«Не слушайте советы людей вроде меня». Члены жюри «Академии звука» дают напутствия молодым музыкантам
Всероссийский проект «Академия Звука» создан для того, чтобы помочь начинающим музыкантам углубить свои знания и получить уникальные карьерные перспективы. Участники проекта запишут треки в студии под руководством музыкальных экспертов, после чего двадцать из них выступят на концерте, а десять победителей выпустят треки в рамках компиляции проекта.
Каждый желающий все еще может принять участие в конкурсе и побороться за ценные и полезные призы.
Эксперты жюри «Академии звука» рассказали нам о том, с чем придется столкнуться в начале пути каждому новичку в мире музыки, и о том, почему такие площадки кажутся им очень важными.
САША
САХАРНАЯ
ПАВЕЛ
ЯБЛОНСКИЙ
ИЛЬЯ
МАМАЙ
Гоша
VISNU
МАЛЬБЭК
Х СЮЗАННА
МАРИНА
АБРАМОВА
АЛЕКСАНДР
ГОРБАЧЕВ
НИКИТА
ЗАБЕЛИН
совет начинающим
музыкантам
Сюзанна: Я бы скорее назвала это напутствием — как бы банально ни звучало, верьте в себя, в свой талант и свои силы. За вас этого никто, увы, не сделает. Ориентируйтесь на собственное мироощущение, не бойтесь ошибаться, набирайтесь опыта, постоянно прорабатывайте свои возможности и умения, совершенствуйтесь.
Рома (Мальбэк): Главное — абстрагироваться от того, что происходит в музыкальной индустрии прямо сейчас, и действовать вразрез со всеми тенденциями и правилами. Наряду со стилем начните создавать вокруг себя культ личности. Необходимо также найти человека — менеджера, продюсера, единомышленника, который будет двигать вашу музыку и стратегически правильно вести проект.
Мальбэк Х СЮЗАННА,
музыканты
О том, нужно ли быть современному музыканту всегда на виду
Сюзанна: Можно по-разному подойти к этому вопросу. С одной стороны, чем чаще артист создает и выпускает материал, тем больше шансов «нащупать» свою нишу, аудиторию. Методом проб и ошибок можно прийти к какому-то результату.
С другой — работать на конвейерном потоке невозможно. Если кому-то это и удается, то чаще всего это не тот случай, который можно отнести к качественному итоговому продукту.
Рома (Мальбэк): На виду быть нужно, но это не должно быть самоцелью. Действуя по принципу «лишь бы что-то выпустить», ты рискуешь наскучить массовому слушателю и потерять уже набранную и лояльную аудиторию. Творческий блок бывает у всех, лучший выход — перенаправить силы в другое русло, безделье только подпитывает еще большее безделье.
О важности обучения с преподава-телем
Рома (Мальбэк): Заниматься с преподавателем по вокалу просто необходимо. Прокачивать скилы важно как для записи, так и для лайва. Но найти хорошего преподавателя довольно сложно, поэтому стоит основательно подойти к этому вопросу.
Сюзанна: Лучше всего пробовать заниматься с разными педагогами, брать лучшее от каждого, комбинируя приемы и технику. Есть такая присказка: «Как вздохнешь, так и споешь» — важно рационально пользоваться дыханием, различать всевозможные положения гортани при вызвучивании нот разных высот и интенсивности, обогащать звучание введением субтона, микста и экстремальных видов вокала. Преподаватель в этом точно поможет.
О работе музыканта с брендами
Сюзанна: Ключевую роль играют аудиальные и визуальные работы музыканта, а все остальное уже строится вокруг них. Сотрудничество с брендами — это не только заработок, но и инструмент, с помощью которого можно повысить свою узнаваемость и даже выйти на зарубежный рынок. Далеко не всегда удается создать симбиоз между артистом, креативной идеей и задачами бренда, это всегда риск, к которому нужно быть готовым. Но в любом случае это опыт, возможность для развития и понимания того, как работает рекламная индустрия.
