Джазу в России — 100 лет. Рассказываем вековую историю жанра в стране в датах, событиях и лицах
1 октября российскому джазу исполнилось 100 лет. По такому поводу собрали всё самое интересное и важное о становлении жанра в нашей стране.
1 октября
1922 года
Вернувшись в Москву из Парижа после семи лет эмиграции, поэт, переводчик и танцовщик Валентин Парнах устраивает концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банда», собранного из московских музыкантов. Парнах накладывал на музыку настолько впечатляющие и новаторские пластические образы, что театральный режиссер Всеволод Мейерхольд пригласил его вместе с «Джаз-бандом» в свои спектакли — изображать «механистическую цивилизацию Запада». Публику поражали неслыханные звуки саксофона и обилие ударных инструментов.
Валентин Парнах
По сохранившимся описаниям (ни записей, ни даже фотографий с выступлений «Джаз-банда» не осталось) можно предположить, что первопроходцы новой музыки только шли к исполнительскому мастерству, но их энтузиазм заражал зрителей. Впрочем, радовались не все. Писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров высмеяли участие «банда» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в романе «Двенадцать стульев» театральных звукооформителей Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда с «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха».
22 февраля
1926 года
Начинаются первые гастроли «настоящих» джазовых музыкантов по СССР. С февраля по май в Союзе выступали два афроамериканских коллектива. Первый — Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона — в Москве, Харькове, Киеве и Одессе. В составе были такие звезды раннего джаза, как тромбонист Фрэнк Уитерс и кларнетист Сидней Беше. Весной в Москву из Риги прибыло эстрадное ревю из перебравшихся в Англию темнокожих американцев The Chocolate Kiddies с пианистом Сэмом Вудингом во главе. С ним играли трубач Томми Лэдниер и саксофонист Гэрвин Бушелл. На их концерты во 2-м Госцирке на Большой Садовой (сейчас Театр сатиры) шли самые разные зрители, желавшие посмотреть на экзотических танцоров и особенно танцовщиц. Съемки The Chocolate Kiddies вошли — как образ загнивающей буржуазной культуры — в пропагандистскую картину режиссера-документалиста Дзиги Вертова «Шестая часть мира».
МАРТ
1927 года
После четырех месяцев напряженных репетиций в московском артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный коллектив — «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В том же году «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьем выступившим в эфире Московского радио, а в 1928-м — первым советским джазовым ансамблем, записанным на грампластинку.
Александр Цфасман
Май
1928 года
После четырех месяцев напряженных репетиций в московском артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный коллектив — «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В том же году «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьем выступившим в эфире Московского радио, а в 1928-м — первым советским джазовым ансамблем, записанным на грампластинку.
Декабрь
1934 года
На экраны выходит музыкальная комедия Григория Александрова «Веселые ребята». Несмотря на непростой путь к советскому зрителю (на Западе фильм был показан на четыре месяца раньше), в СССР ее ждал оглушительный успех. В главной роли снялся эстрадный певец Леонид Утесов, именовавший свой оркестр «Теа-джаз» (сокращение от «театрализованный джаз»). Музыку для фильма написал Исаак Дунаевский, и это стало началом его многолетнего сотрудничества с Утесовым. Их легкая эстрада с одесскими клезмерскими корнями на долгие десятилетия станет синонимом «советского джаза» для большинства отечественных слушателей.
кадр из фильма
"веселые ребята"
1937–1938 годы
После более чем четырехлетнего перерыва советский джаз вновь записывается на пластинки — благодаря ансамблям Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Якова Скоморовского, Леонида Утесова. Но развернувшиеся в стране репрессии не обходят стороной и его. В 30–40-е годы подвергаются аресту и лишаются свободы (а кое-кто и жизни) некоторые джазовые музыканты, в том числе руководители популярных оркестров: Георгий Ландсберг, Александр Варламов, Леопольд Теплицкий, Генрих Терпиловский. Практически всех сажали не «за джаз». Наряду с врачами, юристами, рабочими, военными, писателями джазменам предъявляли либо экономические, либо политические обвинения — как правило, просто по факту «связей с заграницей».
Яков Скоморовский
Александр Варламов
Сентябрь
1939 года
С началом Второй мировой войны на советской территории оказываются многие иностранные джазовые музыканты. Среди них — трубач Ади «Эдди» Рознер, берлинский джазмен еврейского происхождения. В Белорусской ССР собирается множество лучших артистов из Польши, и минское руководство одобряет создание Государственного джаз-оркестра с Рознером в качестве художественного руководителя. В 1940-м, после первых гастролей по СССР, оркестр Рознера получает бешеную популярность, которая продлится шесть лет.
