С помощью моды мы прячем наши тревоги. А нужно ли? Размышляет Ксения Чилингарова
Есть мнение, что минимализм в моду возвращается не просто так. В 2010-х — в ответ на глобальный финансовый кризис, когда не хотелось ничего усложнять. В 2020-м история повторяется. Колумнист BURO. Ксения Чилингарова не отрицает, что мода реагирует на изменения в обществе, но спрашивает себя: а нужно ли прятать свои страхи за совершенными вещами?
Почему все девушки стали выглядеть одинаково? Все плюс-минус похоже одеты: строго, лаконично, очень правильно, никакого перебора. Не стесняясь, я рассматривала людей, выходящих из любимого кафе на Патриарших. Цвета — белый, бежевый, иногда черный. Успокаивающее зрелище. Только побрякивание браслетов Love Cartier на руках дам выводило меня из транса. Браслеты напоминают мне сказку братьев Гримм «Храбрый портняжка», где главный герой убивает семь мух и сообщает об этом вышивкой на поясе. Возможно, количество браслетов равно количеству поклонников или количеству разбитых сердец?
С другой стороны, браслеты, пожалуй, единственное, что отличает этих девушек друг от друга. Кажется, будто кто-то сказал, что носить Dolce & Gabbana и Balenciaga уже неприлично, что теперь принято носить The Row. Как любая сплетня, это знание быстро разнеслось по миру и обросло подробностями. Все поверили. Затем подтянулся масс-маркет, а инстаграм запестрил новыми «лаконичными» брендами, по сути копирующими друг друга. Двое из ларца, одинаковых с лица!
Мне вдруг стало казаться, что мы медленно превращаемся в героев великих антиутопий, где люди в униформе сосуществуют в узких рамках нового улучшенного общества. Сюда же можно приписать осознанное потребление, разнообразие (diversity) и устойчивую моду (sustainability). Мы словно бессознательно стали причесываться под одну гребенку. Возможно, это разыгралось мое воображение, и все это лишь мои страхи, а сама я склонна к панике и преувеличению. Но я люблю цвет, люблю модный перебор и не люблю правила.
Мои размышления прервало появление очередной, третьей по счету девушки в джинсах, в футболке с объемными плечами нового бренда Frankie Shop и с сумкой Bottega. Я задумалась: а что, если в эпоху нового минимализма шик, блеск, эклектика — признак не дурного тона, а несогласия или протеста?
Как же мы пришли к одинаковости? Просто какой-то гениальный маркетолог понял, что выгоднее продавать простое и похожее, чем заморачиваться над дизайном и вкладывать деньги в его продвижение. Меньше хлопот — больше денег. Нам продали мысль о базовом гардеробе — и мы купились, точнее, купили тысячу и одну белую футболку, широкие брюки, черное платье на тонких лямках, бежевое пальто, джинсовую рубашку и так далее. Такой подход мне кажется не совсем честным. Большие модные дома играют в новую идеологию, учитывая коммерческую реальность. А мы как бы соглашаемся и говорим: да, это то, что нужно. Но на самом деле просто прячемся за ширму вечных ценностей, потому что так удобнее.
Недавно я прочитала статью про искусство Древней Греции и его влияние на современную европейскую культуру. Автор сравнивал период высокой классики и эллинизма. Первый период — годы расцвета экономики. В это время работают великие скульпторы Поликлет, Фидий, Мирон. Они ищут идеал совершенного человека, и он есть мерило всего. Строгий, сильный, совершенный, как боги. Но междоусобные войны, нестабильность меняют представление о мироздании в целом и о роли человека в нем в частности.
В период эллинизма появляются изображения стариков и детей как подтверждение начала и конца одного пути. Искусство становится более эклектичным, подвижным. Сюжеты выбирают более драматичные. Прочитав эту статью, я поняла, что с помощью моды мы сейчас пытаемся спрятать наши тревоги, победить невзгоды, как бы уравновесить свои силы и силы внешнего мира. Нам надо замазать свои несовершенства, вывести на первый план красоту, чистоту линий, крой, чтобы чувствовать себя более спокойно и защищено. Ведь внутри нас много эклектики — хаоса и страхов. И этот новый минимализм всего лишь идеальный фасад, за которым бушует буря.
Многие дизайнеры, такие как Dries van Noten, Marni и отчасти Valentino, уже чувствуют приближение этой бури и говорят о ней в своих новых коллекциях. Лично я не против маленького черного платья, но на осень приготовила расписные пальто. Я буду миксовать, буду добавлять цвет, буду сходить с ума и призывать к этому окружающих. Таков мой манифест на грядущий модный сезон.