история хип-хопа:
Поделиться
Текст: Александр Лихоманов
Дизайн: Дарья Афонина
Начав свою жизнь в тесных квартирах неблагополучных кварталов Нью-Йорка, хип-хоп, подобно ребенку, выбежал на улицу, подружился со всеми ребятами во дворе и повзрослел вместе с ними. Возникнув как развлекательный жанр на вечеринках в гетто, он вскоре стал платформой для высказывания и протеста. Хип-хоп-исполнители обращались к широким слоям населения, обращая их внимание на проблемы неравенства, насилия и полицейской жестокости.
В совместном проекте BURO. x BURN Energy мы решили рассказать краткую биографию хип-хопа — главного музыкального феномена нашего времени.
SOURCE: live journal
наведите на год чтобы узнать подробности
You gotta fight for your right to party!
Рэп-альбом License to ill группы Beastie Boys занял первое место в чарте Billboard 200
«I said-a hip, hop, the hippie, the hippie to the hip hip-hop!»
Выход первого хип-хоп сингла, представленного широкой аудитории
«Dear Slim...» Эминем
становится самым
популярным музыкантом
в мире
Южный хип-хоп как альтернатива двум побережьям
Отключение электричества и массовые беспорядки в Нью-Йорке вывели хип-хоп на новый уровень
Запад против востока. Убийство Тупака Шакура
и The Notorious B.I.G
«А не выдумать ли новый жанр?» Золотая эра хип-хопа
Хип-хоп — главный музыкальный жанр в мире
Канье, Канье, Канье
DJ, MC и другие гости вечеринки на Седжвик-авеню
DJ, MC и другие гости вечеринки на Седжвик-авеню
Несмотря на то что сам термин зародился раньше, «днем рождения» хип-хопа считается 11 августа 1973 года. В этот день в квартире на Седжвик-авеню в Бронксе, штат Нью-Йорк, школьница Синди Кэмпбелл устраивала back-to-school party, а главным по музыкальному сопровождению был назначен ее брат — Клайв DJ Kool Herc Кэмпбелл. Он подошел к делу изобретательно, взяв с собой сразу два проигрывателя, с помощью которых смешивал части («брейки») двух композиций и крутил пластинки на разный манер. Так он создал то, что мы теперь называем «скрэтчингом». Кэмпбелл открыл дорогу целому направлению в музыке, а сам стал одним из первых и самых влиятельных хип-хоп-диджеев.
Новое развлечение вскоре стало популярным в узких кругах, а вместе с диджеями стали выступать их коллеги, заводившие толпу перед и во время выступления с помощью рифмовок. Себя они называли не иначе как Masters of Ceremonies, или коротко — MC.
КЛАЙВ DJ KOOL HERC КЕМПБЕЛЛ
SOURCE: ICON COLLECTIVE
Отключение электричества и массовые беспорядки в Нью-Йорке вывели хип-хоп на новый уровень
В середине 70-х хип-хоп был еще очень далек от статуса полноценного жанра. Проигрыватели и драм-машины были редкостью среди жителей гетто, а о коммерциализации не могло быть и речи — редкие записи хранились на кассетах иногда в единственном экземпляре.
Все изменилось буквально за одну ночь. 13 июля 1977 года Нью-Йорк был почти полностью обесточен из-за молний, попавших в электрическую подстанцию и линии электропередачи. В городе начались массовые беспорядки, сопровождаемые мародерством. Не избежали этой участи и владельцы магазинов с музыкальным оборудованием, и на следующее утро, по словам известного нам DJ Kool Herc, в городе появились «тысячи новых диджеев».
АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ АвариИ в энергосистеме в Нью-Йорке, 1977
SOURCE: live journal
«I said-a hip, hop, the hippie, the hippie to the hip hip-hop!»Выход первого хип-хоп сингла, представленного широкой аудитории
Следующие два года индустрия развивалась стремительно, но до середины 1979 года хип-хоп не записывали в студии — он состоял из записей живых выступлений. В августе 1979 года ритм-энд-блюз-продюсер Сильвия Робинсон за один день собрала группу Sugarhill Gang, с которой они записали сингл «Rapper’s Delight». Композиция брала за основу популярную на тот момент песню «Good Times» диско-группы Chic, поверх которой пионеры индустрии энергично читали незамысловатый текст. «Rapper’s Delight» стала ключевой записью в хип-хоп-культуре по нескольким причинам: во-первых, это был первый коммерчески успешный сингл, попавший в чарты (не только США, но и Канады и Великобритании), а во-вторых, выпуск сингла легитимизировал «семплирование». Сразу после релиза сингла на звукозаписывающую компанию Sugar Hill Records группа Chic подала иск за нарушение авторских прав. Стороны пришли к соглашению, а семплирование закрепилось в качестве одного из важнейших элементов хип-хоп-музыки. В дальнейшем оно сыграет ключевую роль в карьере таких артистов, как Джей-Зи, Снуп Догг и особенно Канье Уэст.
