Atomos: спектакль Уэйна МакГрегора в Москве
Новые формы
По традиции, два последних зимних и первых весенних месяца — время пробуждения и расцвета московской театральной жизни. В это время проходит фестиваль "Золотая маска". И дело, разумеется, не только в том, что любопытно узнать, кто же станет обладателем крупнейшей российской театральной премии, но и в том, что организаторы привозят множество интересных постановок. В нынешнем году особое внимание публики привлекла новая внеконкурсная программа "Контекст", состоящая из актуальных зарубежных спектаклей. Открыла программу работа знаменитого британского хореографа, авангардиста Уэйна МакГрегора (правильнее даже так —труппы Wayne McGregor | Random Dance) под названием Atomos.
Спектакль впервые показали в Москве вчера, 19 февраля (еще один показ состоится сегодня), в Театре им. Моссовета. Сразу хочется сказать о неприятном, чтобы больше к этому не возвращаться. Первый блин комом, и первое шоу на новой площадке часто тоже. Начало спектакля задержалось примерно на час из-за технических неполадок. Зрители, среди которых были, скажем, Роман Абрамович и Дарья Жукова, в томительном ожидании несколько раз, как это принято, пытались вызвать артистов на сцену аплодисментами.
Танцовщики не вышли на сцену, зато за задержку извинились гендиректор "Золотой маски" Мария Ревякина вместе с директором Британского совета и координатором перекрестного Года культуры Великобритании и России Полом де Куинси. Тем не менее, технические проблемы решить, по всей видимости, не удалось: так, из нескольких 3D мониторов работал только один, что противоречило визуальной концепции спектакля. Разумеется, это повлияло на общее впечатление. Но все-таки его не испортило.
Наконец, зазвучала гипнотическая музыка электронщиков A Winged Victory for the Sullen, и перед зрителями появились все десять артистов, которым в течение ближайшего часа предстояло погружаться в странный мир абстрактных фантазий и погружать в него зал.
С самого начала исполнители Atomos видятся практически единым организмом, который то и дело распадается на трио и дуэты, но потом вновь становится целым. Что это, точно и не скажешь: то ли живое существо, то ли странная субстанция, которая с каждой минутой становится все активнее, словно закипает... Дойдя до предельной степени накала, танцовщики замирают, музыка на секунду стихает, свет на сцене из зеленого превращается в фиолетовый, и... все вдруг меняется.
Свет в этом спектакле играет колоссальную роль (он, кстати, фантастически выстроен художницей Люси Картер) — вместе с ним трансформируется во что-то новое музыка. Да что там музыка — будто плотность воздуха становится совсем другой. МакГрегор и его команда добиваются удивительного эффекта: они доказывают, что у цвета есть музыка, а у музыки — цвет; они имеют запах, вкус, консистенцию — и синтез мельчайших частиц (атомов) всего этого рождает танец.
От, условно, первой части спектакля ("граница" проходит по появлению мониторов, когда все зрители вынуждены на секунду отвлечься, надеть стереоочки и погрузиться в иной пласт реальности) веет чем-то диким, даже животным, какой-то особенной, почти первобытной ритуальностью. "Ритуал" заканчивается вторжением техногенного мира: во второй части зритель должен наблюдать не только за танцовщиками и переменами в них, провоцируемыми музыкой и светом, но и за происходящим на плазменных панелях в 3D. А там появляются то абстрактно-пиксельные картины, то загадочные матрицы, то индустриальные пейзажи (автором всего этого стал видеохудожник Рави Дипрес). Все это причудливым образом соединяется с самими исполнителями, которые в безумном процессе развития спектакля выходят на новый уровень понимания самих себя и друг друга. А именно это — изучение природы человеческого тела и природы самого танца, — судя по всему, является одной из основных задач и конкретного спектакля, и компании Random Dance в принципе.
Atomos обрывается на полуслове (полужесте) очередного трио, оставляя ощущение манящей недосказанности. Но, как это ни странно, он не вызывает желания задавать вопросы — к концу спектакля зритель, вероятно, чувствует себя одним из "атомов" рассказанной ему истории. Это отбивает желание не просто задавать вопросы вроде "о чем?" или "зачем?", а даже пытаться трактовать загадочную абстракцию МакГрегора.
Atomos, без сомнения, спектакль со сложнейшей архитектоникой и уникальным художественным языком. Он построен, в хорошем смысле, в погоне за новыми хореографическими формами. Но при достижении предела формальности внезапно возникает, не побоюсь этого слова, высший смысл, который невозможно облечь в слова. Да и не надо.