Как найти свой путь в творчестве? Рассказывают
Кирилл Умрихин, Сабрина и Евгения Страхова
За потайной дверью ресторана Blanc появилось черно-белое поп-ап-пространство Ballantine’s x Joshua Vides Studio, созданное калифорнийским художником Джошуа Видесом, который стал популярным благодаря своему особому видению бытовых вещей. До 2018 года его знали как дизайнера одежды и основателя стритвир-марки CLSC, но после громкого успеха в сфере моды, в том числе благодаря коллаборации с брендами Fila и Umbro, Джошуа начал искать другие способы самовыражения. Путь поиска привел Джошуа к тому, что он стал разрисовывать бытовые предметы, превращая их в причудливые черно-белые скетчи. Его работы быстро
стали вирусными, а сам художник — не только популярным, но и коммерчески успешным.
Поп-ап пространство Joshua Vides Studio, на втором этаже Blanc, работает последнюю неделю — до 26 марта еще можно успеть попробовать авторский коктейль «Ч&Б Спритц» и сделать классные фотографии. А в ближайшую пятничную ночь студия превратится в двухмерный танцпол, на мероприятии от коллектива неоклассиков NoMusicians.
Вдохновленное проектом и историей Джошуа, BURO. решило поговорить с российскими деятелями искусства о том, как найти свой путь и создавать новое в арт-сфере, когда кажется, что все уже придумали до нас.
певица
О том, как делать искусство в мире, где уже все придумано
Расслабиться и идти своим путем. Каждый человек уникален. Нет одного рецепта пути. Это как разные кухни народов мира, которые изолированно формировались задолго до времени глобальной коммуникации. Интересно именно разнообразие. Какой смысл делать миллион вариаций борща? Можно конечно, но войдет в историю один вид, самый живучий.
О личных переживаниях в творчестве
Творчество произрастает из личности. Личность не может не переживать, как банально бы это ни звучало. Творчество — это размышления личности о жизни, переданные в музыке, танце. Творческая энергия везде. И в боли, и в счастье. Когда больно — творческие размышления приобретают личный оттенок переживаний. Когда хорошо — фокус смещается на что-то еще, кроме себя, на мир. А мир большой. Художник — летописец.
О хорошем и плохом искусстве
О коммерции и искусстве
Хорошее искусство проверяется временем. Это тот чувственный опыт, который сможет сквозь многие годы будоражить сознание новых людей. Плохое, как фастфуд, — плохо усваивается, и быстро наступает голод. Никакого насыщения важными микроэлементами. Деградация сознания.
Для меня есть вечное, а есть краткосрочное. Вечное — это искусство, краткосрочное, как правило, — это коммерция. Вопрос целей. Чего ты хочешь, музыку делать хорошую или здесь и сейчас заработать? Верю, что можно совместить. Верю, что ключ — истина и честное проживание момента.
О своей любимой работе
Я выделю одно — работа в принципе. Это самое прекрасное, что со мной происходило, кроме возможности наблюдать новую жизнь.
иллюстратор
О том, как делать искусство в мире, где уже все придумано
Мне кажется, что, как и со всем в нашей жизни, после нескольких попыток быть/казаться кем-то, ты все равно в итоге приходишь к самому себе и начинаешь копаться в том, что дано. Лично мне очень помогло проживание наедине с собой и даже депрессивные периоды, а потом еще и изоляция. Я погрузилась в себя и, кажется, научилась слышать свои желания.
Очень важно быть с собой чуть нежнее, слышать и бережно относиться к тому, что происходит в голове и воображении. Только тогда есть шанс найти свой путь, а не участвовать в вечной гонке за актуальностью и сравнением себя с другими.
О том, как видеть вдохновение в простых вещах
Прежде всего — открыть глаза и оглянуться. Вон какой колоритный мужичок в вагоне метро, а вон там девушка, одетая так, что будет преступлением не взять за основу ее цветовую гамму для следующей иллюстрации. А еще тряпки так красиво в ванной висят, сразу захотелось нарисовать абстракцию.
Мне гораздо проще вдохновляться бытовыми вещами, поэтому, например, когда я была в Ирландии и сходила с ума от вида на озеро, и мыслей о рисовании совсем не было. В такие моменты я просто отдаюсь моменту и не могу ни о чем думать.
О хорошем и плохом искусстве
Я отношусь к искусству не как к хорошему или плохому, а как к «работает» это или нет. И для кого-то произведение может сработать, может пробудить эмоции внутри, а кто-то пройдет мимо. Есть очень много произведений, которые совершенно меня не будоражат, однако я понимаю, что в то время, когда это было написано, влияние было совершенно иное.
Это невозможно измерить ни временем, потраченным на ту или иную работу, ни образованием художника, ни повесткой дня. Это что-то гораздо глубже, что-то, что невозможно объяснить и разложить по полочкам, и в этом и прелесть искусства и всех споров вокруг него.
Я отношусь к искусству не как к хорошему или плохому, а как к «работает» это или нет. И для кого-то произведение может сработать, может пробудить эмоции внутри, а кто-то пройдет мимо. Есть очень много произведений, которые совершенно меня не будоражат, однако я понимаю, что в то время, когда это было написано, влияние было совершенно иное.