You gotta fight for your right to party! Рэп-альбом License to ill группы Beastie Boys занял первое место в чарте Billboard 200
Не прошло и пяти лет с выхода сингла «Rapper’s Delight», как жанр сделал разворот на 180 градусов. Лучше всего это прослеживается через звук: первые композиции брали за основу диско или фанк, тогда как представители второй волны (ньюскул) отказались от этого в пользу более громкого, грубого звучания, нередко с использованием электрогитар. Меняется также лирика и образ: хип-хоп-артисты больше не крутятся внутри своей «тусовки», они начинают агрессивно заявлять о себе на общей сцене. Из текстов пропадают игривые рифмы-ради-рифмы, появляется послание и даже вызов обществу, приправленный злобой и насмешкой.
Но самое важное в этом периоде то, что хип-хоп наконец-то оказался в руках знающих людей — продюсеров. Важнейшим продюсером того времени был Рик Рубин — человек-легенда, который стоял за основными артистами ньюскула — RUN D.M.C, LL Cool J, Beastie Boys. С последними Рик Рубин и записал альбом «License to ill» — разрывную бомбу музыки тех лет. Пластинка продалась тиражом более 10 миллионов копий и заняла первую строчку в чарте US Billboard 200. Сам Рубин, в отличие от большинства артистов из эры ньюскула, не задержался в рамках одного направления, успев поработать со звездами — от Эда Ширана до Metallica и Red Hot Chili Peppers.
Рик Рубин, 1986
SOURCE: live journal
«А не выдумать ли новый жанр?» Золотая эра хип-хопа
Закрепление хип-хопа в мейнстриме не просто плодотворно повлияло на жанр, оно стало началом новой эры, которую еще при жизни назовут золотой.
Одним из главных изменений тех лет стало появление конкурирующих «школ». С одной стороны был Нью-Йорк: местная сцена напоминала «Игру в бисер», артисты довели свой флоу (манеру исполнения) до совершенства, а диджеи создавали биты, которые повлияли на развитие всего жанра. Артисты Восточного побережья создавали уникальные поджанры, совмещая несовместимое. Так, в конце 80-х популярным стал джаз-рэп и его адепты: A Tribe Called Quest и De La Soul. А в начале 90-х в Нью-Йорке оявилась неординарная команда —
Wu-Tang Clan, которая совмещала хип-хоп и эстетику восточного фольклора о самураях и боевых искусствах.
В Калифорнии появился совершенно новый хип-хопа «гангста-рэп», который определит весь мейнстрим на следующие двадцать лет. Благодаря гангста-рэпу хип-хоп стал известен во всем мире. Такие артисты, как Dr. Dre и Ice Cube (в те годы — участники группы N.W.A), стали суперзвездами. И на том, и на другом побережье артисты в разном стиле поднимали те же острые темы, что и раньше, но теперь они не просто находили отклик — некоторые записи стали настоящими гимнами поколения. К тому же новое звучание получил и классический party hip-hop — чего стоят хотя бы всем известные «U can’t touch this» от MC Hammer и «Ice Baby» от Vanilla Ice.
Eric b. & rakim
wu-tang clan
source, ph: bob berg
Лично на меня очень сильно повлияли «Каста», The Chemodan Clan, «ОУ74». В определенный момент Travis Scott, «Скриптонит», ASAP Rocky, Lil Yachty. Я отовсюду беру понемногу, но меня всегда больше всего качало злое музло, и, наверное, именно Wu-Tang Clan подтолкнули на любовь к нему, на создание творчества в таком стиле.
Запад против востока. Убийство Тупака Шакура
и The Notorious B.I.G
К середине 90-х хип-хоп стал феноменом мирового масштаба, а по степени новизны и провокационности соперничал разве что с гранж-роком. Казалось, жанру было уже некуда расти: альбомы продавались колоссальными тиражами, многие из них стали классикой, а артисты заключали многомиллионные контракты. Но если у диско был Элвис, у поп-музыки — Мадонна, у гранжа — Курт Кобейн, то хип-хопу в определенный момент стало не хватать «мифического героя», олицетворяющего жанр. И этот герой, вернее, целых два появились как нельзя вовремя.
