Поиск

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

Пятого ноября руководство концерна PPR, которому принадлежит модный дом Balenciaga, объявило о том, что Николя Гескьер, работавший его креативным директором с 1997 года, покидает свой пост. Президент концерна Франсуа-Анри Пино заявил, что решение о прекращении сотрудничества было обоюдным, и охарактеризовал Гескьера как "дизайнера, обладающего уникальным талантом и творческим потенциалом". Среди причин этого громкого "развода" называют и предложение о создании модного дома под собственным именем, якобы поступившее Гескьеру от конкурента PPR, компании LVMH. И обиду дизайнера, вызванную более сдержанной финансовой политикой владельцев дома по отношению к бренду Balenciaga в сравнении с Yves Saint Laurent, который тоже принадлежит PPR. Как бы то ни было, самое время подвести итоги этого, однозначно, очень успешного и для фирмы, и для дизайнера пятнадцатилетия.

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 1)

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 2)

Так повелось, что каждое послесловие к пребыванию современного дизайнера у руля легендарного модного дома строится вокруг одного вопроса: удалось ли ему продолжить традиции, заложенные его великим предшественником? Многие историки считают, что люди способны отождествлять с собственной жизнью лишь события и явления, которые удалены от них не более чем на шестьдесят лет. Все остальное  уже история. Если принять эту теорию во внимание, то творения Кристиана Диора уже воспринимаются нашими современниками как факт почти далекого прошлого, а коллекции Кристобаля Баленсиаги, который покинул собственный модный дом в 1968 году, находятся на пороге перехода в эту категорию. Поэтому к вопросу о том, стал ли Гескьер продолжателем традиций, заложенных Кристобалем Баленсиагой, не стоит подходить буквально. 

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 3)

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 4)

В мае 2005 года Николя Гескьер заявлял в интервью Сьюзи Менкес, что его цель  сделать так, чтобы дом Balenciaga занял в индустрии место где-то между Chanel и Prada. То есть стал чем-то средним между брендом, постоянно "подпитывающимся" собственной историей, и фирмой, ее не имеющей, находящейся в постоянном поиске собственной идентичности и сделавшей сам этот поиск определяющим для своего стиля. И если уже с начала 2000-х годов было очевидно, что Гескьер необыкновенно талантлив как дизайнер, из этой фразы можно было понять и нечто другое: обладающий мощным профессиональным интеллектом и пониманием бизнеса, Гескьер точно осознавал, куда именно он должен двигаться со всем этим грандиозным "баленсиаговским" наследством. 

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 5)

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 6)

Дизайнер не раз обращался в своих коллекциях к архивам дома. Не будем далеко ходить и упомянем его, как оказалось, последнюю коллекцию для Balenciaga сезона весна-лето 2013, навеянную "испанскими" платьями дома 1960-х годов, с геометричными "уквадраченными" топами, юбками с каскадами воланов и по преимуществу графичной черно-белой гаммой. А изучил он его досконально. Ведь, в отличие от большинства своих коллег, которых приглашали возрождать агонизирующие, полузабытые или вовсе канувшие в неизвестность французские дома со стороны, Гескьер практически единственный, кто сам вышел, так сказать, из лона фирмы, которую ему предстояло воскресить. Начало карьеры Николя Гескьера в Balenciaga было положено в 1995 году в отделе, занимавшемся вязаными коллекциями (до этого он прошел хорошую школу трикотажа у Жан-Поля Готье). Затем дизайнер оказался в подразделении, разрабатывавшем коллекции для японского рынка  от одежды для гольфа до специальных костюмов и туалетов для погребения! В 1997-м он возглавил находившийся на обочине модной индустрии дом. Но полностью его дарование стало раскрываться лишь после 2001 года, когда бренд Balenciaga приобрел всесильный концерн PPR: талант талантом, но для резкого качественного скачка вверх серьезные инвестиции и стратегии все-таки необходимы.

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 7)

С самого начала отсылки дизайнера к прошлому всегда выглядели очень современно. Потому что, прекрасно владея старым материалом, Гескьер всегда искренне интересовался современностью  сам он не раз называл себя "порождением 1980-х". Гескьер обращался к комиксам и граффити, поп-арту и компьютерным играм, футуризму, научной фантастике, рокерской эстетике, панку, спортивной теме и, конечно, к уличной моде. Именно из коллекций Balenciaga мы узнавали о самых инновационных тканях и материалах и впервые знакомились с суперсовременными, уникальными техниками создания принтов и набивок. Но ни в одной, даже самой современной и радикальной по эстетике prêt-a-porter коллекции Гескьера не были забыты ни великолепный крой, ни ручные техники декорирования, пришедшие из прошлого. При Гескрьере фирма обрела свою it-bag  как не вспомнить истерию с сумкой Lariat, охватившую модный мир несколько лет назад, имя Balenciaga вернулось в парфюмерию. Раскрутке имиджа дома во многом помогло участие в его рекламных кампаниях Шарлотты Гензбур и привлечение в качестве "послов" его стиля актрис Дженнифер Конели и Хлое Севиньи. Нетрудно догадаться, что именно Гескьеру принадлежала идея сделать ставку на знаменитых женщин этого нового типа  обладающих стилем, талантом, но прежде всего яркой индивидуальностью и нетипичной внешностью.

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 8)

Современную моду трудно представить без Кристобаля Баленсиаги  именно он ввел ставшие впоследствии базовыми силуэт в форме буквы I, пальто-каре, свободные жакеты с огромными капюшонами, платья-трапеции, "летящие" полупальто без пуговиц и воротника. А попробуйте получить представление о тенденциях этого или будущего сезона, не изучив коллекцию Balenciaga? Не говоря уже о том, что приглядываясь  даже не слишком внимательно  к поросли молодых, но уже известных дизайнеров, которые составят элиту модного бизнеса следующих лет, то и дело натыкаешься на талантливых и посредственных "клонов" Гескьера.

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 9)

Несомненно, главное, что удалось Николя Гескьеру, это то, что он стал в 2000-х и 2010-х годах тем, кем сам Кристобаль Баленсиага был в 1940-х и 1950-х, на которые пришелся его творческий расцвет: дизайнером-трендсеттером, остро чувствующим современность и заглянувшим в будущее. Кстати, о нем. За перспективы 41-летнего сегодня Гескьера не стоит беспокоиться. А вот что будет с домом Balenciaga после его ухода  большой вопрос. Руководство компании обещает сообщить имя преемника дизайнера, как только это станет возможным. Пока же оно занято восстановлением разрушенного ураганом "Сэнди" роскошного магазина Balenciaga на Манхэттене. Среди упоминаемых (конечно, только неофициальными источниками) имен американцы Александр Вонг и Джозеф Альтузарра, британцы Кристофер Кейн и Джей Дабл-ю Андерсон, гречанка Мэри Катранзу и ее работающий в Германии соплеменник Костас Муркудис, француз Бушра Жарар, канадец Томас Тайт. Но, судя по всему, это будет уже совсем другая история. В 2017 году легендарная фирма отпразднует свое восьмидесятилетие. Но хочется пожелать ей уже сейчас: боже, храни дом Balenciaga.

Николя Гескьер: 15 лет в Balenciaga. Эпилог (фото 10)

Текст: Илектра Канестри
Коллажи: Дуня Захарова