Techwear от А до Я
Технологичная одежда не только выглядит круто, но и заметно упрощает нашу жизнь. Составили исчерпывающий ликбез по techwear — вещам для городских ниндзя, готовых рассекать по улицам в любую погоду.
Аcronym
А
Вещи именно этого немецкого бренда стали синонимом techwear. Марке во главе с Эрролсоном Хью почти 20 лет. Ее главные составляющие — монохром, передовые материалы, анатомический крой и крайне практичные детали. Чего стоят одни карманы на брюках, которые сделаны наподобие матрешки — каждый со своими отсеками: в таких ваш телефон и ключи никогда не пересекутся. Фанаты марки, среди которых гейм-дизайнер Хидэо Кодзима, признаются, что, надев вещь от Acronym один раз, уже сложно вернуться к обычным: настолько привыкаешь к скрупулезно продуманным мелочам. В 2002 году журнал Time назвал куртку бренда одним из лучших изобретений года. Впрочем, это далеко не единственное достижение: Acronym с 2015 года сотрудничает с Nike, а также готовил совместную коллекцию с немецкой компанией, которая занимается производством одежды для войск особого назначения.
Б
Эдди Бауэр
Человек, который изобрел пуховик. Стеганую куртку на утином пуху Эдди Бауэр придумал после того, как во время рыбалки чуть не замерз насмерть. Также он разрабатывал экипировку для первой американской экспедиции на К2. В 1968 году Эдди Бауэр покинул собственную марку Eddie Bauer, но компания до сих пор здравствует и продолжает работать в outdoor-сегменте.
В
Водоотталкивающая пропитка
По-настоящему технологичная куртка, скорее всего, будет обработана специальной пропиткой (узнать ее можно по аббревиатуре DWR, то есть durable water repellent). Контакт воды и внешнего слоя ткани сильно снижает дышащую способность изделия, в результате человек сначала потеет, а затем замерзает. Чтобы решить эту проблему, на материал наносят тончайшую пленку, благодаря которой вода не впитывается и собирается в капли на поверхности.
Графен
г
Революционный материал, за исследование которого россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов в 2010 году получили Нобелевскую премию. Графен еще не получил массового распространения в индустрии, однако первые попытки уже предпринимаются. Марка Vollebak в 2018 году придумала, как говорят основатели, «частично куртку, частично научный эксперимент»: одна сторона изделия выполнена из материала на основе графена и полиуретана. Преимущества графена в том, что он проводит тепло эффективнее, чем любой другой материал на земле. Работает это так: надевая куртку графеновой стороной к телу, вы выравниваете температуру тела. Тепло уходит от теплых частей тела (головы) к холодным (рукам). Кроме того, такая куртка дышит, не пропускает воду, а еще графен полностью бактериостатический, то есть бактерии не растут, куртка не пахнет. В этом году куртки с наполнителем из графена вошли в коллекцию Prada Linea Rossa, а также российской марки Krakatau.
д
Дайнема (Dyneema)
Название технологичного материала, который в несколько раз прочнее стали. Обычно дайнему используют при производстве бронежилетов, космических спутников и при обшивке танков. Это полимерное волокно легкое и хорошо проводит тепло — неудивительно, что его начинают активно использовать в производстве одежды. У Stone Island сегодня можно найти кожаные куртки и обувь со слоем дайнемы. У Outlier — джинсы с использованием технологичного волокна, у Vollebak — пуховики, которые выдерживают удары ножа и минус 50 градусов.
и
Искусственные наполнители
Они немного уступают натуральному пуху по теплоизоляционным свойствам, зато выигрывают по другим параметрам. Синтетические наполнители легче, не мокнут, менее капризны в эксплуатации и более этичны в производстве. При выборе курток советуем обратить внимание на наполнители Thinsulate, Thermolite, Primaloft, Plumafil от Patagonia.
л
Локальное
Покупать локальное — важное правило, которого мы придерживаемся. В сегменте techwear российские марки тоже развиваются. Вещи Krakatau напичканы десятками наворотов вроде проклеенных швов, отстегивающихся подкладок, мембран. У GJO.E можно найти куртки из японской микрофибры и сложноустроенных мембран, окрашенные по заветам прославленного итальянского технолога и дизайнера Массимо Ости, то есть искусно и дорого.
Krakatau
м
мембрана
Добиться от одежды только водонепроницаемости — задача не такая уж сложная. Вспомните хотя бы резиновые сапоги. Другое дело, когда вещь не только не промокает, но и позволяет телу дышать. Именно поэтому разработанная в 1969 году мембрана Gore-Tex была настолько инновационна. Изобретение отца и сына из компании W. L. Gore and Associates представляет собой тончайшую тефлоновую пленку, которая с изнаночной стороны наносится на внешний слой ткани. Вода не попадет внутрь, а молекулы пара могут выходить наружу.
Сегодня мы видим крупные буквы Gore-Tex буквально везде — и на суровой профессиональной экипировке, и на классических уличных вещах вроде кед Converse и курток Supreme. После того как срок действия патента на изобретение истек, на рынке появились аналогичные ткани от других компаний — eVent от The North Face, H2No от Patagonia, NeoShell от Polartec и другие.
