, а среди женщин — нет. Отметим, что подобные высказывания не являются редкостью и у деятелей культуры. В недавнем интервью «Комсомольской правде» режиссер Александр Сокуров заявил следующее: «Употребление русского мата женщинами (а сейчас каждая вторая говорит на этом языке) говорит о деградации мужского начала в обществе. Мат — это только мужской язык, сугубо мужской способ общения. Таковым он и должен оставаться». 

Получить оперативный комментарий от самого Германа Клименко редакции Buro 24/7 не удалось.

Почему мат считается «мужским делом» 

О том, откуда взялся этот стереотип, мы узнали у филолога Вадима Михайлина — доктора философских наук и исследователя русского мата.

 

Советник президента по делам интернета раскритиковал женщин за участие в рэп-баттлах. Что с этим не так (фото 2)

«Мат исторически был языком, на котором говорили внутри достаточно специфических мужских групп, приписанных к маргинальной территории, отдельной от территории совместного статусного проживания мужчин и женщин. 

В архаических системах присутствовала процедура инициации, самый важный этап взросления. Мальчиков в архаических индоевропейских сообществах воспитывали несколько иначе, чем девочек. Если современные сообщества из детей делают маленьких взрослых, то раньше, наоборот, подростковая агрессия не подавлялась, а провоцировалась. Происходило это все в специально отведенных местах. Взрослость для мужчины — это возможность принимать на себя ответственность, сдерживать себя, право носить оружие на территории поселения.

Мальчики — это собаки или волки, которые выдавливаются за территорию человеческого послания и живут отдельными группами, не имея права на полноценное участие в социальной жизни и будучи голодными во всех смыслах слова: в пищевом, сексуальном, социальном и коммуникативном.
И поскольку это собаки, в индоевропейских традициях они маркируются именно как собаки или как волки. И язык собачий — «лай» — это и есть мат. Соответственно, если ты употребляешь этот язык на статусной территории при женщинах, детях и стариках или в доме/в храме, то ты перекодируешь эту территорию как маргинальную и навязываешь маргинальные способы поведения там, где они неуместны. 

Всеобщий характер мата для России — это завоевание XX века. В результате двух мировых войн очень большое количество женщин оказались вовлечены в мужские режимы поведения и в другие ситуации, в которых в традиционном обществе женщина оказываться не должна была. Зона войны — та же маргинальная территория, здесь тоже говорят на другом языке. Соответственно, женский мат — это то, что неизбежно сопутствует военному опыту. Плюс достаточно серьезное число женщин прошли через маргинализацию — через выселения, репрессии, лагеря. Понятно, что в лагерях все тоже говорят на мате. А те женщины, которые оставались вне вышеупомянутых ситуаций, в своих родных деревнях зачастую вынуждены были заниматься мужскими видами деятельности, например выпасом скота. Скотина, оказавшаяся за околицей, перестает понимать русский язык и начинает понимать только мат. А во времена Сталина за одну утерянную корову... понятно, что происходило. 

Фабричная слобода материлась всегда. Крестьянские сыновья, попадая в город, воспринимали его как маргинальную территорию. Они говорили там на том языке, на котором привыкли говорить на военной территории, говорили на этом языке со своими женщинами и детьми. Это лишь некоторые тенденции, которые постепенно привели к тому, что мат — это вполне повсеместное явление».

Несмотря на миллионные просмотры, рэп-баттлы все равно умудряются оставаться субкультурным явлением. Бары, где они проводятся, превращаются в ту самую «маргинальную территорию», где действуют особые правила. Во время словесных поединков многие эмси пытаются нарушить максимальное количество культурных табу. А право на их разрушение уж точно нельзя оценивать с позиции пола.  

Что такое «женский баттл-рэп»

Женщины в самом деле редко встречаются в баттл-рэпе. В русскоязычных лигах девушки выступали только на SLOVOSPB — как в поединках друг с другом, так и с мужчинами. Помимо упомянутого Клименко баттла, известность получила и битва между Юлей KIWI и Букером Д. Фредом (победу одержала Юля KIWI). Существуют и командные женские баттлы — именно такой прошел в рамках серии «Рвать на битах», где сошлись Mozee Montana, Маша HIMA, Ира PSP и Лена Rush. Тем не менее само участие женщин в рэп-баттлах поднимает множество тем — от дискриминации до граней дозволенного. 

В интервью изданию The Village Юля KIWI вспомнила случай, когда девушка приняла сказанное на баттле слишком близко к сердцу: «Ей было лет 16, она пришла на баттл, чтобы поторговать лицом, и особо не скрывала этого. Она вроде не так уж плохо читала до определенного момента, а потом оппонент сказал, что ее отец ушел из семьи, потому что он алкоголик. И все. Она разрыдалась и убежала».

Ее оппонент Маша HIMA в том же интервью высказалась и по поводу дискриминации: «С одной стороны, тебя никто не воспринимает всерьез. Представьте, что я вызываю на баттл Оксимирона с серьезным лицом, — это же просто смех собачий. С другой стороны, проще привлечь к себе внимание, потому что ты девушка. Надеюсь, что даже если не я стану лучшей баттл-рэпершей, то какая-нибудь девочка увидит мои ролики, вдохновится и сделает что-то по-настоящему крутое. Существуют же женский футбол и бокс, потому что девочки все разные и им тоже хочется реализовываться в жизни, а не только готовить и с детьми сидеть». 

В Америке и Канаде дела обстоят немного иначе: женщины регулярно выступают в лиге KOTD (King of the Dot). В 2010 году была создана отдельная женская лига под названием Queen of the Ring. Так что впереди у Германа Сергеевича еще немало чудесных открытий. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7