Белая рубашка как начало нового искусства — специальная съёмка Buro. и COS
Проект, в котором молодые художники рассказывают о своём искусстве, страхе белого листа и, пожалуй, самом фундаментальном предмете гардероба
Белая рубашка в гардеробе — как белый холст в искусстве. Это и начало всех начал, и хрупкость, которую боишься разрушить неловким движением. Вместе с COS мы решили исследовать эту тему и пригласили молодых художников принять участие в нашей специальной съёмке.
АНЯ МОХОВА
О себе и своём искусстве
Моё настоящее знакомство с современным искусством случилось в Лондоне, когда я поехала учиться в Chelsea College of Arts. После художественной школы и архитектурной академии меня поразила глубина размышлений и разнообразие подходов, и я стала пробовать делать всё, что мне казалось интересным.
Получилось так, что во время защиты магистерской диссертации мне нужно было найти полупрозрачный лист пластичного материала, и выбор пал на воск. В процессе работы меня зацепила его способность взаимодействовать со средой, быть в постоянной связи с физическим миром: таять кусками от огня, мгновенно застывать в холодной воде, размягчаться от прикосновения рук. Так я заинтересовалась материалами, которые имеют некую тенденцию к «транзитности», то есть способны кардинально менять облик от взаимодействия со средой и человеком: превращаться из жидкости в форму и из формы обратно в жидкость. Сейчас я много работаю с воском, мылом, животным жиром.
О творческом процессе и страхе белого листа
Меня всегда вдохновляла визуальность работ эпохи Ренессанса: цвета, текстуры, формы. В начале проекта я обычно собираю в виде созвездия важные для меня составляющие и нахожу между ними связи: изображения, мысли, цитаты, фотографии моих экспериментов, объекты. Так рождается идея, которая, конечно же, в процессе работы трансформируется и растёт, насыщаясь новыми смыслами через практику и размышления или общение с куратором или коллабораторами.
Большая часть подготовки проекта — организационная работа. Заехать на производство и проверить процесс, встретиться с подрядчиками, заказать материалы, принять курьеров, поработать самой в мастерской или приготовить концепции, технические задания и сметы — я всем занимаюсь сама. И бывает иногда сложно найти время на еду и сон или на прогулки с моей баварской горной гончей Анкель.
Случаются ситуации, когда кажется, что не хватит сил «довести» проекты, особенно, когда работаешь над несколькими параллельно. Тогда я стараюсь отвлечься и сделать себе приятное даже в моменты жёстких дедлайнов: встречаюсь с подругами, смотрю фантастику, иду на вечеринку. Что угодно, только не искусство! Темп работы после такого отдыха невероятно ускоряется. А вот страха белого листа у меня никогда не было: для меня проект — линейное продолжение моей практики и возможность попробовать что-то новое.
Об одежде
Для меня белая рубашка — это бесконечное количество вариантов образов. Завязала узлом с джинсами — на завтрак с подругой. Добавила любимые винтажные серьги или платок — вот и на открытие вечером можно выйти.
В моем гардеробе есть две любимые белые рубашки: летняя льняная (её можно не гладить!) и шёлковая винтажная цвета слоновой кости на любой сезон для театров, баров, вечеринок. Из последней не вылезаю: мне нравится крой, цвет, текстура, длина и особенно её фантастическая способность сочетаться со всеми вещами и аксессуарами из моего гардероба. Ухода она требует, конечно, немало, но оно того стоит.
В будни в одежде я люблю простоту в уходе, функциональность, отсутствие вопроса «что надеть?»: однотонные рубашки, футболки, свитеры. А работаю, конечно, в самом неубиваемом: в суперпрочных винтажных джинсах, футболке, ну и, конечно, в защитной одежде иногда.
Иногда я стараюсь отвлечься
и сделать для себя что-то приятное. Что угодно, только не искусство!
