«Моя цель — просто быть нормальной»: Даша Касьян о моде, любви к чтению и снова о моде
Если бы у BURO. были свои номинации, то Даша Касьян, героиня нашей новой съемки, получила бы главный приз за стойкость и готовность пошутить и посмеяться в любой непонятной ситуации. Даша — соавтор и соведущая шоу о чтении и литературе «Что бы мне поделать, только бы не почитать». Мы встретились с ней в уже прохладном Петербурге, вместе поехали в еще более остывшую от летней жары Ленобласть и, несмотря на капризы погоды, провели там прекрасный день: лазали по деревьям, лежали на земле, по колено заходили в водопады — и создавали вместе красивое. А потом, вернувшись домой и отогревшись, поговорили о самом любимом: моде, литературе, трудностях трактовки хорошего вкуса и бессмысленности попыток «все успеть».
Даша, как бы ты сама себя представила
нашим читателям?
Самопрезентация для меня — это самое сложное. Я каждый раз теряюсь и после категории «женщина» начинаю буксовать. Я — женщина тридцати лет.
Умная женщина тридцати лет, давай хотя бы так?
Более-менее вменяемая женщина. Ведущая и соавтор проекта «Что бы мне поделать, только бы не почитать». Таких регалий вполне достаточно.
К слову о чтении, ты когда-то сказала,
что литература — это единственное, что тебе
нравится. Это правда или есть все-таки что-то еще?
Ну, конечно, есть какие-то вещи. Я, наверное, говорила про выборку в сфере искусства. Кто-то любит визуальное искусство, живопись, кто-то — музыку или кинематограф. А мне ближе всего, конечно же, книга. Но есть вещи, которые мне нравятся, хотя действительно очень сложно вспомнить.
На Даше: платье с выраженным плечом H&M Studio, бижутерия — собственность стилиста
А что насчет моды? Она в твоей жизни все-таки
тоже присутствует. Ты считаешь это искусством?
Если говорить о творчестве отдельных дизайнеров, то, безусловно, для меня это искусство. Но вот мода как тенденция, как руководство по одеванию или свод стилистических правил — это скорее социальный феномен, который к чистому искусству имеет мало отношения. Можно смотреть модные показы и получать и эстетическое, и интеллектуальное удовольствие, как от просмотра кино.
На Даше: короткий джемпер с воротом H&M Studio
Часто ли ты покупаешь себе одежду?
Я думаю, периодичности нет. Относительно шопоголика — редко. Все исходит от необходимости. Например, у меня нет осенней обуви сейчас — я иду и покупаю ее. Так, наверное, у всех случается. Покупаю обычно под задачу или когда есть настроение.
Ты в целом стараешься покупать что-то
винтажное, правильно я понимаю?
Я вообще не заходила в масс-маркет года два. Только если на съемку нужна белая футболка, например. Среди винтажа совсем белую уже не найдешь. А вообще я за вторичный рынок — у меня много друзей держат маленькие секонд-хенды, где-то достают редкие старые вещи, ездят в Финляндию, например. Я поддерживаю такой малый бизнес, мне нравится сама идея вторичного использования. Эти вещи действительно качественные. У меня есть вещи из 80-х, которые еще вообще ни сном ни духом. Я, конечно, на баррикады падать не стану и никому мнение это навязывать не буду — это мой выбор и просто то, что мне нравится.
На Даше: топ из мембраны с капюшоном H&M Studio, платье с юбкой-баллоном H&M Studio, обувь — собственность стилиста
А есть что-то, что ты бы никогда не надела?
Что я точно не смогла бы надеть, так это мех. По этическим соображениям, хотя сейчас это тема зыбкая, потому что сразу начнут спрашивать: «А ешь ли ты мясо?» И да, я не ела мясо пять лет, но потом снова начала. Но в это время я продолжала есть рыбу, и убежденные веганы нападали со всех сторон и кричали: «Ну как же так, у тебя есть кожаная обувь, а при этом еще и рыбу ешь. Ты вообще не идейная». Я просто двигаюсь по своему внутреннему персональному пути. И мне правда гадко прикасаться к меху — я вижу, кем это раньше было. Еще кожаные вещи стараюсь не приобретать, только вторичный рынок или если подарили.
Играет ли для тебя роль то, как одет человек,
при знакомстве? Или ты абстрагируешься от таких
внешних кодов?
Как от этого абстрагироваться? Это же правда код, это символ. Человек, который надевает определенную вещь, надевает ее не просто так. Если ему плевать на то, как он выглядит, — это же много о чем говорит. Это большая подсказка: сколько ты можешь собрать первичной информации о человеке, просто поглядев на него!
но иногда вообще ничего не сходится и ты заставляешь каждый раз себя абстрагироваться от этого.
Никто же не говорит, что нужно опираться только на его внешний вид. Это же первая читка сценария: это не значит, что ты не ошибешься, поговорив с человеком и изучив его жесты при первой встрече. Так же, как ты можешь ошибиться, смотря на внешний вид человека. Но меня, на самом деле, редко подводит первое впечатление. Это не означает, что если человек немодно одет, то он мне не нравится. Если человек аскетично одет, то я, наверное, подумаю, что он аскетичен во всем: у него характер такой. Но это очень общие характеристики.
