Как Мадонна раздражала священников, пуритан и общественные организации и выигрывала от этого
И чему у поп-королевы можно в связи с этим поучиться
На этой неделе в российский прокат вышел документальный фильм «Мадонна: Рождение легенды» о времени, когда Мадонна только начинала свою карьеру в музыкальном бизнесе с группой «Breakfast Club» и получила первый контракт со звукозаписывающим лейблом. Мадонна покоряла и меняла поп-музыку, используя провокации, которые сейчас хочется записать в категорию искусства, но в своё время они часто вызывали негативную реакцию у разных социальных групп и организаций. Вспоминаем, как Мадонна раздражала своим творчеством Ватикан, телеканалы, киноманов и пуэрториканских пуритан.
1986
Американская федерация планирxования семьи, родители и католики против «Papa Don't Preach»
«Papa Don't Preach» — сингл с третьего альбома Мадонны «True Blue». К этому времени певица уже успела прослыть возмутительницей общественного спокойствия — вспомнить хотя бы премьеру её песни «Like a Virgin» на самой первой церемонии MTV Video Music Awards, когда Мадонна вылезала из огромного свадебного торта в образе панк-невесты и лежала на сцене, обнажив чулки и подвязки. Для того времени подобные проявления сексуальности были новаторскими и шокирующими. Тем не менее о том выступлении чаще отзывались позитивно, чем негативно, а вот песня «Papa Don't Preach» вызвала более противоречивую реакцию.
Юная лирическая героиня трека, явно рассчитанного на завоевание танцполов и сердец подростков, признаётся отцу, что случайно забеременела и хочет оставить ребёнка и жить вместе со своим парнем. Американская федерация планирования семьи возмутилась посылу песни о том, что подростковая беременность — это круто и что не надо слушать родителей, учителей и других старших, утверждающих обратное. Исполнительный директор организации Альфред Моран сказал прессе, что такие идеи из уст популярной певицы могут разрушить все усилия федерации по распространению идеи контроля рождаемости и защищённого секса среди молодёжи. Конечно же, возмущённые нашлись и среди многих американских родителей, мысливших как Моран и его коллеги. Католическая церковь тоже выразила недовольство текстом песни, а после того как во время тура в поддержку альбома Мадонна заявила, что «Papa Don't Preach» посвящена папе римскому, Ватикан и вовсе призвал итальянцев к бойкоту концертов поп-звезды. С другой стороны, «Papa Don't Preach» пришлась по душе американским противникам абортов, почитавших трек отличным пролайферским посланием.
1989
Ватикан против клипа
«Like a Prayer»
Мадонна фетишизировала Католическую церковь и использовала её символы и атрибуты почти с самого начала карьеры. Она часто говорит, что пережила всё давление, которое церковь оказывает на людей, заставляя их чувствовать свою греховность и вину перед Богом, но добавляет, что её восхищает помпезность католической атрибутики. В ответ католики постоянно возмущались, начиная от уже упомянутого выступления Мадонны на MTV VMA в 1984 году в образе невесты, который пуритански настроенные американцы и европейцы сочли распутным, до любви певицы носить кресты в сочетании с нижним бельём.
Пожалуй, один из самых ярких подобных случаев — клип на песню «Like a Prayer», в котором Мадонна убегает от потенциальных насильников и скрывается в церкви, где молится темнокожему святому, списанному с Иисуса. В кадре также появляются горящие кресты, и сама певица в очень сексуальном образе с распятием на груди. Впрочем, дело не только в видеоряде: текст песни проводит параллели между чувством влюблённости в человека и чувствами верующего. Компания Pepsi убедила Мадонну отдать трек для рекламного ролика бренда до официального релиза сингла, пообещав 5 миллионов долларов и финансовую поддержку грядущего тура звезды. Уже после ролика вышло то самое нашумевшее видео с церковью. Ватикан проклял клип, хотя вообще-то мог использовать его для своего имиджа: в конце концов, в этом видео продвигаются гуманистические идеалы, в нём есть антирасистский посыл, а церковь показана как место спасения. Pepsi решила разорвать контракт, но этот скандал только добавил жару ажиотажу вокруг песни и клипа на неё. Кстати, поклонники Мадонны были в восторге, видео крутили по MTV несколько раз в день, а потом певица ещё и получила приз MTV VMA в номинации «Выбор зрителей» и попала с ним в список ста лучших музыкальных видео по версии читателей Rolling Stone.
1990
MTV против клипа
«Justify My Love»
В 1990 году Мадонна выпустила альбом — компиляцию своих главных хитов «The Immaculate Collection» и решила добавить туда парочку новых треков, включая «Justify My Love» — песню, в написании и продюсировании которой принял участие Ленни Кравиц. «Justify My Love» решили сделать синглом для продвижения пластинки и сняли на неё чёрно-белый клип, в котором Мадонна участвует в оргии в номере отеля. Видео получилось в лучших традициях условного бренд-бука Мадонны: в нём смешались эротика, БДСМ-атрибутика, бисексуальность и католические символы.