О настоящем и будущем
В силу специфики своих проектов я часто задумываюсь о том, как будет происходить взаимодействие человека и технологий в будущем. Я верю, что обращение интерфейса в новые формы, через которые происходит эта коммуникация, повлечёт за собой какие-то абсолютно непредсказуемые и позитивные изменения в качестве жизни, сферах образования и развлечений.
ГАЛИНА ЛЕОНОВА
О себе и своём искусстве
Интерес к искусству у меня был с детства. Ещё мне нравилась математика, отчасти поэтому сначала пошла изучать финансы и только через некоторое время вернулась к своему увлечению. Я поступила в Суриковский художественный институт и потом поехала по обмену в Берлин, где сделала первую видеоработу, экспериментировала с новыми для меня техниками: шелкографией, офортом. Когда я вернулась в Москву, то продолжила учиться в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. Это было довольно интенсивное время — в школе широкий набор дисциплин, и я благодарна преподавателям за новые идеи и опыт работы с различными медиа (видео, фото, звук, 3D и др.). После школы мой однокурсник Мисак Самокатьян создал галерею Proun Moscow, ориентированную на работу с новыми медиа, и я присоединилась к ней. Сообщество художников, собравшееся вокруг галереи, очень вдохновляет и мотивирует на дальнейшее развитие.
Для выставок в Proun Moscow я делала в основном инсталляции, но видео, фотография и живопись мне тоже интересны как медиа и средства выражения идей.
О творческом процессе
и страхе белого листа
Идеи приходят ко мне по-разному. Иногда тема выставки или интересующий меня вопрос требуют изучения, и уже в процессе поиска появляются варианты работы. Бывает, что сначала визуальная часть больше проявляется, а идея формируется уже в процессе проработки формы. Меня вдохновляют не только хорошие выставки и художники, за которыми я наблюдаю, но и совершенно неожиданные идеи, люди и события, не связанные напрямую с искусством.
Проанализировав свою активность во времени, я заметила, что у меня режим долгой раскачки сменяется короткими периодами очень интенсивной работы. Сначала происходит накопление информации, знаний, навыков, и потом случается такой спринт — недели почти без сна. Мне хотелось бы выровнять режим и быть более продуктивной. В последнее время я стараюсь выработать систему, с помощью которой смогу ускорить свое движение к целям. Я расставила приоритеты в списке книг, которые нужно прочитать, выделила время для обучения новым программам, придумываю новые работы, делаю эскизы каждый день. Не могу пока сказать, что я достигла больших успехов в борьбе с прокрастинацией, но я в процессе и пробую разные методы тайм-менеджмента, выбираю для себя то, что работает.
Мне кажется, что страха белого листа у меня нет. Скорее, есть страх испортить работу, которая уже частично готова. Это особенно касается живописи и тех медиа, где нет возможности отменить слой, который перекрыл предыдущий. Я считаю, что справляться с творческими кризисами легче всего, когда находишься в сообществе. В школе Родченко это было сообщество студентов, а сейчас у меня есть поддержка сообщества галереи Proun Moscow и друзей, художников, кураторов.
Об одежде
Мне нравятся и белые, и чёрные рубашки, я ношу их каждый день. Не считаю, что рубашки обязательно являются официальной одеждой. Грань между официальным и универсальным определяется больше кроем и сочетанием с другими предметами гардероба. Обычно я одеваюсь достаточно минималистично: брюки и свитшот или платье, чаще всего чёрного или светлого однотонного цвета — зимой особенно хочется светлых оттенков.
Страха белого листа у меня нет. Скорее, есть страх испортить частично готовую работу
О настоящем и будущем
Мне кажется, мы живём в очень интересное время — таких быстрых и революционных изменений никогда не было в истории человечества. Важнейшие тенденции будущего разделяются для меня на три больших направления. Во-первых, это биотехнологии и всё, что с ними связано: генная инженерия, возможность 3D-печати внутренних органов, нейроинтерфейсы, такие как Neuralink Илона Маска, экзоскелеты и т.д. Во-вторых, ИТ: блокчейн-технологии и их влияние на общество, политику, традиционную структуру финансовой системы. Сюда же относятся big data, дополненная и виртуальная реальность, машинное обучение, искусственный интеллект. И наконец, очень важным процессом для будущего я считаю новый этап в освоении космоса: колонизацию Марса, добычу ресурсов из астероидов и т.д. Думаю, многое из того, что уже происходит, ещё не удалось осознать. Человек через несколько поколений может уже стать не Homo Sapiens, а неким Homo Hybridus.