Рома (Мальбэк): Работая с правильными брендами, ты получаешь материальные и нематериальные ресурсы для создания чего-то более интересного и донесения этого до большей аудитории. Это и есть спираль творчества.
О том, чем может помочь «Академия звука»
Рома (Мальбэк): Многие думают, что музыка — это постоянная конкуренция. В каком-то смысле так и есть. Чтобы преуспеть, нужно быть не только крутым творцом и артистом, но еще и уметь быстро ориентироваться и принимать решения. При этом творчество — это не всегда война, а еще и постоянный обмен идеями. Такие проекты позволяют получить полезный опыт от наставников и найти единомышленников, с которыми можно будет двигаться дальше, впитывая, преобразовывая и воплощая идеи друг друга.
Сюзанна: Подобные проекты помогают новичкам быть замеченными. Это возможность сотрудничества с уже состоявшимися артистами, музыкантами и специалистами из индустрии. Надеюсь, мы с Романом и другими кураторами «Академии звука» сможем быть полезными для участников проекта! Впереди нас ждут однодневные очные сессии и мастер-классы в Новосибирске и Нижнем Новгороде, в рамках которых мы сможем пообщаться с конкурсантами и поделиться своим опытом. Мы в предвкушении и ждем встречи с вами!
совет начинающим
музыкантам
В современном представлении о том, кто такой музыкант, музыка кажется не самым важным элементом. Но упор все-таки стоит делать именно на нее. Музыкант должен быть честным с самим собой — когда ты реагируешь на то, что ты делаешь, когда это вызывает у тебя самого отклик, то это и есть твое. А если ты делаешь музыку, потому что считаешь, что тебе это надо делать, на тебя давит внешнее влияние — это неправильно.
Никита Забелин,
диджей, музыкант
О копировании и заимствованиях
Копировать чужой стиль нормально, если ты стремишься на его основе выработать свой собственный. Например, проблема в новом техно заключается в том, что продюсеры стремятся делать музыку под музыкантов прошлого — и получается, что в этом не проглядывается ничего нового. Для меня музыка — это художество, а копирование — это ремесленничество, а к нему я отношусь крайне негативно. У нас уже есть искусственный интеллект, который умеет копировать кого угодно, поэтому зачем заниматься тем же? На отборе «Академии звука» было много людей с деструктивной музыкой, в чем-то похожей друг на друга, но их музыка была новой и с новым подходом — и в ней проглядывалась личность каждого продюсера.
О важности интереса к другим жанрам
О необходимости лейблов
Развитие кругозора помогает быть менее догматичным, не становиться приверженцем одного течения. Любой жанр — это лишь инструмент, помогающий самовыражению, поэтому ограничение собственных жанровых рамок принесет лишь печальные результаты. Для многих эти рамки становятся границами, через которые они определяют свою личность, но ты не техно-музыкант, ты в первую очередь человек, со своим мнением, своим эмоциональным опытом, своей историей. Именно историю человека я и хочу услышать, а не историю музыки, поэтому жанр мне важен в последнюю очередь.
Думаю, лейблы сейчас уже не особо актуальны, сегодня это в первую очередь тусовка. Если тебе нравится что-то, ты хочешь иметь к этому отношение, ассоциировать себя с этим, то тебе нужно лично познакомиться с людьми, которые за этим стоят. Не думаю, что, если написать какому-нибудь лейблу в сообщения на Soundcloud, в директ инстаграма или даже на почту, тебе обязательно ответят. Такое может произойти, но это довольно редкая ситуация. Нужно знакомиться с людьми, организовывать мероприятия самому, проявлять себя, приходить на мероприятия тех, кто тебе близок. Ссылку на трек на Soundcloud может прислать каждый, а более тесное взаимодействие всегда интереснее.
