«Иисус, это я»: Александр Горбачев — о новом альбоме Канье Уэста «Jesus Is King»
Иисус Христос заказывал барагоз — бывший главный редактор «Афиши» и нынешний главный специалист по творчеству Канье Уэста расслышал его последнюю пластинку
Очередной творческий переворот Канье Уэста максимально коротко можно описать одной редакторской правкой. Канье прежний на разные лады формулировал амбициозное утверждение: «Иисус — это я». Канье нынешний предлагает скромное обращение: «Иисус, это я».
Ситуация: герой таблоидов с яхонтовыми зубами, муж Ким Кардашьян, дизайнер и провокатор, рэпер-холерик и продюсер-визионер, человек-противоречие, который всегда умел заставить всех себя ненавидеть так, чтобы его нельзя было не полюбить, Канье Уэст отринул собственную греховность, преодолел искушения и записал альбом во славу Божью. Выходу пластинки по традиции сопутствовала чехарда со срывами дедлайнов и зрелищными акциями, но общий смысл опубликованного в итоге произведения укладывается во фразу, когда-то сэмплированную коллективом «Птицу емъ»: «Я тебе говорю об Иисусе Христе и о том, как он умер за тебя на кресте». Как посчитали дотошные коллеги, имя Божье с различными синонимами на «Jesus Is King» произносится 86 раз (а слово «хер» ни разу, и старые песни Уэст теперь намерен исполнять, не прибегая к богохульной брани); музыкальный материал соответствующий — развесистый певучий госпел, хромированный упругим битом и драматизированный фанатическими всхлипами.
Удивляться такому развитию будет кто-то где-то, но не я; предыдущий большой опус Канье «The Life of Pablo», выход которого сопровождался сопоставимыми эскападами, церемониями и срывами, интереснее всего было изучать именно в религиозной оптике. Нюанс с «Jesus Is King» не столько в самой религиозности, сколько в ее аффектированной прямоте. Уэст всегда умел изощренно совмещать исповедь с проповедью, тем самым проблематизируя и то, и другое. Этим песням, однако, потребна уже не летучая сцена, а натуральный амвон.
Так что все-таки случилось?
Кажется, эту историю можно рассказывать четырьмя разными способами.
Первый — биографический,
он же психотерапевтический.
Хип-хоп как бы по умолчанию предполагает рассказ о себе и — конкретнее — своих достоинствах, как физических, так и фигуративных. С выходом поворотного в своей карьере альбома «808s & Heartbreak» Канье Уэст, и ранее не слишком соблюдавший жанровые рамки, перевернул эту конвенцию, сделал собственной суперсилой слабость и превратился из просто успешного продюсера и рэпера в мятежного гения. Его мегаломания всегда была как бы зеркальной: большому кораблю — большие пробоины; он умел падать так же зрелищно, как восставать (буквальнее всего это выражено в великой песне «Power», последняя часть которой посвящена добровольному падению из окна). Как человек-Gesamtkunstwerk, Уэст довольно быстро распространил эти творческие стратегии на всю жизнь, превратив ее публичную сторону в постоянный назойливый рассказ о себе (не)любимом; и конечно, его вышеупомянутый брак невозможно не рассматривать как арт-проект: ультимативное реалити-шоу эпохи позднего капитализма Канье сделал физической реальностью. У прошлогоднего альбома-виньетки «ye» недаром была на обложке фраза «Я ненавижу свое биполярное расстройство, это замечательно» — в этой дуальности и есть одна из главных причин, почему с Канье всегда интересно.
альбом «808s & Heartbreak»
Все это прекрасно (как минимум с точки зрения эстетического и антропологического исследования), но опасно. Три года назад Уэст пережил нервный срыв; и вообще по его эскападам далеко не всегда было понятно, он это делает в рамках жизнетворческого проекта или просто потому что ему, грубо говоря, плохо? Правильный ответ, по всей видимости, и то, и другое, и понятно, что это не слишком здоровая ситуация: одно дело — работать со своими травмами, другое — постоянно разыгрывать и раскручивать их на весь мир. «Jesus Is King» с его ясным внутренним сюжетом, ведущим от тьмы ко свету, — это, конечно, альбом про излечение. Поскольку в силу вышеупомянутых особенностей его творческого метода Канье Уэст для многих из нас давно уже как родной — за него сложно не порадоваться. С другой стороны, Канье немного похож на близкого человека, который мыкался, шатался, мучился и всех беспокоил, а теперь успокоился, пришел к Богу и очень хочет провести той же дорогой и других: поворот скорее положительный, но за общим столом от такого персонажа хочется оказаться подальше.
Второй способ говорить о «Jesus Is King» — собственно богословский.