Эдди Рознер
1946–1947 годы
В марте 1946-го в Фултоне премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произносит речь, которая дает старт холодной войне. СССР начинает закручивать гайки в отношении композиторов, писателей, критиков, музыкантов, ориентированных на западную культуру. Зародившийся в США джаз оказался удобной мишенью. Одной из первых жертв антиджазовой кампании становится тот самый Эдди Рознер: в ноябре он арестован и вскоре осужден по 58-й статье («измена Родине»), номинально — за попытку вернуться в Польшу без разрешения советских властей, что квалифицировалось как «покушение на незаконный переход границы». Событие знаменует «эпоху разгибания саксофонов» — так впоследствии называл этот период избежавший репрессий Леонид Утесов.
Леонид Утёсов
30 октября
1947 года
В рамках кампании по репатриации советских граждан в дальневосточный порт Находка из Шанхая прибывает джазовый оркестр под руководством Олега Лундстрема. Оркестр создали двумя годами ранее в Харбине выросшие там молодые «совграждане» — члены семей сотрудников Китайско-Восточной железной дороги, построенной Россией еще до революции. Тем временем в СССР крепнет антиджазовая кампания. В Москву «шанхайцев» не пустили. Коллектив обосновывается в Казани. Но надежды на статус государственного джаз-оркестра Татарской АССР не оправдываются. Играть в «эпоху разгибания саксофонов» джазменам удается нечасто — разве что в ресторанах или на танцах. 10 февраля 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об опере "Великая дружба" Вано Мурадели», в котором клеймится «формалистическое направление, чуждое советскому народу». В итоге вместе с композиторами Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым «под раздачу» попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует.
Олег Лундстрем
1954–1956 годы
Трубач Эдди Рознер освобождается из лагерей, где он руководил оркестром из таких же заключенных. Вернувшись в Москву, он формирует новый оркестр. Музыканты (правда, без своего лидера) снимаются в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где барабанщик Борис Матвеев впервые в советском кино играет джазовое соло на барабанах. 1 октября 1956 года оркестр Лундстрема, переживший «эпоху разгибания саксофонов» в консерватории и в работе по ресторанам и кинотеатрам, принят на работу Союзконцертом как Концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема. Начинаются выступления на советской эстраде, и, наряду с аккомпанементом певцам, сопровождением чечеточникам и исполнением эстрадных шлягеров, почти в каждой программе звучит и джаз.
Июль — август
1957 года
В Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые приподнятый «железный занавес» первым делом пускает в страну джаз, вызвав мощный всплеск формирования нового поколения советских джазменов. В жанр приходит так называемое «поколение физиков» — студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку: саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера-станкостроителя, ставший лучшим в столице джазовым тромбонистом инженер-связист Константин Бахолдин, выпускник Ленинградского автодорожного техникума — саксофонист Геннадий Гольштейн.
Алексей Зубов
Георгий Гаранян
Тон в московском джазе задают коллективы из Центрального дома работников искусств. На фестивале с успехом выступает Молодежный оркестр ЦДРИ Юрия Саульского и завоевывает серебряную медаль. Вскоре власти распускают оркестр, но его солисты оказываются среди тех, кто получил джазовое образование «на слух» — в том числе путем прослушивания радиопрограмм на «Голосе Америки», которую вел легендарный проповедник джазового искусства Уиллис Коновер.
Геннадий Гольштейн
Константин Бахолдин
1961–1962 годы
В Москве открываются первые джазовые клубы — кафе «Молодежное» и «Аэлита». В течение следующих десяти лет такие заведения («Романтики», «Синяя птица», затем «Печора», «Ангара» и «Времена года») становятся основной средой формирования столичной джазовой сцены. В Ленинграде, Воронеже, Риге, Новосибирске, Ростове-на-Дону тоже создаются городские джаз-клубы — любительские объединения энтузиастов. Важнейшую роль в возникновении нового поколения ленинградской сцены будет играть именно такой джаз-клуб «Квадрат», который наследует созданному весной 1961-го джаз-клубу Ленинградского государственного университета.
