Ксения Чилингарова — о том, сможет ли онлайн-шопинг заменить нам физический
За время карантина приглашенный редактор BURO. Shopping 24/7 Ксения Чилингарова адаптировала под себя новый дивный мир: перенастроила свои навыки шопинга, приобщилась к онлайн-покупкам и стала меньше тревожиться.
В начале карантина было столько планов. Выучить, прочитать, написать. Вот оно, наконец-то то время, о котором мы так просили и котором мы так мечтали. Хотели — получите. Но вот интересно, если мы не посадили дерево, не написали книгу, не спасли мир в обычное время, то, увы, как показала практика, мы не сделали это и во время самоизоляции. Есть над чем подумать. Самообман как сахар — к нему моментально вырабатываешь зависимость. И вот мы надолго остались один на один со своими мыслями, чувствами, страхами. И все пошло не по плану. Вместо курсов по истории — кулинарные мастер-классы. Вместо того, чтобы изучить иностранный язык, мы учимся делать маникюр, педикюр и красить волосы с мастером по видеосвязи. Вместо поисков истины — поиски идеальной пары туфель в онлайн-магазине.
В первые дни карантина я была решительно настроена провести это время с пользой. Моему энтузиазму можно было только позавидовать. Я участвовала в вебинарах по искусству, общалась по зуму с офисом, начала читать Щедровицкого «Введение в Ветхий Завет», готовила по рецептам Вики Газинской, разобрала гардероб — и все это за две недели. А потом что-то случилось. Случилось внутри меня. Прошло первое чувство боевой готовности с пользой проводить время. Прошла паника. Хотя, надо признаться, поволноваться как следует я все же успела. Я потратила огромное количество времени на тревогу. Прислушивалась к каждому вздоху, мерила температуру, пила витамины, консультировалась с врачом, изводила близких по телефону, дважды сдавала тест на COVID-19 и сделала КТ.
После осознания, что все в норме, остро встал вопрос: а что делать дальше? Чем себя занять? Раньше я не могла предположить, что тревога — это объемное чувство, которое измеряется временем. С ней я провела еще две недели карантина. В итоге я очень устала. Мне все надоело. Я перестала читать новости, я перестала волноваться. Я опустела, как брошенный хозяевами дом.
Моим новым увлечением стал онлайн-шопинг. До карантина я была против, как Баба-Яга из советского мультика 1980-х про Олимпиаду. Шопинг в интернете казался мне безликим, неодушевленным процессом, в котором слишком много черных дыр. Например: как выбрать правильный размер? Как поменять товар, если что-то не подошло? Как оплатить таможенные пошлины? Мне казалось, надо прикладывать слишком много усилий. Однако новая реальность диктовала новые правила поведения. Тем более что все оказалось довольно просто, главное — внимательно изучить таблицу размеров, сверить с вещами того же бренда у себя в гардеробе, не торопиться, прочитать инструкции по обмену товара, следовать рекомендациям от DHL, и все будет доставлено вовремя и бесконтактно. А если покупать с сайта русской компании, то существует опция примерки, как, например, у ЦУМа. К тебе приезжает милый мужчина в защитном экране и преданно ждет, пока ты все добро не примеришь. Однажды я рискнула и спросила у него, нравится ли ему выбранная мноб обувь или не нравится. Мужчина нахмурился. Я подумала, как героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: значит, хорошие сапоги, надо брать!
Карантин нанес серьезный финансовый удар по ритейлу. Многим игрокам на рынке пришлось закрывать свои магазины, увольнять сотрудников и активно зазывать клиентов в онлайн. У многих мировых брендов в два раза выросли онлайн-продажи по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Каждый день меня со всех сторон атаковали акциями и спецпредложениями. Сложно было не реагировать. В какой-то момент трафик движения курьеров на улице, где я живу, был выше реального уличного трафика. Мне даже показалось, что курьеры перестали звонить и сами находят нужный подъезд и правильный этаж.