На Даше: длинное платье из тюля H&M Studio, комбинезон с капюшоном H&M Studio, обувь — собственность стилиста
Считаешь ли ты, что существует хороший вкус?
И уместен ли он в наше время, когда мы носим половину
гардероба с приставкой ugly.
Эстетика — это вообще довольно сложно, как и вкус. Мне кажется, что это какая-то социальная категория. Держишься ли ты в рамках этого кода, какого-то общественного соглашения, которое приняли в данном сообществе, или нет. Я думаю, это довольно подвижная категория. Сейчас как-то говорить про хороший вкус не приходится. Даже Инстасамка кому-то дурной вкус, а кому-то новое слово, новое понимание женской сексуальности и презентации. Это очень сложная и дискуссионная категория, как мне кажется.
А расскажи, за кем ты сама следишь и кто
вдохновляет тебя?
Я буду отвечать какие-то очень банальные вещи, потому что я уже очень давно ни за кем не слежу. Когда я давно начала подписываться в инстаграме на каких-то незнакомых людей, то меня зацепила Лотта Волкова. Она будто вплела этот еле уловимый нынешний культурный код в европейскую действительность. Это прикольно.
Если говорить про деятелей культуры, то меня сильно вдохновил Кантемир Балагов, который снял «Дылду». Но это тоже было очень давно. Я тогда подумала, что круто, что такой молодой пацан, который приехал из маленького города, откуда вообще очень тяжело пробиться и иметь свой особенный взгляд, взял и сразу начал вот так круто снимать.
На Даше: блейзер в узкую полоску H&M Studio, брюки оверсайз H&M Studio, колье — собственность стилиста
Про «Модный приговор» уже не буду спрашивать,
но как вообще тебя занесло в моду?
Если честно, то случайно. Мода никогда меня не интересовала как род деятельности. Я вообще не представляла, что меня туда может занести. Мы просто напились с друзьями, и Женя (Женя Калинкин, соведущий программы ЧБМПТБНП. — Прим. BURO.) начал хохотать, говорит: «Давай пожалуемся на тебя в „Модный договор“». И мы что-то написали, посмеялись, прикрепили ужасную фотку, сделанную прямо в этот момент, и отправили. И через две недели нам перезванивают, говорят: «Приходите, очень хорошо». И мы пошли, это же смешная авантюра — на Первом канале побывать, еще и в такой программе. Мы отснялись, и потом ко мне кто-то подошел и говорит: «Ты понравилась шеф-стилисту, не хочешь постажироваться?» А я, как и сейчас, была очень открыта новому опыту и решила, а почему бы не попробовать. Так и проработала там стилистом два с половиной года.
То есть до этого ты никак с модой
не соприкасалась, не обучалась ничему?
Не-а, ничего такого. Мы с Жекой работали продавцами в элитном секонд-хенде «Зубы Христа». Вот тогда я впервые увидела брендовые вещи — мне Женя про них рассказывал. Но опыта переодевания других женщин у меня не было. В проекте ты не столько понимаешь про моду, сколько про людей. Было интересно пообщаться с реальными женщинами с разными судьбами и помочь им почувствовать себя красивыми. В основном все были довольные, говорили: «Спасибо, что помогли мне себя увидеть такую».
На Даше: джемпер H&M Studio
Что ты смотришь в интернете, какие каналы
читаешь? Фильтруешь ли как-то информацию?
Я, наверное, очень плохо пользуюсь интернетом. Обычно ищу что-то под задачу. Одно время по утрам читала новости, а потом мне стало стремно — они все какие-то не утренние. Единственный ютуб-канал, который я смотрю, называется «ТОК». Мне нравятся темы, которые они поднимают. У кого еще посмотришь интервью с ритуальным агентом? Все остальное время я либо работаю, либо смотрю художественное кино. Иногда грешу и на развлекательный контент, «Беременна в 16», например. Вообще я очень люблю трешак, бороться с этим бессмысленно, нужно просто принять. В 30 лет ты уже какие-то вещи в себе начинаешь принимать и перестаешь их стесняться.
Как изменились твои практики чтения с запуском
проекта? Читаешь ли современную литературу?
С запуском шоу я попала в ловушку: я очень его люблю, но не успеваю читать новое. То есть я постоянно перечитываю то, что я уже читала, потом смотрю лекции по прочитанному. А потом мы монтируем все — и так по кругу. Получается так, что новое я вообще не читаю.
А Пелевин, Водолазкин, Сорокин?
Сорокин — это уже старая гвардия. Его я очень сильно люблю. Последнее, что я у него читала, — это «Голубое сало». Тоже такая относительно старая новинка. Они все-таки люди другого поколения.
На Даше: короткий джемпер с воротом H&M Studio, брюки оверсайз H&M Studio, обувь — собственность стилиста
Помнишь ли ты книгу, после которой ты втянулась раз
и навсегда в мир литературы?
