«Wicked»: от бродвейской сцены до большого экрана — почему это больше, чем просто мюзикл
История мюзикла Wicked, ставшего культурной сенсацией Бродвея, восходит к 2003 году, когда его впервые показали зрителю. Спустя 20 лет эта постановка, изменившая саму ДНК музыкального театра, заложила основу для многих современных мюзиклов. По случаю выхода (в мировой, разумеется, прокат) фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада» Джона М. Чу с Арианой Гранде и Синтией Эриво в главных ролях решили вспомнить историю его создания и отметить, почему проект стал важным культурным феноменом.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ WICKED: АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВСЕЛЕННУЮ ОЗ
Основой для Wicked послужил роман Грегори Магвайра «Злая: жизнь и времена злой ведьмы Запада», который вышел в 1995 году. Писатель переосмыслил классический роман Лаймена Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз», предложив читателям взглянуть на события глазами антагониста — Эльфабы, злой ведьмы Запада. Произведение — это история ее падения не как злодейки, а как личности, пытающейся выстоять в несправедливом мире. Идея переломного взгляда на традиционные сюжеты стала тогда настоящим откровением. Сначала продюсеры не могли найти подходящего композитора, пока к проекту не присоединился Стивен Шварц, уже известный своими работами для театра и кино, такими как «Божественный ступор» (Дэвид Грин, 1973) и «Пакахонтас» (Эрик Голдберг, 1995). Его музыка и тексты вкупе с адаптированным сценарием Винни Холцман смогли оживить книгу, превратив ее в развлекательный и одновременно трогательный мюзикл, исследующий идеи принятия, совести и внутреннего конфликта.
Fun fact:
первоначально постановка задумывалась как фильм (права на это была выкуплены кинокомпанией Universal Pictures у Магвайра сразу после выхода книги), но после долгих споров Шварц встретился с Магвайером в Коннектикуте в ноябре 1998 года и убедил автора разрешить адаптировать произведение для сцены и привлечь Марка Платта из Universal к работе над проектом в качестве продюсера. Этот шаг оказался судьбоносным — именно бродвейская сцена подарила нам тот Wicked, который мы знаем сегодня.
Обложка первого издания «Злая: жизнь и времена злой ведьмы Запада», 1995
Грегори Магвайр, автор книги «Злая: жизнь и времена злой ведьмы Запада»
Технические революции на стадии разработки
Создание мюзикла Wicked стало экспериментальной лабораторией, где команда по-новому подходила к постановке. Режиссер Джо Мантелло, костюмер Сьюзан Хилферти и дизайнер сценографии Юджин Ли помогли воплотить целый новый мир, наполненный новаторскими техническими и дизайнерскими решениями. Например, одна из знаковых сцен с левитацией Эльфабы в песне «Defying Gravity» стала настоящим вызовом для всей команды. До этого нарратив более ранних постановок не подразумевал таких масштабов. Технологии тросов, позволяющих актрисе «взлетать», разработали специально для шоу — сцена по праву считается одним из самых запоминающихся моментов в истории Бродвея.
Сцена с левитацией Эльфабы в песне «Defying Gravity»
Wicked отличился и в дизайне костюмов: Сьюзан Хилферти разработала гардероб персонажей, вдохновляясь Викторианской эпохой, но с вычурными фантазийными элементами. Например, платье Эльфабы, становящееся темнее по мере развития ее характера, стало символом внутреннего перевоплощения героини. Сложность и многослойность образов, созданных для постановки, оказались важной направляющей для последующих бродвейских работ, ориентированных на визуальное воздействие. Музыкальный ряд — тоже прорыв. Композиции «Popular» и «For Good», например, не просто завоевали популярность среди фанатов мюзиклов, а проникли в американскую культуру. Но больше прочих публика выделила песню «Defying Gravity», ставшую гимном сопротивления предубеждению и борьбы за мечты. Интересно, что сама мелодия содержит неожиданное изменение размера. Это усложняло ее исполнение и внесло совершенно новое звучание в жанр бродвейской музыки. Сложная партитура и технические требования к роли Эльфабы настолько высоки, что среди актрис существует мнение, что «эта роль ломает голоса» — как рассказывала однажды Идина Мензел. Исполнительницы главных партий в обязательном порядке проходят ежедневные тренировки по защите голоса.