От сторителлинга альбом переходит к прямой проповеди, и в этом есть своя логика, если вспомнить ход событий. С некоторой степенью допущения всю дискографию Канье последних десяти лет можно трактовать как постепенное движение по страницам Библии: «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» с ее ветхозаветными страстями — это, допустим, книга Иова; «Yeezus», понятно, Евангелие; «The Life of Pablo» — деяния апостолов (во всех ролях, понятно, сам Уэст). Ну вот теперь дошло и до апостольских посланий, напрямую толкующих о почитании Бога; всех желающих отсылаем к сервису Genius, где уже вполне убедительно отыскали в текстах «Jesus Is King» отсылки, например, ко второму Посланию к Тимофею и Посланию к Галатам (справедливости ради, отсылки ко всем остальным разделам Библии там тоже нашли). Задача — не рассказать, а научить; возможно, отсюда и сравнительная прямота приемов — вместо авангардного раггатона и кубофутуризма продюсера Мэдлиба тут поет восторженный хор и играет на саксофоне Кенни Джи: возможно, просто потому, что так понятнее.
альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy»
альбом «Yeezus»
альбом «THE LIFE OF PABLO»
Если вы думаете, что такая трактовка — перебор, то вряд ли — скорее, наоборот. В конце концов сам Канье в текстах «Jesus Is King» оперирует строчками типа «Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 33», а главный его проект последнего года — Sunday Service, регулярные музыкально-церковные службы со специальным дресс-кодом и спиритуальными заморочками; при всей красоте этой истории (крайне рекомендую отыскать, например, во «ВК» запись их хэппенинга на «Коачелле»), трудно не отметить, что все это похоже на реальную секту. Да и вообще — в том, чтобы уйти из музыки в религию есть свой шик и своя традиция. Например, великий соул-певец Эл Грин после того, как в 1974 году его девушка попыталась его убить, а потом застрелилась, стал пастором и по сей день служит в небольшой церкви в городе Мемфисе. Сейчас в каждом тексте про Уэста неизбежно припоминают, что одной из первых песен в карьере рэпера была «Jesus Walks», в которой он вулканически недоумевает, почему на радио любят хип-хоп про секс и пушки, но не любят про Бога, — и выражает надежду, что когда-нибудь и в клубах будут славить имя Господа. Что ж: мы и так знали, что Канье из тех людей, которые осуществляют свои мечты сами.
В некотором смысле эта точка зрения на альбом — самая интригующая: получается, что следующей главой должен стать апокалипсис.
Разворот третий — социальный.
Как всякий великий художник, Канье Уэст своим искусством прежде всего ставит вопросы, а не дает ответы. Очевидный вопрос, который следует из «Jesus Is King», звучит так: каким может быть праведник в эпоху инстаграма? Как сказано тут в одной из песен, «когда ты ведешь себя, как Христос, никто тебе об этом не говорит»: что есть духовное совершенство в эпоху вездесущей сетевой системы социальных зеркал и может ли быть святым тот, кто сам уверовал в свою святость?
Впрочем, на этот очевидный вопрос у самого Канье есть очевидный ответ — да (или: да, потому что нет; опять проклятая дуальность). Интереснее другое. Как пел Уэст в одной из главных своих песен, «мой огромный дар — находить то, что я больше всего не люблю». Этот дар регулярно помогает Уэсту оказываться в средоточии социальных конфликтов эпохи и сохранять в них дискомфортную позицию. На «Jesus Is King», записанном, напомню, после того, как автор взял за правило появляться на людях в футболке кампании Трампа, намекнул, что афроамериканцы сами виноваты в четырех сотнях лет рабства, а теперь еще и выступил против абортов, так вот, на «Jesus Is King» Уэст в очередной раз выясняет отношения с ненавистниками, попутно как будто случайно фиксируя общий разлом американского общества.
С одной стороны, мишень тут — прогрессивные активисты, которых принято огульно называть аббревиатурой SJW: сентенциями про осознанность и лицемерие, намеками и экивоками вроде упоминания ненавистной либералам гомофобной фастфуд-сети Chick-Fil-A, Уэст неназойливо, но заметно указывает на близость нового проактивного гуманизма и нетерпимости. «Если вы за то, чтобы принимать других, почему вы не принимаете меня», — как бы говорит он; и понятно, зачем тут религиозная рамка, если слово «меня» написать с большой буквы, ситуация сразу становится гораздо более объемной. С другой стороны, достается здесь и условным консерваторам: «Я говорю, что Бог — моя миссия, и что я слышу от христиан? — вопрошает Канье. — Они первыми меня осуждают». Это так себе поэзия, да и собственные претензии Уэст обычно формулирует почетче и позлее, но в целом дилемма ясна: пропасть между двумя флангами так просто не перепрыгнуть даже под знаменем всеобщей любви. В «Jesus Is King» можно усмотреть картину современной Америки, в которой противоборствующие стороны разведены по углам и не слышат друг друга, а посередине стоит Канье Уэст и ищет помощи у Бога, потому что больше ему помогать никто не готов.