ЕВГЕНИЯ БУРАВЛЕВА
О себе и своём искусстве
Я профессионально занимаюсь искусством с 11 лет и обучалась ему в общей сложности 17 лет. Важнейшим переломным моментом для меня стал поход на этюды с моим будущим мужем Егором Плотниковым, сейчас известным художником. Тогда я поняла, что искусство и есть жизнь.
Я привыкла работать с неподвижным и спланированным пространством живописи, но два-три года назад начала делать видео. Я использую неподвижную камеру и снимаю пейзажи. Иногда в них случайно попадают люди, и тогда появляется целая история, которая может развернуться всего за пару минут или несколько секунд. Для меня подобная спонтанность развития сюжета и случайность элементов, возможная в видео, чрезвычайно привлекательна. Создать движущуюся картинку и потом иметь возможность включить её в целый фильм — это заставляет изменить оптику восприятия и подарить зрителю прекрасный повторяющийся момент.
О творческом процессе
и страхе белого листа
В процессе создания произведения нет начала и нет конца. Это похоже на бесконечную дорогу: можно свернуть с неё на боковую тропинку, но всё равно в итоге вернёшься на основное направление. Я стараюсь быть невидимкой для окружающего пространства, и тогда оно открывает мне свои тайны и рассказывает истории, а я всего лишь фиксирую их. Такая приятная транспарентность художника позволяет искусству течь беспрепятственно, возникая из реальности или уходя в неё.
Идеальный рабочий день для меня — когда утром встаёшь и начинаешь работать с живописью и не отвлекаешься до вечера. Такие дни бывают редко, и они прекрасны, как солнце в декабре. Часто приходится решать много организационных вопросов, и по меркам творческих людей мы встаём довольно рано, хотя вечерние визиты на открытия никто не отменял.
При такой работе, как у меня, постоянно связанной с реальностью, творческий кризис почти невозможен. Бывает только усталость, которая вынуждает прервать работу. А вот страх белого листа есть всегда. Как хирург, стараешься не навредить и не сделать лишнего.
Белая рубашка — это античная статуя в одежде, классика всегда прекрасна
Об одежде
Белая рубашка — это античная статуя в одежде, классика всегда прекрасна. Если бы у меня в гардеробе было больше белых рубашек, я носила бы их постоянно, наверное, нужно его пополнить.
Работаю я обычно в мягких свитерах и штанах, ничто не должно мешать и отвлекать. Дни не похожи друг на друга, и одежда тоже, но самое любимое чёрное или серое всегда наготове.
О настоящем и будущем
Я считаю, что важнейший для нашей жизни процесс — единение с природой. Это такая же вечная красота и классика, как и белая рубашка.
ОЛЕГ БОРОДИН
О себе и своем искусстве
Даже не знаю, как рассказать о том, как я начал заниматься искусством. Наверное, попав в дурную компанию. Изначально я работал с фотографией, и когда искал свой медиум в современном искусстве, хотел сохранить связь с фотографическим изображением. Так в моей жизни появился коллаж — он как раз играет с восприятием фотографической, то есть документальной информации и одновременно создает новые формы.
О творческом процессе
и страхе белого листа
Мне нравится обращать внимание на детали вокруг, развивать в голове и на чистом листе новые структуры в рамках ограниченных старых. Я занимаюсь своего рода переработкой визуального мусора и отживших изображений для того, чтобы создать какую-то новую реальность. Небольшая идея или текст часто перерастают в длительный разбор совершенно не связанных между собой материалов, выкладывание их на листе, поиск случайных совпадений форм и смыслов. Поэтому, когда я начинаю работать над новым произведением, мне сложно предсказать окончательный результат заранее.