о
Массимо
Ости
Итальянский исследователь, технолог и дизайнер, креативный директор C.P. Company, основатель Stone Island и еще десятка проектов. Он подарил индустрии множество технологий и идей, которыми сегодня пользуются по всему миру. Легендарный редактор итальянского Vogue Франка Соццани говорила, что мы все носим одежду, в которой наверняка есть что-то из идей Ости. Окрашивание готовых вещей (garment dyeing), куртки Heat и Ice Reactive, меняющие цвет под воздействием тепла и холода, постоянные эксперименты с материалами из военной и промышленной отраслей вроде бронзы, стали, кевлара — это лишь малая часть инноваций, за которыми стоит Массимо Ости. Еще один любопытный проект, показывающий, насколько идеи Ости опережали свое время, — это куртка, созданная в рамках совместной линейки с Levi’s и инженерами Philips в 2000 году. Модель футуристичного вида была укомплектована встроенной техникой: MP3-плеером, мобильным телефоном, микрофоном в воротнике, наушниками в капюшоне и пультом управления на груди.
Массимо Ости
п
Повседневный techwear
В противовес карикатурному techwear, больше смахивающему на косплей типичного персонажа из постапокалиптического мира, существует одежда, которая выглядит вполне себе обычно, но не лишена практичных технологий. Концепция такой одежды близка идее «grey man» — серого человека, который старается оставаться незаметным, не выделяться из толпы.
Повседневным techwear можно назвать костюмы Z Zegna из специальной быстросохнущей мериносовой шерсти Techmerino, которые можно надеть сразу после стирки, и, скорее всего, вам даже не понадобится отпариватель. А итальянцы Loro Piana благодаря своим собственным шерстяным тканям Storm System способны даже самые дежурные вещи типа кашемирового бомбера и классического плаща Mackintosh сделать бесстрашными перед дождем и ветром. Брюки Outlier можно спутать с обычными чиносами, только они не мокнут, не боятся пива или вина, их не надо стирать. Сорочка Ministry of Supply выглядит просто, но сшита из специального материала, который используют астронавты NASA: он в 19 раз более воздухопроницаемый, чем хлопок.
Рипстоп
р
Вид ткани (обычно хлопок или нейлон), в который вплетаются расположенные крест-накрест нейлоновые нити — за счет этого полученный материал отличается характерным квадратным узором и не разрывается при мелких порезах и дырках. Изначально рипстоп был разработан для парашютов во время Второй мировой войны, в итоге этот материал благодаря своей легкости и прочности прижился в индустрии одежды: из него шьют брюки, куртки, рубашки, сумки и другие аксессуары.
Timberland x Christopher Raeburn
с
Stone Island
История марки началась с того, что Массимо Ости, креативному директору C.P. Company, привезли материал под названием Tela Stella — знакомый нам брезент. Лицевая и изнаночная стороны были окрашены в разные цвета — смотрелось красиво, но не подходило по эстетике к C.P. Company. Тогда Ости сшил из них семь курток — и назвал проект Stone Island. Изображенный на логотипе компас символизирует любовь к морю и постоянное стремление к открытиям: постоянные эксперименты до сих пор остаются важной частью ДНК Stone Island.
Сегодня одежду бренда одинаково любят футбольные фанаты, герои стритстайла и те, кто далек от мира моды, но способен оценить надежный и технически сложный продукт. В лабораториях бренда дизайнеры Stone Island сконструировали массу удивительных вещей: куртки из бронзовой и серебряной сетки, прозрачные модели из строительного моноволокна, ветровки, светящиеся неоновым цветом при попадании света на них. 12 лет — с 1996 по 2008 год — во главе марки стоял Пол Харви. После него над дизайном работает команда молодых дизайнеров: гендиректор Stone Island Карло Риветти решил, что «эпоха одного человека у руля закончилась».
у
Уильям Гибсон
Американский писатель Уильям Гибсон не только основал жанр киберпанка в середине 80-х годов и описал наш современный мир, но и в какой-то степени повлиял на дизайнеров и потребителей, которые спустя годы обратятся к эстетике techwear. В своих произведениях фантаст в мельчайших подробностях описывал одежду жителей городов недалекого и несветлого будущего, в итоге частично предугадав их образ на сегодняшний день.
В реальной жизни Гибсон увлечен одеждой и связан с ней не меньше. Писатель не вылезает из вещей своего приятеля Эрролсона Хью из Acronym, консультировал на этапе запуска еще один столп технологичной одежды — марку Arc’teryx Veilance. А после того как одел главную героиню романа «Распознавание образов» в модель куртки бренда Buzz Rickson, которую марка никогда и не производила, — пришлось создать совместно с ней эту куртку — настолько много было желающих ее купить.
Куртка William Gibson x Buzz Rickson MA-1
ф
Fill Power
Этот показатель качества пуха означает, насколько смесь пуха и пера способна восстанавливаться после сжатия и какой объем воздуха способна удержать эта смесь. Чем больше значение — тем теплее и легче будет пуховик. Для городских условий хватит моделей с индексом от 550 FP, куртки с показателем больше 800 FP уже используются в экстремальных условиях.
Швы
ш
Если основную часть изделия от воды защищают мембраны, виды плетения тканей и пропитки, то со швами принцип действия отличается. Самый частый способ — это проклейка швов специальной лентой, которая накладывается на них с изнанки. Существует две степени защиты швов при таком способе: «critically taped», когда склеивают швы только в критически важных местах (обычно это капюшон, шея, плечи, карманы), и вторая степень — «fully taped» — означает, что в одежде каждый шов был заклеен лентой. Второй способ работает как сварка и полностью защищает от проникновения воды.
э
Эрролсон Хью
Китайско-ямайский дизайнер не только основал бренд Acronym, но и работал со многими компаниями в рамках своего агентства. В 2008 году он и Карло Риветти создали Stone Island Shadow — еще более экспериментальный проект, чем сам итальянский бренд. Помимо этого, Эрролсон был креативным директором линии технологичных вещей Nike ACG, разрабатывал сноубордическую одежду для бренда Burton, выпустил вместе с итальянской маркой Herno несколько мембранных курток, а еще помогал с дизайном и неймингом обувному бренду Feit.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7