Наконец, четвертый способ разбираться с альбомом «Jesus Is King» — музыкальный.
Все-таки Канье Уэст прежде всего гениальный композитор; человек, который в свое время зафиксировал новый статус хип-хопа как универсальной жанровой матрицы, а после этого 10 лет успешно и радикально раздвигал границы возможного в коммерческой поп-музыке (с этой точки зрения Уэст законно стоит в одном ряду с, допустим,
The Beatles или Майклом Джексоном). Всю вышеупомянутую сложность и противоречивость в песнях Канье хотелось искать и обдумывать именно потому, что он сам постоянно искал и находил какие-то новые музыкальные горизонты.
И вот тут, увы, девятому альбому предложить практически нечего: прошлогодняя уэстовская серия из пяти своих и чужих коротких записей явно застала его в предельно хаотическом состоянии сознания, но звучала на порядок интереснее. На «Jesus Is King», с одной стороны, есть регулярные проблески былого величия — текучая басовая линия и куплетный призрак соула в «Water», финальный человечий лай в «Selah», размечающие бит вдохи-выдохи в «Everything We Need», раздосадованный хрип-напев в «God Is». С другой, в значительной степени все это перепевки прежних изобретений Канье: скажем, песня «Follow God» всю дорогу вьется вокруг одного удачного сэмпла, как Канье любил делать в середине 2000-х, чтобы закончиться воплем, как из альбома «Yeezus». Безусловно, Уэст всегда ценил свою музыку и любил самоцитаты, но в лучшие моменты, которые случались довольно часто, итоговый результат трудно было сравнить даже с ним самим. На «Jesus Is King» можно — и можно этим, в общем-то, и ограничиться. Этот альбом как будто отодвигает музыкальные устремления ради высокой цели. Как выясняется, быть праведником — это еще и довольно скучно.
Что странным образом не означает, что Канье промахнулся — просто попадание это такое, мета-мета. Вообще, тектонические творческие сдвиги в Уэсте нередко провоцируют довольно мелкие на сторонний взгляд события, как это было с «My Beautiful Dark Twisted Fantasy», выросшим из идиотского эпизода с хамством в адрес Тейлор Свифт на церемонии вручения премии MTV. Ключевым событием для «Jesus Is King» в таком ракурсе кажется песня и клип «I Love It», которую Канье записал вместе с кумиром рэпера Фейса Лил Пампом и впервые представил на церемонии вручения премии Pornhub. Сам артист теперь вспоминает об этом как низшей точке своего морального падения, из которой его и вытащил пресловутый Иисус, но, кажется, дело тут не только в шести повторах строчки «Я больной мудак, я люблю быстрый трах». Дело в том, что в этой песне Канье впервые за долгое время выглядел не ведущим, но ведомым; не передовиком, но последователем. В своем традиционном режиме Канье попытался зацепить и переварить очередную мимолетную революцию — и не смог, не вписался.
«Jesus Is King» кажется равно следствием и признанием этого обстоятельства; молитвой человека, чувствующего, что время, которое он привык держать за яйца, больше ему не подчиняется. Канье не может не знать и не чувствовать, что его привычное место стремительно занимают другие, куда более молодые люди, которые органически умеют быть дерзкими и противоречивыми, не вызывая озлобления; быть политически точными, не занимая сторону; быть остроумными, не становясь смехотворными. А самое важное, эти люди делают новую музыку, во многом опираясь на находки самого Канье. Я имею в виду, например, Билли Айлиш, звук которой многим обязан «Yeezus», или, скажем, Tyler, The Creator, который в этом году по-новому разработал идею концептуального рэп-альбома и предложил несколько новых вариантов песенных трансформаций хип-хопа. Уэст для этих людей — человек близкий (с Тайлером он даже сотрудничает), но скорее папа, чем брат. И «Jesus Is King» есть тому наглядное подтверждение. Это альбом, которым можно воспитывать, но который вряд ли даст повод для флешмоба в сети TikTok; а ведь прошлый Канье наверняка бы об этом подумал.
Тот факт, что в октябре 2019 года многие музыкальные издания уже взялись подводить итоги 2010-х, кажется в целом крамольным, но «Jesus Is King» как будто дает такой стратегии убедительное обоснование, замыкая собой некалендарное десятилетие, которое началось с того же самого «My Beautiful Dark Twisted Fantasy».
Конечно, Канье не был бы Канье, если бы он не был честен с собой. Он не пытается бежать за уходящей эпохой. Он просто просит помощи, и именно поэтому впервые за многие годы разговаривает с высшей властью не с позиции силы. И я совершенно не исключаю, что ему вправду помогут.
Грубо говоря, Канье Уэст обращается к Богу, потому что сам перестал им быть.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7