Mix the City: изучаем город при помощи местной музыки
От электронщиков до оперных певцов
Этим летом British Council запустил музыкальный проект Mix the City: теперь изучать города можно сквозь призму местной музыкальной сцены. Вслед за Стамбулом и Балканами очередь дошла до Москвы. Мы встретились с идеологом проекта Эммануэлем Витцумом и кураторами The 2 Bears, чтобы узнать, какая же она, музыкальная Москва.
Как появилась идея Mix the City?
Мы хотели создать музыкальную платформу, которая позволила бы людям открывать для себя города, слушая музыку. Первым городом стал Тель-Авив. Мы начали проект, пригласив разных музыкантов города, британских продюсеров и кураторов, которые сотрудничают с местными музыкантами.
Почему вы начали с Ближнего Востока и Восточной Европы, а не с Западной или с США?
Эммануэль Витцум:
Я живу в Тель-Авиве, поэтому мы и начали там. Спасибо сайту Space, с которым мы сотрудничали: он при поддержке Arts Council и BBC финансирует искусство и различные цифровые проекты. Основные площадки для нашего проекта — те страны, которые в классификации Британского совета называются Большой Европой. То есть страны, близкие к Европе, но не являющиеся ей. Или Израиль, который не относится к Ближнему Востоку. Поэтому в первую очередь мы включили в список Тель-Авив, Стамбул, Балканы, Россию. Но площадки Mix the City будут и в Германии, и в Индии, и в Мексике.
Чем на самом деле является площадка Mix the City — это социальная платформа для собственного продвижения, как SoundCloud или Mixcloud? Или цель проекта — исследовать город и дать возможность создать экспериментальную музыку любому пользователю? Или все сразу?
Прежде всего — диалог с музыкантами. И здорово, что у нас оказалось столько возможностей с ними взаимодействовать. Было чертовски интересно: нам дали большой список имен — и пришлось выбирать из него только двенадцать, представляющих город. Это, на самом деле, довольно сложно.
А как вы выбрали музыкантов, не зная, по сути, русской сцены? Башмет, Наадя, Pixelord — все они в проекте, но у них совсем разная аудитория.
British Council устроил нам небольшой ликбез. Он же распространил и информацию о нас разным людям и дал возможность выбора, мы могли исследовать музыкантов, создавать коллаборации между ними, интересные сопоставления и наложения. Это забавно — попробовать посмотреть, как совершенно разные музыкальные инструменты будут звучать вместе.
Да, я уже попробовала.
Нам дали определенные наставления, но проект намного шире этого. Интересна возможность взаимодействия британских музыкантов с множеством русских — у вас здесь, к примеру, есть Kovsh Beats и Юрий Башмет. Все музыканты взаимодействовали не только с нами, но и друг с другом.
Как проходил процесс записи и почему именно 12 артистов?
Нам понравилась идея с лупами (loop — зацикленный фрагмент в электронной музыке.— Прим. ред.), и мы попросили по два у каждого музыканта — лупы и семплы создают мелодию. Что касается количества музыкантов — дело в том, что мы создавали платформу в первую очередь для мобильных устройств. С точки зрения технологии — если музыкальных фрагментов будет больше, чем 12, то они начнут сбиваться. Да и если героев будет слишком много, ими будет сложно управлять. Мы думали о девяти, но тогда бы палитра была недостаточно разнообразной, и мы пришли к наиболее верному компромиссу.
Каждый артист играет на своей площадке — вы сами соотносили музыку и место?
На самом деле нам очень помог British Council, он хотел сделать проект наиболее визуально совершенным. Посетить такие места, как Дом Мельникова — это ведь плтрясающе!.. Или побывать в метро посреди ночи, когда уже не ходят поезда. Нашими площадками стали и Третьяковская галерея, и «Гараж».
Представим, что через пару лет музыкальная сцена в Москве, да и ландшафт города, изменится, — что будет с проектом? Он будет расширяться в новой географии или продолжать обновляться в уже имеющихся городах?
Думаю, будем действовать по ситуации. Во многом инициатива исходит от Британского культурного совета — именно он создал этот проект, но дальше все идеи развиваем мы. Осенью в Германии мы запускаем еще два города — Мюнхен и Гамбург. Мы сами предложили Британскому совету развить Mix the City в этом направлении. Россия для нас тоже очень важна, мы бы хотели сделать проект в Санкт-Петербурге.
Мы попросили трех участников Mix the City рассказать нам о проекте и своем отношении к нему —и вот что из этого вышло:
Pixelord: «Mix the City интересен тем, что соединяет разные жанры и рассказывает о городе. Когда мы записывали партии и экспериментировали, до конца не было понятно, что получится. Я, честно говоря, не думал, что будет настолько органично и цельно. Нужно больше таких проектов в России, чтобы разные музыкальные сцены сблизились».
Наадя: «Думаю, выбранные музыканты отражают дух Москвы. Она очень разная сейчас, неоднородная — и музыканты собраны совершенно разные, в этом и кайф. В получившемся миксе сложно расслышать какую-то посконную домотканность и «русскость», характерных мелодий в нём нет, зато есть ощущение этого котла, в котором перемешано много стилей, инструментов и подходов к написанию музыки».
Михаил Петренко: «За свою карьеру оперного певца я участвовал во многих разноплановых проектах, но все они, так или иначе, вращались вокруг академической и классической музыки. Притом что сам я люблю совершенно разные направления. Поэтому Mix the City для меня — отличная возможность оказаться в среде, в которой не работают законы классической музыки, где аккордеон может встретиться с гитарой, а синтезатор — с хоровым пением. По-моему, получилось очень интересно».