О том, как найти аудиторию
Социальные сети, очевидно, главный инструмент для продвижения. Но повторюсь: в электронной музыке работает только тусовка. Музыканту необходимо найти людей, которые поддерживают ту же идею. И дальше возникает вопрос о компании — либо ты действуешь в связке с кем-то, либо идешь по головам. Радио, стриминги — все это работает в куда меньшей степени. Живые мероприятия с живыми людьми — там вы найдете не только полезные связи, но и слушателей.
О том, чем может помочь «Академия звука»
У жюри есть собственное мнение, свой опыт, абсолютно разный бэкграунд, они могут беспристрастно оценить происходящее. Это, конечно, дает уверенность молодым артистам — по итогам отбора «Академии звука» я взял к себе в программу пять музыкантов, чтобы они проявили себя за тот час, что она длится. Такие возможности, как у моего лейбла Resonance, есть не у всех — у нас радиопередача, мы делаем мероприятия. Но я стараюсь работать по классическому принципу: услышал хорошую музыку, поделился с ее автором своими возможностями. И если бы все поступали подобным образом, было бы гораздо проще. Молодые артисты зачастую не очень понимают, как устроена индустрия, с кем общаться и что делать, поэтому такие платформы, как «Академия звука», музыкантам очень помогают.
совет начинающим
музыкантам
Учитесь. В скором времени три-четыре новых профессии к основной, постоянное обновление и самосовершенствование станут нормой для тех, кто хочет быть конкурентоспособным. Уже сейчас прогрессивная музыкальная среда требует синтеза: крутой концерт это, как правило, целый перформанс с мультимедийными спецэффектами, а успех артиста невозможен без его качественного продвижения в современных медиа. Будущее – за синтетическими творческими продуктами и специалистами, умеющими их производить.
Марина Абрамова,
директор ФГБУ «Роскультцентр»
О том, как государство работает с поколением Z
Миллениалы были первопроходцами в области цифровых технологий, а поколение Z не знает, что такое жизнь без интернета. Но и те и другие — это современная молодежь, которая формирует настоящее и будущее. Если говорить про тех, кто задействован в креативных сферах, то как работодатель могу сказать, что главная их мотивация — не размер заработка, не карьерный рост, а возможность самореализации: делать то, что греет душу. С этими людьми очень приятно работать — они искренние, они не терпят и тонко чувствуют ложь, им важна суть, а не обертка. Поэтому тут рецепт один — честность и открытость.
О взаимоотношении государства
и музыкальной
индустрии
Креативные индустрии в России находятся на старте своего развития как отрасли. С точки зрения госуправления представители креативной среды — особенно те, кто работает со смежными продуктами на стыке индустрий, — мало защищены. Нет заказов, слабо развита культура потребления, не выстроен свободный рынок, мало лифтов, есть проблемы с авторским правом — задач много. На федеральном уровне пока не зафиксировано ни само словосочетание «креативные индустрии», ни его значение. Чтобы появилась определенность, нужна комплексная, системная работа, и без поддержки государства в этом вопросе далеко продвинуться невозможно. Роскультцентр как подведомственное учреждение решает важные для креативных индустрий задачи. Во-первых, прорабатывает вопрос принятия соответствующих законов на региональном уровне — например, в июле в ХМАО был принят первый закон о креативных индустриях. Во-вторых, создает возможности для реализации молодежью своего творчества с помощью образовательных проектов, новых площадок для общения и обмена опытом.
О том, как может помочь «Академия звука»
Сейчас, чтобы зарабатывать творчеством, недостаточно обладать талантом, нужно быть в потоке, уметь себя продвигать. Наши новые проекты — Российская креативная неделя, Art Team и, безусловно, Академия звука — помогают молодому поколению получать новые знания о способах собственного продвижения, учат навыкам самопозицонирования, параллельно участники общаются, устанавливают перекрестные связи, тем самым формируя современные креативные кластеры. Музыка — это все-таки особый вид искусства, она требует обмена энергиями: между исполнителем и слушателем, артистом и зрителем, между учеником и наставником. Даже самые успешные музыканты сильно потеряли из-за отсутствия оффлайн-активностей, а для начинающих исполнителей возможность бесплатно обучаться и перенять опыт у профессионалов бесценна.
