«В ее одежде хорошо быть самой собой и самой с собой». Алена Исаева — о Фиби Файло и ее возвращении в моду
Фиби Файло возвращается. Но не креативным директором в Chanel или в какой-нибудь другой статусный бренд, как надеялись влюбленные поклонники и модные инсайдеры все эти три с половиной года, что длился ее «бессрочный отпуск». Она объявила, что запускает собственную линию одежды и аксессуаров при поддержке Бернара Арно. При этом уточняется, что бренд Phoebe Philo не станет частью LVMH, как когда-то John Galliano, а сохранит относительную независимость. Получится ли у Фиби Файло войти в ту же модную реку второй раз, как когда-то получилось у Коко Шанель, совсем недавно у Джона Гальяно и больше, кажется, ни у кого?
Свой статус женщины-дизайнера номер один Фиби Файло заработала, будучи креативным директором Céline. В 2010-х она стала не просто культовой фигурой для архитекторов, галеристок и прочей интеллектуальной публики с хорошим вкусом, ей удалось чуть ли не первой (конечно же, не первой) воплотить женский взгляд на женщину — не как на объект желания и восхищения, а как на самодостаточный субъект. В ее одежде хорошо быть самой собой и самой с собой. Главными приметами ее фирменного стиля стали самые базовые вещи: белая рубашка, телесное боди, идеальные брюки, синий кашемировый свитер оверсайз и биркенштоки на меху.
Céline, осень-зима 2013
Фиби Файло часто сравнивают с Шанель, и не случайно: Коко в свое время тоже стала первой женщиной-модельером, которая ввела в высокую моду простые базовые вещи — пиджаки, брюки и трикотаж, — придумала первые культовые сумки и массивную бижутерию и сформулировала сам принцип роскошной простоты (le luxe de la simplicité). Кто как не Файло должен был занять опустевший трон Карла Лагерфельда? Но не случилось… Когда Фиби ушла из Céline, тысячи женщин по всему миру, которых она успела подсадить на свою эстетику, почувствовали себя брошенными и задавали друг другу единственный вопрос: «К кому теперь бежать?»
Céline, весна-лето 2017
Рекламная кампания Céline c Дарьей Вербовой, 2014 год
Вернется ли под маркой Phoebe Philo то, что мы с ностальгическим придыханием называем #oldceline, или это будет что-то совершенно новое — вопрос, и ответ на него не очевиден. Ведь Фиби обладает не только незаурядным дизайнерским талантом и абсолютным вкусом, но и умеет работать в совершенно разных жанрах. Это подтвердят те, кто помнит бодрую девчачью Chloé в ее исполнении (Фиби работала в модном доме с 1997 по 2005 год — сначала как дизайн-ассистент у своей подруги Стеллы Маккартни, а с 2001 года на должности креативного директора). К тому же от последних коллекций Céline, сделанных под ее руководством, было некоторое ощущение усталости — не просто так же она ушла в «бессрочный отпуск». Сама Фиби пока не говорит ничего, кроме того, что мечтает вернуться к своим клиенткам и что ее новая линия будет «высочайшего качества». Может быть, нас ждет европейская версия The Row?
Еще один интересный вопрос — сумеет ли она вписаться в новый контекст? За то достаточно короткое время, что она отсутствовала в моде, большой мир сильно изменился — и мир моды вместе с ним. Включится ли Фиби в модную гонку и инстаграмную круговерть или будет отстаивать идеи slow fashion? Найдет общий язык с поколением тиктока или до конца останется с преданными поклонницами, которые до сих пор носят ее classic box? В любом случае похоже, что дизайнер действительно отдохнула и соскучилась по работе, которую она умеет делать, как никто другой. Не разучилась ли она, сидя дома, держать волну, покажет время. Да пребудет с ней zeitgeist.
Céline, осень-зима 2017