Экспертное мнение: как начать слушать Джона Кейджа
Слушаем главного авангардного композитора в истории
Когда речь заходит об авангардной музыке, имя Джона Кейджа первым возникает в памяти первым. Творчество человека, написавшего в 1952 году пьесу «4'33''» (четыре минуты тридцать три секунды) — произведение скорее тишины, чем мелодии в общепринятом смысле, — даже спустя полстолетия остается неясным большинству слушателей. Исключение — знатоки музыкального минимализма. Учитель Кейджа Арнольд Шенберг называл композитора просто — изобретатель гениального. Джон Кейдж невообразим без пианиста, который традиционно исполнял его произведения, Дэвида Тьюдора. Именно Тьюдору после каждого концерта доставались и апплодисменты, и возмущение публики.
Кейдж постоянно находился в поисках новых способов восприятия и самого извлечения звука. Эксперименты его, кстати, повлияли не только на послевоенный авангард — но и на классику рока. «Препарированное» фортепиано Кейджа — то есть фортепиано, между струнами и на молоточки которого помещают разнообразные предметы, — использовали впоследствии The Velvet Underground и Дэвид Боуи. О личности и творчестве Джона Кейджа мы попросили рассказать Алексея Айги — российского композитора, чье выступление можно будет услышать 8 сентября в театре «Мастерская Петра Фоменко» в рамках фестиваля SOUND UP.
Алексей Айги, композитор и руководитель ансамбля «4'33''»: «Начнем с того, что Джон Кейдж — это не авангардная классика, а классика авангарда. Не уверен, что его вообще надо начинать слушать (смеется). Но если с вами это уже случилось, то хорошо бы начать, например, с «Сонат и интерлюдий для препарированного фортепиано». В них он превращает знакомый всем инструмент в нечто совершенно неожиданное. Еще рекомендую послушать «4'33''» (в честь которого называется мой коллектив) — это произведение культовое. Только слушать его надо не дома, а в концертном зале. Джон Кейдж занимает особое место в истории музыки, потому что до него она шла вполне традиционным путем, путем усложнения. Условно говоря, композиторы усложняли свой язык, постепенно становясь на голову. Пришел Кейдж и перевернул все с головы на ноги, хотя, может быть, и наоборот. Он поломал все устоявшиеся композиторские правила, которые были в это время, показал, что практически любой звук может стать музыкой, что вообще понятие музыки гораздо шире, чем считалось до него. Собственно, в этом и есть его значение для композиторской музыки XX века. Надо знать, что Кейдж в первую очередь, наверное, философ музыки, а потом уже композитор. А потом уже знаменитый грибник. А потом американец. А потом человек с бородой. И еще был женат на дочери русских эмигрантов с Аляски! И только сейчас мне стало известно, что Николас Кейдж принимал галлюциногенные грибы со своим котом. Впрочем, об этом в следующий раз».