О том, почему «Академия звука» не выстроена вокруг Москвы и Петербурга
Учиться, работать и творить можно в любой точке земного шара и на какой угодно дистанции. Мы стремимся уходить от «централизации» в проектах — их участником может стать житель любого региона, а их проведение, будь то финал или основная часть, не ограничивается географией одного города. Это помогает развивать инфраструктуру креативных индустрий в регионах и создавать интересные творческие коллаборации между ними.
совет начинающим
музыкантам
У меня, честно говоря, всего один совет начинающим музыкантам — не слушать советы людей вроде меня. Потому что какого черта, в самом деле?
Максимум, что я могу порекомендовать, — это не надоедать журналистам, если вы посылаете им свои записи, но, собственно говоря, в этом нет ничего специально музыкального: базовые правила коммуникации с незнакомым человеком, кажется, во всех областях одни и те же.
Меня иногда зовут поучаствовать в жюри каких-то конкурсов молодых групп или схожих проектов. Я иногда соглашаюсь, потому что это неплохой способ осмотреть поле; но пока мне так и не удалось понять, зачем они нужны в 2020 году, когда музыка естественным образом растет в интернете — и ее так или иначе ищут самые разные люди, от агентов индустрии до просто вовлеченных слушателей. Пусть, конечно, цветут все цветы, но главное для начинающих музыкантов, наверное, — не слишком загоняться по поводу стратегии, дистрибуции, оценок жюри и прочих подобных сюжетов.
Как и в других творческих делах, музыка, мне кажется, должна в первую очередь приносить удовольствие тем, кто ее производит. Насколько я могу судить, найти свой кайф — это большой, сложный и захватывающий путь, и я думаю, что все-таки надо идти по нему. Собственно, когда люди сочиняют и играют то, что их по-настоящему прет, — это, как правило, слышно. И это как-то располагает к себе, даже если тебя не прет совершенно. А уж какая к этому приложена коммуникация — вот это, уж правда, сугубо вторично.
Александр Горбачев,
музыкальный критик
совет начинающим
музыкантам
Очень много работать. Если меня спрашивают, я всем всегда советую именно это. На своем примере кучу раз убеждалась, что можно достичь чего угодно — трудолюбием и количеством повторений.
Саша Сахарная,
фотограф
О том, что помогает в начале работы
Я понимаю, что хочу поработать с музыкантом, когда слушаю его музыку. Если меня сильно цепляет, то я всегда стараюсь поддерживать молодые таланты и снабжать их крутым визуалом. Также обращаю внимание на внешние данные, харизму и насмотренность.
О доверии в работе
О самом главном
в создании
обложек
Сейчас стала замечать огромное доверие от артистов. Чаще всего ко мне приходят и просят снять что-то в моей стилистике, но опираясь на их материал. Это очень круто. Если честно, долго к этому шла. В этом, думаю, и сила художника — ты будто пускаешь человека в свою визуальную вселенную, и происходит коллаб. Конечно, так было не сразу, и я долго работала над тем, чтобы не просто выполнять заказы, а дарить свой визуальный стиль.
Недавно даже один музыкант попросил снять ему кадры для будущего альбома и сказал, что хочет вдохновляться фотографиями для дальнейшего написания треков. Когда осознаешь, что тебе так доверяют, понимаешь, что все не зря.
Самое главное в создании обложки альбома — соблюсти гармонию между музыкой и визуалами. Тогда продукт работает максимально сильно. При подготовке к съемке я всегда встречаюсь с артистом и слушаю весь материал. Проникаюсь атмосферой, настроением. После этого создаю подробный мудборд с референсами и предлагаю несколько концептов для работы, опираясь, конечно, от композиций.