У меня есть такая книга, но читать я начала раньше. С первого класса мы ходили с мамой в библиотеку и набирали всякие «Новые приключения Белоснежки» — в общем, совсем детскую литературу. А лет в восемь ко мне в руки попала книга «Остров сокровищ» — вот после нее и началось осмысленное чтение. Настолько она мне понравилась, что я ее все лето перечитывала. И потом еще очень долго играла в пиратов.
И после этого ты не останавливалась? Не было
периодов бунтарских, когда ты не читала?
Нет, я читала всю школу и весь университет. Был перерыв в два года, когда я переехала в Москву. Сначала я расстроилась и пыталась себя заставить. Читала одну страницу, и мне становилось плохо, концентрация терялась, ничего не получалось. И если я дошла до середины книги и смотрела, сколько страниц еще осталось, то это не чтение, это наказание. Я себя отпустила и, пока не появилось снова желание сесть за книгу, не садилась. Мне кажется, у всех такое бывает.
На Даше: боди High Leg Denim H&M Studio, комбинезон с капюшоном H&M Studio
А если кто-то себя корит, мол, я уже месяц
не садился за книгу.
Ну так это невроз самый настоящий. Мы и так постоянно переживаем, что мы чему-то не соответствуем и что-то не успеваем. Если быть совсем честными, то единственная мудрость человеческая — это принять то, что мы ничего и не успеем. Я, конечно, не гуру и не знаю людей, которые проживали какую-то «правильную» жизнь, да и сама ее не проживаю. Но если я могу себя избавить от невроза, то я предпочитаю это делать. И если где-то закрылась дверь, то где-то открылась другая.
Мудро, Даш.
Спасибо, это из паблика «ВКонтакте».
Ты вообще часто в себе сомневаешься
Относительно своих действий и мыслей?
Да, конечно. Это же тот самый синдром самозванца. Загонистость вообще у всех мыслящих людей присутствует в крови. Бывает, что человек вообще в себе не сомневается и прет, а это значит, что, возможно, он не очень хорошо подумал и что-то не очень понял. Когда появился наш проект, и многие начали писать: «Вау, какая ты умная и классная», — я сразу подумала, что это мы так смонтировали, так нарезали и на самом деле я вообще не классная и не умная. Меня иногда считают экспертом и пишут в личку вопросы по типу «А как мне жить? Я поругалась с парнем». Ну я-то откуда знаю? Это и загоняет, что я создаю образ человека, который знает ответы на очень многие вопросы. Поэтому максимум, что можно сделать, — упирать на то, что у меня нет никаких ответов. Вам самим нужно ставить вопросы, находить не те ответы, переформулировать вопросы и самим находить решения — это никак не моя сфера ответственности.
На Даше: короткий бесшовный топ H&M Studio, бесшовная юбка H&M Studio
Снова очень мудро.
Это уже не паблик ВК, спасибо.
Теперь блиц: один любимый дизайнер и один любимый
писатель.
Я слишком серьезно к этому подхожу. Мне даже фотограф на съемках постоянно говорила: «Не думай! Ты когда не думаешь, у тебя все получается», — а у меня проблема — я не могу не думать. Поэтому я бы наобум сказала. Саша Соколов — любимый писатель. А любимый дизайнер, я думаю, Йоджи Ямамото. Сколько раз видела его одежду, она мне так нравится! И как персонаж в целом тоже очень нравится, такой милый дедушка.
А есть у тебя любимый режиссер, которого ты включаешь, когда понимаешь, что ничего уже не помогает?
Михаэль Ханеке. Но он по-другому работает. Если тебе плохо и ты его включаешь, тебе становится еще хуже. Но, наверное, в этом и смысл. Я люблю абсолютно все его фильмы. В 20 лет я впервые столкнулась с постановкой вопроса о жестокости, и Ханеке кажется великолепным режиссером, который сумел показать насилие и любовь, как никто другой. Я его обожаю за эту полярность.
Как ты считаешь, мода сегодня — это про свободу
выбора и самовыражение или, наоборот,
про порабощение женских умов из-за гонки
за трендами?
Я думаю, что сейчас женщины проникают в индустрию вообще. Я не видела статистики, но складывается впечатление, что женщин стало в индустрии гораздо больше. Ну и мода как таковая дает выбор, отражает социокультурные явления. Из-за этого мне кажется, что мода сейчас больше в феминной повестке. Даже если мы говорим про открытую одежду, сейчас это уже не про сексуальность, а про возвращение женских тел женщинам. Наконец-то женское тело не является объектом похоти среднего мужичка. И радует мысль о том, что мы одеваемся не для мужчин, а для себя. И женщины вообще становятся осознаннее, сплоченнее. Даже мой TikTok меня радует, там очень много фемповестки.
На Даше: джемпер H&M Studio, джинсы оверсайз с вырезами H&M Studio
Фотограф: Рита Смагина
Креативный продюсер: Катя Поличева
Стиль: Виолетта Сорокина
Макияж и прическа: Яна Жихарева
Редактор: Александра Барыкина
Ассистент фотографа: Иван Волков
Ассистент продюсера: Николай Коротков
Ассистенты стилиста: Лиза Брянская, Алиса Месяц