В одном углу ринга был артист-тяжеловес Кристофер Уоллес, в миру известный как The Notorious B.I.G. На сцене Нью-Йорка в те годы хватало звезд: от молодого дуэта Mobb Deep до Nas, выпустившего главный хип-хоп-альбом 90-х — «Illmatic». Однако именно Бигги считался неформальным лидером на востоке. Безупречный, возможно, лучший флоу в истории жанра и фирменный стиль заставили Западное побережье задуматься: кто может стать Уоллесу соперником?
В Калифорнии в это время появился свой лидер — Тупак Шакур, которому будто предначертано было стать мифическим героем. Он родился в семье участников «Черных пантер», назван в честь революционера, в школе играл Короля Мышей в «Щелкунчике» и сам ставил спектакли. Выпустил дебютный альбом в двадцать лет, и уже в одном треке «Brenda’s got a baby» высказался за все темнокожее население страны. В отличие от коллег из Нью-Йорка, Тупак не был слишком увлечен культурой «репрезента» (представления своего квартала/города на общей арене), он вообще не особенно верил, по его словам, в войну запада и востока и воевал скорее за себя. Но волею случая против тяжеловеса-Бигги на ринг вышел Тупак Шакур — худой молодой человек с умным взглядом, издевательской улыбкой и какой-то магической харизмой.
source, ph: Dana lixenberg
Сейчас уже трудно разобрать, кто был прав, а кто виноват. Известно, что все началось с конфликта двух лейблов — Death Row Records и Bad Boy Records. Сначала на Тупака было совершено нераскрытое покушение, затем стороны обменялись взаимными обвинениями, потом Бигги выпустил «Who Shot Ya?» — культовый дисс на Тупака. Сам Тупак ответил не менее культовым диссом «Hit ‘Em Up», попутно проехавшись по половине артистов Нью-Йорка. За свою карьеру Тупак успел выпустить четыре альбома, Бигги — всего один. 7 сентября 1996 Тупак Шакур был смертельно ранен четырьмя выстрелами из огнестрельного оружия и позже, 13 сентября, скончался в больнице. Ему было 25 лет. Кристофер Уоллес был застрелен спустя полгода, 9 марта 1994 года, в возрасте 24 лет, оба убийства остались нераскрытыми.
Главный альбом этой эпохи — «36 Chambers» Wu-Tang Clan. Ощущение, что до этого хип-хоп делали в одиночку, а потом появились они и стали настоящим феноменом этого жанра в 90-ые. Простая банда чуваков, которая собралась вместе и сформулировала идеологию восточного побережья. Мне такая история близка, хотя музыкально мне больше нравится west coast.
Раньше всегда больше импонировал west coast рэп, но потом я стал к нему относиться скорее как наблюдатель. Мне в целом оба направления нравятся: и в том, и в другом вижу определенную эстетику.
«Dear Slim...» Эминем
становится самым
популярным музыкантом
в мире
В начале нового века музыка стала все чаще распространяться через легальные (и не очень) цифровые каналы. Артисты сосредоточились на выпуске синглов, и это принципиально изменило подход к написанию музыки. Для новой модели дистрибуции лучше всего подходила поп-музыка с ее бойз-бендами и поп-дивами, тогда как многие другие жанры были вынуждены изобретать себя заново.
Хип-хоп не стал исключением, двигаясь навстречу другим направлениям, особенно сильно тяготея к поп-музыке и R&B. Если мы посмотрим на самые популярные музыкальные записи в 2000 году, то найдем там Бритни Спирс, Кристину Агилеру, Backstreet Boys и Эминема.
Эминему не везло на протяжении всей его юности в Детройте — разваливающемся на глазах «городе моторов». Тяжелое детство, издевательства сверстников, невыносимые условия в семье — рецепт, который приводит куда угодно, но не к мировой славе. Повезло же ему всего два раза. Сначала ему пришла в голову идея разделить свое творчество на «серьезный» образ Eminem и на его альтер-эго Slim Shady, которое вообще не укладывалось в рамки и развязывало Маршаллу руки. Второй раз ему повезло, когда его заметил Доктор Дре, подписав молодого исполнителя на лейбл Aftermath Entertainment. Все остальное — исключительно заслуга Эминема.
source, ph: catherine mcgann
За следующие четыре года Эминем пережил космический взлет. С 1999 по 2002 год было выпущено три пластинки («The Slim Shady LP», «The Marshall Mathers LP», «The Eminem Show»), каждая из которых становилась мировым хитом. В The Marshall Mathers LP развиваются темы непростых семейных отношений, восхождения к славе и ответственности, которую он не готов на себя принять. Все это приправлено своеобразной сатирой в отношении всех возможных социальных групп, жестокостью и злобой. Альбом получил целый шквал критики, но это не помешало ему продаться рекордным для хип-хопа тиражом в 30 миллионов копий по всему миру. А следующая запись, «The Eminem Show», и вовсе стала самым популярным альбомом в 2002 году, сделав Эминема главным артистом мира на тот момент. И мало было трех альбомов, Эминем еще и успел сняться в фильме «Восьмая миля», исполнил в нем главную роль и написал саундтрек, содержащий трек «Lose Yourself» — одну из самых известных хип-хоп-композиций за всю историю жанра.