о важности обложек
Сейчас невероятно большая конкуренция. Нового материала выходит очень много каждый день. Чтобы зацепить слушателя и выделиться, необходимо вместе с аутентичным, качественным звучанием предоставить и сильный визуал, а также продумать необычное промо. Часто я не просто делаю артистам визуальную составляющую, но также работаю и над образом артиста, продумываю его соцсети, помогаю найти команду для работы над клипами, чтобы все вместе оказывало сильный эффект.
чем поможет
академия звука
Прежде всего — обзавестись знакомствами в индустрии, получить ценные советы от людей, кто уже долго работает в этой сфере. Связи — очень сильный ресурс, который может помочь музыканту приумножить свой талант и правильно себя позиционировать перед слушателем.
совет начинающим
музыкантам
Использовать как можно больше источников, находящихся в открытом доступе, чтобы открывать для себя что-то новое. Читать статьи, смотреть вебинары о том, как написать бит или правильно оформить авторские права. Второй мой совет — как можно быстрее найти свои сильные стороны и за них цепляться, понять, в каком направлении стоит двигаться, спрашивать у слушателей, что им больше всего нравится, чтобы развивать именно эту сторону своего творчества.
Павел Яблонский,
музыкальный редактор
The Village
О том, как медиа выбирают, про кого писать
The Village — не профильный музыкальный сайт, поэтому мы не можем себе позволить писать про всех музыкантов и субъективно смотрим на каждый случай — если это история в первую очередь про человека с удивительной судьбой, а не музыканта, то мы, конечно, можем про него рассказать своей аудитории. Да, для нас имеет значение популярность музыканта, ведь наше медиа — для прогрессивного жителя большого города, которому мы сообщаем, какие сейчас альбомы классные, уместные и обсуждаемые. В то же время мы не пишем про суперизвестных музыкантов, потому что не очень понимаем, зачем это делать, но это в первую очередь касается зарубежных групп, приезжающих в Москву с концертами.
О том, можно ли
изменять
вышедший материал
О том, надо ли отталкиваться от инфоповодов
Музыканту стоит договариваться заранее о том, насколько он может вмешаться в финальную версию материала. Мы достаточно лояльны в этом плане, интервью героя обычно согласовываем с ним, если речь не идет о каких-то крайне важных для нас моментах — в таких случаях мы пытаемся объяснить, почему мы хотим оставить тот или иной кусок в интервью. Все это оговаривается, однако если ты говоришь что-то на диктофон, то предполагается, что ты в курсе, что ты говоришь на диктофон.
Мы стремимся писать о классных музыкантах просто так, не обращая внимания на выход альбома или предстоящий концерт. Однако лейблы — даже маленькие — обычно этому противостоят, предлагая материалы именно к инфоповодам. Лично мне кажется, что даже лучше, когда интервью выходит через месяц — это дополнительный интерес к музыканту. А когда о нем выходит четыре одинаковых материала в рамках премьер клипа, песни или альбома, это неинтересно и никому не надо.
О том, чем может помочь «Академия звука»
С того момента, как в 2017-м музыка «ВКонтакте» стала легальной, музыкальная индустрия в России начала привставать с колен — теперь музыканты могут зарабатывать хоть какие-то деньги на стримингах, чуть легче стало сделать тур. Любые проекты и платформы, нацеленные на то, чтобы помочь молодым музыкантам и как-то связать их с потенциальными слушателями и людьми из индустрии, — это здоровые проявления того, как должна работать музыка.
совет начинающим
музыкантам
Как принято говорить, дорогу осилит идущий. Главное для начинающего музыканта — видеть свою цель, не сомневаться в себе и не останавливаться. Тогда дорога вас сама выведет на правильный путь. Еще, конечно, очень важно на этой дороге находить правильных людей.
Илья Мамай,
создатель концертного
агентства Booking
Machine
О том, когда стоит работать с лейблами и букерами
О том, можно ли сделать свой тур самостоятельно
Это непростая задача — совмещение обязанностей менеджера и музыканта. Главная проблема — финансовые риски. Если у артиста почти нет аудитории и все делается в лучших традициях DIY, то любой концерт тура может отмениться из-за плохих продаж, ночевать придется где попало, логистику выстраивать бездумную, на авось. Все расходы на организацию музыканты берут на себя и почти ничего не получают взамен, это чистой воды авантюризм, но при этом, конечно, во всем присутствует своя романтика. Это хорошо с точки зрения опыта, но часто неграмотно построенные туры становятся причиной распада коллектива, так что наравне с финансовыми потерями, вы рискуете погубить свою команду.