С мая по июль 1962-го СССР с гастролями посещает оркестр американского кларнетиста Бенни Гудмана. А в октябре лауреаты первого Московского джаз-фестиваля впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль — Jazz Jamboree в Варшаве. Трубач Андрей Товмасян, саксофонист Алексей Козлов, гитарист Николай Громин, объединенные для поездки в Секстет Вадима Сакуна, вызывают удивление европейских и американских коллег, не подозревающих, что в СССР кто-то играет современный джаз. Записанная на фестивальном концерте пьеса 19-летнего Товмасяна «Господин Великий Новгород» становится первой записью новых советских джазменов, выпущенной на пластинке. Правда, выйдет она только в Польше.
Апрель
1965 года
Игорь Бриль
Впервые на большой сцене проходит II Московский фестиваль джазовых ансамблей, вошедший в историю благодаря изданным фирмой «Мелодия» сборникам с лучшими номерами. Первым советским виниловым альбомом современного отечественного джаза как раз и становится «Джаз-65» с записями пианиста Игоря Бриля, гитариста Николая Громина, саксофонистов Георгия Гараняна и Алексея Козлова. Джазовый фестиваль проходит в это же время в Ленинграде — и тоже с участием пока только местных коллективов.
Сентябрь — октябрь
1971 года
Благодаря культурному обмену с США с двухнедельными гастролями в СССР приезжает оркестр Дюка Эллингтона. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на летное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолета Дюку классическую пьесу раннего новоорлеанского джаза «Когда святые маршируют». В ленинградском Доме дружбы с народами зарубежных стран Эллингтон играет джем-сешн с местными джазменами. Заокеанскую знаменитость удивляет 25-летний Давид Голощекин, успевший сыграть на контрабасе, трубе и скрипке.
Давид Голощекин
Сентябрь
1974 года
Усилиями энтузиастов во главе с композитором Юрием Саульским и критиком Алексеем Баташевым в двух десятках музыкальных училищ России впервые вводятся программы изучения джазового исполнительства. Сначала появляется «эстрадно-джазовая специализация», а к концу десятилетия и полные «эстрадно-джазовые отделы». Госконцерт официально принимает на работу джазового музыканта как солиста-инструменталиста — пианиста Леонида Чижика. В то же время по недосмотру организация отправляет приехавшего в Москву великого пианиста Оскара Питерсона жить в обветшавшую гостиницу низкого класса, так что его тур со скандалом отменяется, и Питерсон улетает, чтобы больше никогда не вернуться.
Леонид Чижик
Июнь
1983 года
На экраны выходит фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой пианиста Анатолия Кролла. Впервые в популярной форме красивой сказки советскому зрителю представляется история джаза в СССР. За первый год проката ленту в кинотеатрах посмотрели 17 миллионов человек.
Анатолий Кролл
1990-е годы
Союз композиторов в лице Юрия Саульского и Госконцерт СССР проводят в Москве Первый международный московский джаз-фестиваль, на котором рядом с советскими музыкантами выступают мировые — Сан Ра, Фредди Хаббард, Бенни Голсон, Лестер Боуи, Брэнфорд Марсалис. На фестивале играет и нью-йоркский трубач Валерий Пономарев, приехавший в родной город впервые за 17 лет. Однако к этому моменту многие джазовые коллективы практически не работают в связи с расцветом поп-музыки.
В Москву переезжает уехавший в Нью-Йорк в 1973-м саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, одно время бывший участником оркестра Дюка Эллингтона. В это же время стартует целый ряд ежегодных фестивалей, которые будут определять джазовую сцену в стране.
2000-е годы
В феврале 2002-го в Москве проводится второй ежегодный фестиваль «Триумф джаза» с участием Рэнди Бреккера, Билли Кобэма, Джо Ловано, Гэри Бертона, Элвина Джонса. Спустя год на сцене нью-йоркского зала Alice Tully Hall московские музыканты отыграли совместный концерт с джаз-оркестром Линкольн-центра под управлением трубача Уинтона Марсалиса. На ключевой вопрос, стоявший перед множеством российских джазменов долгие десятилетия, — «можем ли мы, как американцы» — наконец получен положительный ответ.
2010 год — настоящее время
С 2012 года Московский джазовый оркестр гастролирует по всему миру, от Японии до США. В рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге впервые проходит «Джаз поверх границ» (Jazz Across Borders) — форум российского джазового сообщества и фестиваль для профессионалов индустрии. Город принимает рекордное по объему и качеству проведения мероприятие: трансляцию гала-концерта из исторического Мариинского театра с участием джазменов смотрят 13,6 миллиона зрителей. Впервые в истории престижную исполнительскую награду — Международного конкурса Института джаза имени Херби Хэнкока (до 2019-го — Конкурс имени Телониуса Монка) — получает российский гитарист Евгений Побожий.
Евгений Побожий
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7