Это невозможно измерить ни временем, потраченным на ту или иную работу, ни образованием художника, ни повесткой дня. Это что-то гораздо глубже, что-то, что невозможно объяснить и разложить по полочкам, и в этом и прелесть искусства и всех споров вокруг него.
Что делать, если кажется, что ты недостаточно талантлив?
Работать, разумеется. Талант — страшная штука, он расслабляет и очень часто не дает развиваться. Люди, не будучи одаренными и постоянно сомневающиеся в себе, зачастую достигают большего.
На мой взгляд, любой человек, так или иначе связанный с искусством, доходит до точки, когда ему хочется показать свои творения, ведь искусство, в том числе и про тщеславие тоже. Если боитесь показать, возможно, еще не время. Мне кажется, что если демонстрировать свою работу с опаской, можно очень легко обжечься о чужое мнение. Когда вы полюбите то, что делаете, когда научитесь уважать свой труд, то страхи уйдут сами собой.
О своей любимой работе
Из последних мне нравится эта.
О коммерции и искусстве
Коммерция и искусство могут хорошо ладить, а могут вредить друг другу. Все зависит от изначального посыла художника. Вряд ли талантливые люди, создавая свои произведения, думали прежде всего о коммерческому успехе. Другой вопрос, как потом продать свое творчество и как найти покупателя. Это сложная тема, где на мой взгляд, нет какого-то простого ответа и решения. В моем мире это больше похоже на весы: какие-то вещи я делаю для заработка. Это не значит, что я делаю их хуже. Просто это изначально является коммерческим проектом со своими задачами и сложностями. Это дает мне возможность после этого заняться какой-то творческой идеей, где я не жду сиюминутного заработка или вообще не рассчитываю получить прибыль. Более того бывает и так, что я вкладываюсь финансово в проект. Результатом может служить серия фотографий, а вот гонораром — реакция людей и увеличение аудитории. Это, в свою очередь, приведет мне новый коммерческий проект и даст возможность опять раскачать эти весы.
О своей любимой
работе
Сложно вот так выбрать из всего, что ты сделал, но буду следовать своей старой традиции, называя любимой работой одну из тех, что сделал относительно недавно. Это серия фотографий про подводный виндсерфинг с моей супругой Олей Раскиной. Виндсерфинг — это спорт, где человек едет на доске с парусом, такой маленькой собственной яхте. Глобально он не так популярен в мире, и, поскольку Оля занимается им профессионально, я много фотографирую его, и для меня отдельный челлендж — показать его всему миру и сделать популярнее. В то же самое время, снимая много похожие вещи, ты устаешь от обычных ракурсов и ищешь что-то новое. Вот этот проект — про слияние спорта и искусства, про подводный мир и то, что мы привыкли видеть на поверхности. Когда получается соединить такое в одном кадре и сделать это первым — это такая маленькая победа художника и еще одна ступенька на его пути.
О своем творческом пути и технике
Моя идея и моя задача как раз передать то, что я вижу вокруг. С помощью современной техники и обработки можно покопаться и найти ту самую кнопочку «сделать красиво». Вот на этой грани я всегда нахожусь: с одной стороны, зафиксировать момент, будучи фотожурналистом, и сделать красиво, развивая в себе художника. Фотография позволяет путешествовать в этих пространствах бесконечно и находить новые форматы и новые возможности. Что касается идеалов, в этом смысле мне всегда помогает океан. Ты всегда ждешь идеальных волн и условий для серфинга, но важно получать максимальное удовольствие просто от катания. От холодной воды или неровных волн. Сам процесс серфинга мне доставляет удовольствие, и я стараюсь об этом не забывать в других аспектах жизни. Можно гнаться за идеалом, но пропустить много крутых моментов, которые можно было бы раскрыть и насладиться.
О хорошем и плохом искусстве
«Хорошизм» искусства зависит прежде всего от реакции зрителя на него. Если зритель откликается на творчество, если он останавливается и смотрит, если у него рождаются собственные мысли на эту тему, то это хорошее искусство. Неважно, нравится оно зрителю или нет. Неважно, положительные чувства вызывает искусство или отрицательные. Главное — это момент связи со зрителем. Если связь налажена, ты как художник уже победил.
А далее уже возникают условия: насколько оно современно, насколько злободневно, насколько провокативно. Сейчас люди находятся в максимальном переизбытке информации, и ты не всегда можешь угадать их реакцию. Но и не нужно забывать, что мы все разные и по-разному смотрим на мир.
Что делать, если кажется, что ты недостаточно талантлив?
Я считаю, что талант — это возможность находить новое в том, чем ты долгое время занимаешься. Одно дело — сделать несколько удачных красивых фотографий в начале пути, другое — развиваться в своем направлении. Показать свое искусство сейчас намного проще, чем когда-либо. Уже не нужно писать в журналы фоторедакторам и месяцами ждать ответа, теперь есть куча сервисов и соцсетей. Что касается критики, то она может быть губительна для начинающего художника и совершенно не интересна уже состоявшемуся артисту. Как и возможность показать свое творчество, возможность что-то написать про него стала также доступна, и не всегда это объективное и необходимое мнение. Состоявшийся художник сам спросит тех, чья критика ему важна, и совершенно не отреагирует на незнакомых людей. А вот начинающему будет сложнее держатся в этом мире. Совет тут один — выбирайте тех, чье мнение вам важно, и спросите, что они думают о вашей работе до того, как вы выставите ее на всеобщее обозрение.