Начинающему артисту ни лейбл, ни букинг-агентство ничего дать не могут. И дистрибуция, и гастрольная деятельность — это сферы услуг для тех, у кого уже есть фундамент и базовая аудитория, которую можно расширять и с которой предстоит работать. В первую очередь важно найти своего слушателя, а потом уже думать о том, как развиваться дальше. У Booking Machine есть много кейсов, когда мы начинали работать с артистом и собирали по 100–150 человек, а потом доводили до самых больших клубных площадок в стране.
О важности внимательного чтения контрактов
Любой контракт — это отправная точка для вашего роста (или стагнации). Чтобы была уверенность в завтрашнем дне, важно понимать все «за» и «против» и не подписывать первый предложенный контракт. Начинающие музыканты часто подписывают договоры без консультации юристов, которые смогли бы перевести сложный юридический язык на понятный вам бытовой. Услуги юриста не такие дорогие по сравнению с тем, что вы можете потерять в будущем. Помните элементарную истину: если вам предлагают контракт, то очень скоро появятся предложения от конкурирующих компаний, из которых можно будет выбрать самое оптимальное. Но если вы ищете контракт самостоятельно, то есть в вас еще никто не заинтересован на рынке, то, скорее всего, предложенный контракт будет для вас рабским.
О том, чем может помочь «Академия звука»
Таких проектов, как «Академия звука», практически нет в нашей стране, то, что они появляются, — важно для развития не только начинающих музыкантов, но и для индустрии в целом. Образование дает фундамент для уверенного роста, а хорошее образование делает нашу сферу конкурентоспособной. Работа в команде и здоровая конкуренция с коллегами по цеху сделают индустрию мощнее и разнообразнее.
совет начинающим
музыкантам
Делайте то, что вы чувствуете на 100% вашим, и вас заметят. Начинающим артистам однозначно нужно снимать клипы. Например, мы с Глебом (рэпер Pharaoh. — Прим. BURO.) часто искали всякие странные места и просто включали камеру. Мы все снимали сами, потом монтировали, выпускали — все очень просто. Сейчас можно хоть на айфон снимать и грамотно смонтировать в нем же. Должна быть классная идея, остальное уже приложится.
Гоша VISNU,
клипмейкер
О работе режиссера
Мне кажется, в клипе, как правило, работа режиссера — это 60%, и 40% — работа артиста. Артист должен принимать участие в процессе, чтобы его почерк чувствовался, это же его музыкальная вселенная, а ты как режиссер ее строишь. Однако если у клипмейкера есть своя крутая идея, свое видение результата и он хочет погрузить в него артиста, то надо эту идеи донести. Но слишком продвигать свои режиссерские амбиции и давить ими на музыканта все-таки не стоит, важно соблюдать баланс.
О вдохновении
Артист сам выбирает свой путь, оттуда и черпает вдохновение. Я, например, вдохновляюсь музыкой. Из последнего мне понравился новый альбом Run The Jewels, я посмотрел клипы, которые у них недавно выходили, смог найти там многое для себя. У любого артиста всегда есть любимый исполнитель, он следит за ним и возвращается к нему, его творчество всегда будет перекликаться с ним.
О том, чем может помочь «Академия звука»
Академия как минимум дает опыт, а еще внимание к твоей персоне. И знакомства, конечно. В музыкальной тусовке надо уметь общаться, всех знать, чтобы что-то делать и быть замеченным.
Организаторы проекта: «Роскультцентр», АНО «Центр кинофестивалей и международных программ», агентство «Параллель». Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов. Партнер проекта музыкальное агентство mgmt.run.