Мои дни не похожи друг на друга, в них нет расписания и плана, а есть дела и желания. В идеальном варианте я рутинно просыпаюсь не рано и не поздно, скажем в 10 утра, к полудню иду в мастерскую, я не очень люблю работать дома. Когда нет срочных дел или коммерческих заказов, можно немного расслабиться, спокойно смотреть старые книги, журналы, вырезать формы, искать в интернете картинки. Поиск — это большая часть моей работы.
Когда происходят профессиональные выгорания и перестаёшь что-либо видеть вокруг себя, воспринимать, самое лучшее решение — переключиться на что-нибудь другое. Побывать там, где обычно не бываешь, заскучать по коллажу. Страх испортить белый лист постоянно присутствует, бывает, что подолгу невозможно закончить работу, приклеить все элементы, сохранить окончательный вариант в папке с работами. Но в какой-то момент надо просто отрезать путь назад, и всё.
Мои дни не похожи друг на друга, в них нет расписания и плана, а есть дела и желания
Об одежде
У меня, кажется, есть одна белая рубашка, и я воспринимаю её как праздничную одежду — в ней у меня очень официальный вид. Хотя я думаю, что белая рубашка свободного кроя может быть очень универсальной, если перестать думать о том, что можешь её испачкать или помять.
Обычно я хожу в тёмных джинсах, толстовке и кроссовках — это самая удобная повседневная одежда для меня, у меня может быть несколько почти одинаковых комплектов на каждый день. В целом ключевое для меня — это не форма и цвет, а удобство и самоощущение.
О настоящем и будущем
Мне кажется, сейчас мир разочаровался в текущих моделях политико-экономической жизни как в обществе, так и в искусстве. Для меня это достаточно интересный процесс, ведь он обуславливает поиск новых путей существования, переосмысление значения общества и моделей его связи с художественной средой.
КОНСТАНТИН ГРЕБНЕВ
О себе и своём искусстве
Для меня всё началось с увлечения фотографией. В 2012 году я закончил факультет фотографии мастерской Михаила Розанова в Британской высшей школе дизайна. Это дало старт дальнейшему развитию моей практики и экспериментам с другими медиумами. Через несколько лет после этого я ещё учился в «Свободных мастерских» ММСИ.
Я изучаю концепции современных технологий и новых медиа, работаю с видео, фотографией и 3D-сканированием. Эти темы привлекают меня своим развитием и возможностью делать что-то новое. Это беспрерывно ускоряющийся и бесконечно развивающийся процесс, и присутствовать в нём невероятно интересно.
О творческом процессе
и страхе белого листа
Что сказать о моем творческом процессе? Наверное, всё, что я делаю, — это всегда внутренняя рефлексия на окружающий мир. Я наблюдаю за собой в отношении к этому миру, и из этого рождаются мои проекты.
Если у меня случаются творческие кризисы, я отправляюсь в путешествие в незнакомое место. Когда я попадаю в какое-нибудь безлюдное открытое пространство, оно становится для меня местом силы. И я считаю, что новое путешествие — это всегда белый лист, и страх перед ним присутствует естественным образом.
Безлюдное открытое пространство становится для меня местом силы
Об одежде
Обычно я одеваюсь в максимально комфортную одежду, в ней я и работаю. Сейчас у меня в гардеробе нет ни одной белой рубашки, и основной цвет для меня — чёрный. Поэтому, когда я надеваю белую рубашку, испытываю всегда интересное новое ощущение.
О настоящем и будущем
По-моему, невозможно выделить какой-то один процесс, который сейчас является особенно важным или определяющим для последующих поколений. Лично для меня всегда будет интересен вопрос этики и морали будущего, а также самоидентификации в информационном ускоряющемся мире.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7