Южный хип-хоп как альтернатива двум побережьям
Подошло к концу господство двух побережий, появились мощные региональные сцены. Наиболее активно развивался хип-хоп на юге США — в Атланте и Новом Орлеане. На сцене Атланты особенно ярко выделялся дуэт Outkast, первым предложивший нечто кардинально новое взамен изживающему себя гангста-рэпу. В своих записях группа сочетала классический хип-хоп, джаз, фанк, экспериментировала с электронной музыкой и техно. Лирика Outkast также резко отличалась от доминирующих в те годы тем насилия, денег и наркотиков, а общей агрессии дуэт предпочитал более позитивный, «личный» стиль. Фанаты хип-хопа и критики единогласно признали группу, а альбом 2003 года «Speakerboxxx/The Love Below» стал одной из лучших записей десятилетия и получил «Грэмми» за лучший альбом и лучший рэп-альбом.
В 2004 году в Новом Орлеане 22-летний Дуэйн Lil Wayne Картер выпускает альбом «Tha Carter», который закрепляет его в статусе главного артиста своего города. Для Картера этот альбом был уже четвертым, но вот последующие восемь альбомов, более двадцати микстейпов (о них расскажем далее) и почти две тысячи треков в сумме заставляют задуматься: не многовато ли? Лил Уэйн лучше всех приспособился к новым реалиям хип-хопа. Ему не нужно было годами сидеть в студии, выводя идеальную формулу нового альбома, он просто записывал музыку и выпускал ее. Если созданные треки концептуально составляли единую картину, он называл это альбомом, если же новый материал просто был достоин выхода — называл «микстейпом». Строго говоря, «альбом» — это коммерческий продукт, который распространяется платно и содержит лучшие записи, тогда как «микстейп» — это просто сборник записанного материала, распространяемый чаще онлайн и бесплатно. Картер же перевернул эту концепцию с ног на голову, иные его микстейпы будут не хуже альбомов. К тому же Lil Wayne не ограничивался сольными проектами, постоянно участвуя в совместных записях с другими исполнителями. Такие треки-коллаборации — еще одна важная инновация хип-хопа нулевых, особенно их популяризировал DJ Khaled, собирая на одной записи по три-пять артистов. Если вы включите какой-нибудь из таких треков, то, скорее всего, где-то там в четвертом куплете обязательно будет Lil Wayne.
Канье, Канье, Канье
Популярность Канье Уэста уже давно вышла за пределы жанра, а влияние на культуру нельзя переоценить. За последние пять лет Уэст умудрился подать на банкротство, стать миллиардером, выдвинуться в президенты, заставить всех переживать за свое ментальное здоровье, выпустить популярную модель кроссовок и христианский альбом. Но это сейчас, а что было тогда?
В середине 2000-х Канье Уэст еще не ставил перед собой таких амбициозных задач и решил для начала изменить хип-хоп. Он уже тогда был уважаемым продюсером, успев поработать с Jay-Z над классическим альбомом «The Blueprint», а также с крупными артистами того времени. Беда для Канье заключалась в том, что он не был подходящим артистом для того времени: гангста-рэп не подходил ему по идейным соображениям, а про тяжелую жизнь в гетто выходец из среднего класса Уэст знал скорее понаслышке. И тогда он принял простое решение: начал писать музыку про себя и свои переживания.
Канье Уэст своим творчеством перечеркнул почти весь мейнстрим начала нулевых. Пока его коллеги рассказывали про то, как они заходят в клуб, находятся в нем или выходят из него, Уэст писал музыку совершенно иного уровня. С 2004 по 2009 год Канье выпустил четыре альбома, каждый из которых занимает важное место в биографии артиста. Музыкальный эрудит Уэст постоянно экспериментирует с жанрами и добивается в этом успеха: в дебютном альбоме «The College Dropout» мы слышим классическое для хип-хопа семплирование классических записей (визитная карточка Уэста-продюсера), в «Late Registration» он добавляет оркестровую музыку, для «Graduation» приглашает Криса Мартина из Coldplay, а также семплирует Daft Punk в треке «Stronger» — одной из своих лучших работ. Эмоциональные переживания Канье достигают пика в альбоме «808s & Heartbreak». Наполненная автотюном и электронным звучанием запись опередила свое время на десять лет, хотя и не получила должного признания (по меркам Канье Уэста) во время выхода.