MTV и другие телеканалы отказались брать клип в эфир, посчитав его возмутительно сексуальным. Мадонна отреагировала, сказав, что удивлена решению MTV, где почему-то не запрещают видео с насилием и унижением женщин. Этим дело не кончилось, и впервые в истории музыкальной индустрии появился формат видеосингла — Мадонна выпустила клип в продажу на видеокассете. Этот сингл быстро стал бестселлером — его четырежды сертифицировали как платиновый.
1991
Канадские пуритане против выступления Мадонны
Почти 30 лет назад ярко выраженный сексуальный подтекст ещё не был нормой для поп-культуры, и когда Мадонна приехала с туром Blonde Ambition в канадский Торонто, она поразила канадцев своей сценической раскрепощённостью. В этом туре во время выступления с песней «Like A Virgin» она залезла на большую красную кровать в окружении двух танцоров и изображала мастурбацию. Ничего особенного, если смотреть с точки зрения сегодняшнего восприятия поп-культуры, но тогда это было довольно шокирующе — настолько, что и некоторые жители Торонто стали жаловаться на Мадонну полиции, и полицейские пригрозили певице арестом, если она повторит трюк с кроватью. И она повторила. Полиция благоразумно решила её не арестовывать.
1993
Пуэрториканцы против Мадонны
26 октября 1993 года Мадонна выступала на стадионе имени Хуана Рамона Лубриэля в городе Баямон в Пуэрто-Рико. Посмотреть на мировую суперзвезду собрались 26 тысяч её поклонников. Всё было прекрасно, но певице вдруг захотелось во время танца игриво пропустить флаг Пуэрто-Рико между ног. Это вызвало волну возмущения и даже митинги и протесты с плакатами, Мадонну обвинили в попрании чести флага и нации, и этот инцидент разлетелся по местным телеканалам. Постепенно все успокоились, но следующий концерт Мадонны в Пуэрто-Рико случился только в 2015 году.
1998
Индуисты против выступления Мадонны
MTV VMA
На этой церемонии вручения премии MTV VMA выступление Мадонны было стилизовано в индийском стиле — соответствующие костюмы у самой певицы и её танцоров, индийские рисунки на экранах над сценой и тилака на лице Мадонны. Вот это последнее и возмутило индуистскую организацию World Vaisnava Association, посчитавшую, что американская звезда совершила святотатство. Тилака — это священный раскрас, который последователи индуизма наносят глиной, пеплом, сандаловой пастой или другими средствами на лоб и тело. Тилаку наносят ежедневно или только в особых случаях, бинди — разновидность тилаки, которую используют женщины. В ответ на возмущение Мадонна назвала представителей World Vaisnava Association лицемерами, раз они смотрят смотрят MTV — развлечение не для чистых духом людей, а также заметила, что чистота души и ума подразумевает отсутствие осуждения. Возможно, сейчас, 20 лет спустя, Мадонне не удалось бы так отделаться от этих обвинений, потому что сегодня это, скорее всего, назвали бы культурной апроприацией, а культурная апроприация — вещь порицаемая, согласно общественному консенсусу.
2001
Журналисты, VH1 и MTV против клипа «What It Feels Like For A Girl»
Одна из лучших и самых зрелых песен Мадонны, по версии критиков, получила довольно жестокое видео, в котором певица изображает безбашенную женщину, разъезжающую по Лос-Анджелесу в стиле видеоигры GTA, то есть как бандит-сорвиголова из какой-нибудь ОПГ. Клип снял тогдашний муж Мадонны — режиссёр Гай Ричи. Если песня понравилась журналистам, то видео они раскритиковали, посчитав, что это плохо продуманная попытка эпатажа. За жестокость клип также забанили к показу на американских каналах VH1 и MTV.
Чему учит история скандалов Мадонны
Мадонна долго возмущала и волновала общественность в первую очередь своим свободным и раскрепощённым отношением к эротике и сексу, и в этом смысле её карьера прошла путь, который часто проделывают все новые общественные установки норм и морали — сначала они шокируют и кажутся чрезмерными, а потом становятся привычными. Сейчас мы имеем дело с подобными закономерностями, например, в восприятии женского тела и бодипозитиве, феминизме и гендерных ролях, расизме и инклюзивности. Искусство, как говорит нам пример Мадонны, может играть важную роль во влиянии на взгляды и убеждения общества, но этот долгий процесс — в конце концов, Мадонна возмущала всех порядка 20 лет, чтобы сегодняшние старлетки могли изображать мастурбацию и носить кресты, не боясь быть проклятыми церковью. Конечно, всё это заслуга не только Мадонны, но она всегда была на передовой.
Второй большой момент скандальной истории Мадонны — возмущение и чрезмерная реакция на её артистические решения всегда шли только в плюс певице: о ней говорили ещё больше, её альбомы и синглы покупали ещё больше, ей восхищались ещё больше. Кажется, это многому научило артистов и художников, освоивших мастерство эпатажа, но ничему не научило тех, кого всё это возмущает. Сегодняшняя Мадонна уже никого не шокирует, ей это просто не нужно, она уже изменила мир и может больше особенно не напрягаться. Можно сказать, её время прошло, она заняла место уважаемого матриарха поп-сцены, но нынешняя поп-сцена никогда бы не была такой, как сейчас, без Мадонны.