Поиск

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется

Текст: Светлана Падерина

Фото: M_U_R

T
Мир устойчивой моды диктует: не производите новое — работайте со старым. Сегодня апсайкл — это глобальный тренд и у локальных марок, и у брендов-гигантов. Что должен знать дизайнер, планируя коллекцию из секонд-хенда или архивных тканей? К чему должен быть готов покупатель? О тонкостях работы со старыми материалами рассказывает фэшн-журналист и автор телеграм-канала wannabeprada Светлана Падерина.
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 1)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 2)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 3)

Я держу в руках отрез ткани, который купила в магазине подержанных советских вещей. «То самое качество», — говорится в инстаграме магазина, ссылаясь на то, что вещи в те времена производились неубиваемые и многие из них, даже активно бывшие в употреблении, продолжают служить людям. Наши мамы и бабушки помнят, что, если в магазине «выбрасывали» интересные ткани, их покупали про запас — швейная машинка стояла дома почти у каждого, да и услуги ателье были доступны. Отсюда и большое количество залежей советского текстиля, которые по сей день хранятся на антресолях и распродаются на «Авито». Но мне, к сожалению, не повезло: я решаю прополоскать в воде купленный кусок ткани, он намокает и буквально распадается на волокна.

«Я решаю прополоскать в воде купленный кусок ткани — и он буквально распадается на волокна»

Использование старых тканей и переработка секонд-хенда для создания новых вещей — то, что сейчас называют ресайклом и апсайклом, — вовсе не примета нового времени. Но именно сейчас этот прием становится таким глобальным трендом, что подхватывают его не только локальные марки, выпускающие одежду крошечными тиражами, но и бренды-гиганты вроде Levi’s и Miu Miu. Переработка старого стала противоядием для тех, кому наскучила гламурная и легкомысленная мода докризисной эпохи. Хороший пример подала американская художница Тара Сабкофф, которая отыскивала в благотворительных магазинах вещи и перешивала их. Через 20 лет возвращение ее бренда Imitation of Christ выглядит более чем уместно: молодые дизайнеры, сосредоточенные на проблемах экологии и самоидентификации, все чаще предпочитают серийному производству текстиля уникальные материалы, как говорится, с историей.

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 4)

1000Morceaux

«Из истории материала создается история одежды, которую я делаю, — рассказывает Никита Дедель, автор российской марки 1000Morceaux, работающей со старыми, в том числе антикварными, тканями. — Законченной вещь становится, когда обретает владельца и начинает жить вместе с ним, продолжая рассказывать то, что я в нее вложил. Не уделяя внимания качеству и труду, заложенному в создании самой ткани, такого эффекта добиться невозможно. Текстиль я обычно выкупаю у коллекционеров, нахожу на “Авито” или eBay, иногда мне его дарят».

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 5)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 6)

fy:r

Работы Светланы Сальниковой, дизайнера марки fy:r, вдохновлены культурой Русского Севера, поэтому дизайнеру кажется правильным использовать именно локальный текстиль: «В первую очередь меня интересовали принты в русском стиле, но ничего кроме этнографической копии Барановских платков на хлопке я не нашла. И тогда подумала, что стоит поискать ткани, созданные давно, обратившись к “Авито”, “Ярмарке мастеров”, к друзьям и знакомым. Сейчас я использую то, что мне передали близкие, — бархат и батист достались от бабушки мужа, хлопки в мелкий цветочек — от мамы, в разработке — ткани, подаренные друзьями». 

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 7)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 8)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 9)

M_U_R

Петербургская марка M_U_R сделала целую коллекцию, вдохновленную советским текстилем. Вот что рассказывает ее дизайнер Аня Дружинина: «Первую партию тканей нам подарила знакомая, и мы влюбились в них. Решили делать коллекцию, стали искать еще. Часть приобрели на “блошках”, часть по объявлениям. Что-то покупаем партиями из Владимира, там человек собирает антиквариат, в том числе текстиль. А еще познакомились с прекрасной женщиной, которая коллекционирует русский текстиль уже лет тридцать — в коллекции есть варианты дореволюционного времени. У нее есть магазинчик на канале Грибоедова, там настоящий музей».

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 10)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 11)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 12)

Автор этого текста тоже увлекается поиском винтажных материалов: мне нравятся их наивные рисунки, которые порой выглядят удивительно современно, нравится обаяние прошлой эпохи. Неприятность с отрезом хлопка, буквально растворившимся в руках под струей воды — скорее досадное исключение. Вряд ли ткань изначально была некачественной: в Советском Союзе существовали государственные стандарты для производства всех видов текстиля. Но, в отличие от многих других вещей, на которых часто сохраняется маркировка с обозначениями, из чего сделан этот предмет, в какой стране и даже в каком году, ткани обычно попадают в руки дизайнеров и портных безымянными. Где, как долго и в каких условиях они хранились — чаще всего неизвестно.