Каждая моя покупка стала событием. Мы с Полюсом, моим верным другом брюссельским гриффоном, встречали курьеров из KM20 как родных. Он звонко лаял, а я виляла хвостом. Это движение туда-сюда посторонних людей с пакетами и коробками создавало ощущение жизни, которая во всем мире зависла, но здесь, у меня дома, не останавливалась. Я была все время чем-то занята. Выбирала, оплачивала, распаковывала, развешивала. Этот процесс создавал предчувствие скорого будущего. Не умею до конца жить только настоящим — мне важно знать, что будет завтра. Покупка летних платьев, туфель, пиджаков и нового столового сервиза как раз давали мне это ощущение. Они строили мое будущее вне зависимости от новостей и прогнозов ВОЗ. Они были его гарантом. Это держало меня в тонусе: заставляло наряжаться на прогулки с собакой, выносить мусор в обновках и делать снимки для инстаграма. В итоге я так увлеклась этим процессом, что на сайте Farfetch из новичка перешла моментально в категорию вип.
Признаюсь, очень часто с онлайн-шоппингом дело не всегда доходило до покупки. Выбор и перемещение товара в корзину стало своего рода медитацией. Вместо очередного сериала на Netflix или бесплатного Pornhub я часами сидела на сайтах онлайн-магазинов. Листала одну страницу за другой, выбирала и складывала в корзину.
В детстве у нас с братом была похожая игра: мы рассматривали иностранные журналы, которые отец иногда привозил маме из командировок, и притворялись, что можем себе все позволить. Это было весело. Мы выбирали мебель, дома, машины, одежду. Мы создавали свою виртуальную реальность не выходя из квартиры. Мы мечтали.
В онлайн-магазине ты один на один с товарами, рядом никого нет. Нет продавца-консультанта, готового посоветовать или отыскать нужный размер, не с кем выпить бокал шампанского и отметить покупки, не с кем посплетничать. Нет ничего, за что я так люблю физический шопинг. Есть только ты напротив монитора. И твой выбор почти ничем не ограничен — ни географией, ни временем, ни выбором (в Сети уже есть всё). Хочешь винтажную сумку Celine? Получите. Босоножки ByFar в нужном размере? Вещи классных молодых брендов вроде Collina Strada и Yuhan Wang? Пожалуйста, забирайте, стоит только кликнуть. Нет никого, кто бы осудил твою расточительность или, не дай бог, твой выбор. Наоборот, скорее всего тебя похвалят и пришлют промокод. Хочешь — покупай вибратор последнего поколения, а хочешь — сумку Fendi. Твои желания для онлайн-магазина — это закон. Можно заказывать платья на два размера меньше и больше не переживать, что тебя окатят непонимающим взглядом. Можно положить в корзину кожаное пальто Bottega Veneta и планировать однажды его выкупить. Я тут подумала, до чего было бы проще героине Джулии Робертс в «Красотке» купить себе новый гардероб онлайн и тем самым избежать унижения от самовлюбленных продавщиц в магазине. Ведь покупать в Сети коктейльное платье на ужин с Ричардом Гиром можно и в пижаме с суперменом.
Режим самоизоляции отменили — и лето наконец-то наступило. Я не тороплюсь удалять из телефона приложения Matchesfashion, Net-a-Porter, Modaoperandi и другие. Точно пригодятся, тем более что мой вишлист везде полный. То, что доживет до распродажи, точно перекочует в мой гардероб. Онлайн никогда не заменит мне живого прикосновения, общения глаза в глаза и процесса прогулки по магазинам. Но я точно не хочу быть ретроградом и отрицать прогресс просто потому, что боюсь ошибиться. Шопинг в любом виде — это удовольствие, и как ты его получаешь — в огромном торговом центре или при закрытых дверях онлайн — личное дело каждого.
С 12 по 21 июня BURO. проводит онлайн-фестиваль BURO. Shopping 24/7. Он объединяет скидки и спецпредложения десятков брендов и магазинов, а также рекомендации стилистов, вкусу которых мы доверяем.