Идина Мензел и Кристен Белл в ролях Эльфабы и Глинды, 2003
2003 год: премьерный сезон и такие противоречивые отзывы
Официальная премьера Wicked состоялась 30 октября 2003 года в Театре Гершвина в Нью-Йорке. К слову, некоторые сцены шоу оказались настолько сложны технически, что пространство пришлось буквально перестраивать под декорации. Постановка сразу оказалась в центре внимания, и не в последнюю очередь благодаря звездному касту: Кристин Ченоуэт в роли Глинды и Идина Мензел в роли Эльфабы. Дуэт определил тональность мюзикла и вывел этот жанр на новый уровень. Однако первые отзывы критиков были неоднозначными. Некоторые издания сочли шоу слишком пафосным и компилятивным. Например, обозреватель New York Times Бен Брэнтли назвал сценографию чрезмерной, а сюжет — «лишенным обаяния» оригинальной книги. Тем не менее публика сразу влюбилась в Wicked, и именно зрительское восхищение стало главной силой, которая превратила постановку из просто мюзикла в поп-культурный феномен. Спектакль десятикратно номинировали на престижную американскую театральную премию Tony, и три статуэтки он получил — «Лучшая сценография», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшая женская роль в мюзикле» (Идина Мензел).
Оригинальный каст мюзикла Wicked, 2003
Социальное и культурное значение
С момента премьеры мюзикла стало ясно, что Wicked — это не просто сказка, а мощный statement о социальном принятии и стереотипах. История Эльфабы, чья «злость» оказывается результатом недоразумений и предвзятости общества, отражает борьбу за идентичность и собственное место в этом мире для многих людей. Эльфаба стала символом сопротивления угнетению и вдохновила зрителей во всем мире не бояться быть собой. Время выхода Wicked также сыграло важную роль. Америка все еще отходила от событий 11 сентября 2001 года, и американский зритель жаждал чего-то вдохновляющего, но в то же время осмысленного. Wicked предоставил не только яркое зрелище, но и возможность задуматься о природе добра и зла, о предвзятости и принятии.
Сцена из мюзикла Wicked, 2024
Влияние на Бродвей и жанр мюзикла
Wicked внес значительные изменения в то, какими могут быть бродвейские мюзиклы. Он также заложил фундамент для современных театральных постановок, а его успех подвиг продюсеров к созданию подобных масштабных и содержательных шоу, которые, помимо музыки, делают ставку на месседж. Сегодня наследие Wicked чувствуется в таких знаковых бродвейских постановках, как Hamilton о первых днях независимости после Американской революции 1783 года и Dear Evan Hansen о старшекласснике Эване Хэнсене со сложностями в социализации, которые также поднимают актуальные вопросы. По-настоящему революционная постановка Wicked показала, что история, изобилующая моральными серыми зонами, политическими подтекстами и сложными героями, может вызвать у зрителя эмоциональную привязанность. Более того, пока большинство популярных спектаклей вращались вокруг романтической линии, Wicked сместил фокус на женскую дружбу — Эльфабы и Глинды. Полагают даже, что мюзикл предвосхитил темы, которые позже поднимет Disney в «Холодном сердце» (2013), где сестринская привязанность также играет центральную роль (кстати, Идина Мензел озвучила Эльзу, а Кристен Белл — Анну).
Сцена из мюзикла Wicked, 2003
Почему экранизация важна именно сейчас
Об экранизации Wicked заговорили почти сразу после премьеры на Бродвее, однако проект откладывался почти два десятилетия. Причины были разные — от желания продюсеров дождаться новой волны популярности мюзикла до поиска идеального режиссера. В результате им стал Джон Чу, чья работа в музыкальном кино («На высоте мечты» 2021 года и «Шаг вперед — 2: Улицы» 2008-го) порадовала и критиков, и зрителей. Первая часть фильма вышла в мировой прокат совсем недавно, а вторую анонсировали на 2025-й, что для мюзиклов крайне редкое явление. Решение команда обосновывает желанием сохранить глубину сюжета. Экранизация даст возможность тем, кто не мог позволить себе билеты на Бродвей, соприкоснуться с магией Wicked.
Кадр из фильма Wicked, 2024
Wicked — не просто мюзикл, это явление, которое трансформировало Бродвей. Спустя 20 лет после премьеры его темы остаются актуальными: принятие и идентичность, борьба с предвзятостью и сила дружбы. А теперь, благодаря фильму, магия Эльфабы и Глинды найдет новую аудиторию и откроет для нее важную моральную притчу.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7