Как создаются принты для знаменитых платков Hermès и как художнику начать сотрудничать с брендом
Директор творческой студии Hermès Кристин Довиньё рассказала Buro 24/7 о коллаборациях бренда с художниками, рабочих процессах и связи Hermès с Россией
В Москве прошла выставка «Hermès за кулисами», посвященная ремесленным техникам дома. На экспозиции можно было увидеть, как создаются сумки, платки, перчатки, седла и фарфоровые изделия бренда. В рамках выставки состоялись лекции и публичные дискуссии, после одной из которых директор творческой студии Hermès Кристин Довиньё рассказала нам о том, как она выбирает художников для будущих проектов и что связывает бренд с Россией.
— С чего начиналась работа творческой студии Hermès?
— Студия — особенное место. Все началось в 1937 году, когда Робер Дюма (зять Эмиля Эрмеса) запустил линию платков разных дизайнов и предложил начать работать с независимыми иллюстраторами и художниками, чтобы создавать уникальные принты для платков дома. Сегодня мы сохраняем эту традицию и продолжаем работать с иллюстраторами и дизайнерами со всего мира, находимся в постоянном поиске новых талантов, в этом нам помогают выставки и коллаборации с арт-школами.
— По какому принципу отбираются художники, с которыми вы работаете?
— Общего правила нет, с нами может работать любой независимый художник, дизайнерская школа, творческая студия, студенты — кто угодно. Нам присылают много работ, мы можем найти интересного автора в галереях на другом конце света. Мы абсолютно открыты и сотрудничаем как с молодыми, так и с опытными профессионалами. Например, сейчас мы работаем с девушкой из известной парижской школы L'ecole nationale superioure des Arts Decoratifs, ей всего 20 лет, но ее идеи нас покорили, и мы решили ее пригласить.
— Студия — это творческая команда, которую возглавляют Пьер Алексис-Дюма, артистический директор Hermès и Бали Барре, креативный директор всего женского направления. Ваши мнения совпадают или бывают споры?
— Пьер-Алексис Дюма утверждает каждый дизайн платка, и мы очень тесно взаимодействуем друг с другом. Как правило, если возникают споры по поводу той или иной работы, то становится ясно, что этот дизайн нам не подходит. Наше преимущество в том, что мы свободны, в течение года мы создаем такое количество различных дизайнов, что можем себе позволить экспериментировать и пробовать что-то новое.
— Сколько дизайнеров одновременно работает с домом Hermès?
— От 30 до 50 художников. Все они разных возрастов, из разных стран и с разным опытом. Очень интересно наблюдать за их работой.
— Расскажите о процессе создания платка — сколько времени проходит от зарождения идеи до ее воплощения и на какие этапы делится работа?
— Примерно за два года до выхода очередной коллекции Пьер Алексис-Дюма рассказывает дизайнерам об идее для следующей коллекции. После этого художники показывают свои первые скетчи на заданную тему. Мы встречаемся 5–6 раз за все время работы над конкретным дизайном, обсуждаем все детали, даем комментарии. От момента первого скетча до его воплощения в принте проходит около двух лет.
— В коллекциях дома много принтов, связанных с Россией, — создаете ли вы специальные коллекции для разных стран?
— Мы представляем дизайны для всего мира и не делаем специальных линий или коллекций для конкретной страны, но у нас сложилась традиция работы с русскими темами, и эта страна вдохновляет нас с момента появления самого первого платка-каре. Русские музеи, балет, история всегда восхищали Hermès. К тому же с нами работает много российских художников.
— Кто, например?
— Часть эскизов для нас разработал Димитрий Рыбальченко, у него русские корни и его отец, Владимир Рыбальченко, тоже сотрудничал с нами. За последние 25 лет Димитрий придумал для нас 70 принтов. Он создает совершенно разные, не похожие друг на друга работы, поэтому у нас с ним такие долгие отношения. Надеюсь, что мы поработаем и с другими российскими художниками и дизайнерами, у вас очень много молодых талантов. Кроме того, совсем скоро мы представим витрины, дизайн для которых разрабатывали студенты факультета дизайна ВШЭ.
— У вас есть любимые музеи в Москве?
— Я очень люблю Третьяковскую галерею, обязательно посещаю ее каждый раз, когда приезжаю в Москву. В прошлую поездку я впервые побывала на «Винзаводе» и была поражена молодой и творческой энергией, которая там бьет ключом.
— Выбрали кого-нибудь для будущих проектов?
— Отметила для себя некоторых, так что надеюсь, что совсем скоро вы увидите новые русские имена рядом с именем Hermès.