Карина Истомина про Канье
На меня больше всего повлиял Канье Уэст. Я познакомилась с его творчеством, когда была угловатым подростком, и с тех пор мы всегда вместе. Под «Graduation» я проживала главные этапы своего становления как личности, первое серьезное расставание, конечно же, случилось под «808’s & heartbreak», а сильную любовь я испытала под «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». У Ye на каждый случай жизни есть свой трек. Например, когда я пропитываюсь ненавистью к человеку, я переслушиваю по кругу фит с Трэвисом «Piss on Your Grave».
Но помимо гениальной музыки мне очень импонирует поведение Канье, которое многим людям кажется диким и неприемлемым. У него диагностированное биполярное расстройство, которое он не скрывает. Я считаю, что это очень круто, так как снимает стигматизацию в обществе с психических расстройств. У меня пограничное расстройство личности, и многие думают, что я сумасшедшая, но, когда я смотрю на Канье, мне становится легче, потому что он для меня пример того, что можно делать и достичь всего что угодно и весь мир у твоих ног. Это меня очень вдохновляет уже много лет. Поэтому Канье Уэст для меня намного больше, чем просто талантливый музыкант и продюсер. Это человек, который заставляет меня верить в себя.
Хип-хоп — главный музыкальный жанр в мире
В 90-е годы хип-хоп конкурировал с поп-музыкой, в 2000-е пошел ей навстречу, а в 2010-е он стал ей. Прошедшее десятилетие стало сверхуспешным для жанра, который в один момент будто застрял между прошлым и будущим. В новую эру хип-хоп «занес» Канье Уэст, выпустив пятый альбом — «My Dark Twisted Fantasy». В пластинке формулируется главный тезис современного хип-хопа: это музыка, которая не отказывается от своей аутентичности, но при этом находит место в современной культуре и во многом определяет ее. Хип-хоп теперь гораздо более открыт для личных тем и переживаний, жанр становится более ориентированным на слушателя.
В музыкальном плане индустрия хип-хопа находится последнее десятилетие под влиянием «трэпа» — направления, которое зародилось в Атланте в конце 90-х. Грубо говоря, трэп — это то, что звучит из дорогих тонированных машин: мощные, плотные биты, ускоренные барабаны, зацикленные короткие семплы. Яркий пример использования этого поджанра в хип-хопе — творчество продюсера из Атланты Metro Boomin, но он далеко не единственный адепт трэпа. В доброй половине современных хитов используются «приемы» из трэпа.
Главные фигуры современного хип-хопа держатся на вершине не первый год. Возможно, главный артист десятилетия — Дрейк — уже на протяжении 10 выпускает один культовый альбом за другим. То же самое касается и Канье Уэста, Лил Уэйна, Никки Минаж. Эти артисты являются полноценными поп-звездами с соответствующей медийностью и армией фанатов. Они снимаются в кино, занимаются бизнесом, выпускают одежду и при этом продолжают оставаться в чартах.
Мне интересна вся хип-хоп-культура, от начала до конца. В 2010 году, к примеру, я слушал олдскул, по большей части русский и американский: Wu-Tang Clan, Das EFX, «Каста». Потом появились «Ноггано», еще позже Pharaoh, Yanix. Так что я слежу за всей хип-хоп-движухой.
Во многом на меня сильно повлиял Young Thug, отчасти я в нем вижу себя: не обладая выдающимися музыкальными данными, он делает классную музыку.
Хип-хоп — явление, идеально вписывающееся в эпоху постмодернизма. Это культура, в которой артисты постоянно пытаются создать что-то новое и переосмыслить уже созданное. Хип-хоп был и остается платформой для высказывания, в нем всегда было место новому слову и новым людям.
Если вы готовы сказать новое слово в хип-хопе, то BURN Energy совместно с BURO. предлагают вам принять участие в BURN TOUR 2021 — ежегодном контесте по поиску хип-хоп-талантов со всей России. Проект стартовал 17 июня.
Следить за новостями BURN Tour 2021 удобнее всего на официальном сайте BURN и в сообществах бренда в социальных сетях («ВКонтакте»).
материал подгототвлен при поддержке