«На текстиль сильно влияет и влага, и солнечный свет, и все это разрушает волокна, — объясняет дизайнер ретро-марки Ginger Jackie Екатерина Блинова. — Я встречала красивое антикварное кружево, у которого тонкие ниточки-перегородки рассыпались от неосторожного прикосновения. Представьте себе: можно сшить красивое платье, пришить к нему кружевной воротничок, а через пару выходов он просто развалится. Поэтому так важно тестировать каждый фрагмент. Или выбирать что-то другое: например, хлопковое кружево, связанное в технике кроше, — с ним таких проблем нет, его нужно только отбелить».

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 13)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 14)

Сhopova Lowena

Надежда Александровна Мальгунова, специалист по художественному оформлению текстиля и доцент СПбГУПТД, говорит, что понять, как будет вести себя материал, можно только практическим путем: «К сожалению, распознать, где и как хранилась ткань, чаще всего нереально. Можно обратиться в любую текстильную лабораторию — там есть разрывные машины, которые на небольшом кусочке покажут степень удлинения волокна и разрывную нагрузку. Хлопчатобумажная ткань может храниться 40–50 лет, но качество одного и того же состава зависит от десятка показателей: плотности пряжи, переплетения (диагоналевое очень прочное, а вафельное рыхлое), от отделки ткани и много чего еще. В библиотеке можно найти ГОСТы по тканям, но, чтобы их читать, нужно разбираться в материаловедении, знать такие понятия, как линейная плотность пряжи, плотность ткани, переплетение».

«Хлопчатобумажная ткань может храниться 40–50 лет, но качество одного и того же состава зависит от десятка показателей» 

Все эти тонкости свидетельствуют о том, как важно дизайнеру иметь образование, теоретическую базу, подкрепленную хотя бы небольшим практическим опытом. На фоне этого курсы, которые обещают сделать вас фэшн-дизайнером за три месяца, кажутся не просто сомнительным мероприятием, а невыполнимой миссией. Конечно, можно привлечь специалистов, которые возьмут сложные вопросы на себя, но, во-первых, профессионалов, любящих и хорошо знающих текстиль, из-за пробелов в образовании становится все меньше; а во-вторых, чтобы общаться с ними, нужно как минимум распознавать терминологию, уметь отличать ткань от трикотажа, знать свойства натуральных и синтетических материалов. «Все ткани, из которых мы шьем, и новые, и винтажные, я сначала стираю, а шелк отпариваю, — делится опытом Светлана Сальникова из fy:r. — Не только винтаж, но и современные ткани линяют, а садятся еще более непредсказуемо из-за синтетических примесей, не указанных в составе. У винтажных тканей часто неизвестен сырьевой состав, но стандартный метод его определения — поджечь кусочек и проверить запах и плавление». 

Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 15)
Подводные камни апсайкла. Почему сшить коллекцию из винтажных тканей сложнее, чем кажется (фото 16)

fy:r

Еще один важный вопрос, по мнению Светланы, касается происхождения ткани: «Домотканные или вышитые вручную ткани — это очень личные предметы, создаваемые по определенному поводу или без повода, но для персонального использования, для семьи. Мне кажется неэтичным использовать их в коммерческих целях без согласия автора или его родственников». Но если вопрос использования созданных безымянными мастерами вышивок лежит в этической плоскости, то материалы с узнаваемыми логотипами в ресайклинге — это уже вопрос юридический. Юрист Максим Попов, работающий с проблемами авторских прав в модной индустрии, в своем телеграм-канале Fashion Law приводит примеры, в числе которых — коллекционеры винтажа VNDS Los Angeles, выпустившие кепки из переработанного материала с логотипами Ralph Lauren и получившие иск от упомянутого бренда; или марка Shiver + Duke, использовавшая для украшений оригинальные пуговицы с монограммой Chanel, что сильно не понравилось юристам французского модного дома.

«Вопрос использования домотканых вышитых вручную тканей часто лежит в этической плоскости: этично ли использовать их в коммерческих целях?»

«Дизайнер создает новый продукт, — комментирует такие случаи Максим, — а потребитель может решить, что это вещь известного бренда (чьи марки использовал молодой дизайнер), и купит ее. В данном случае дизайнер заработает на гудвилле (деловая репутация. — Прим. BURO.) известного бренда и может нанести ему репутационный ущерб, если потребитель вдруг будет недоволен качеством этой вещи. И даже если потребители будут понимать, что это ремейк, такая вещь все равно может нарушать чужие права. В некоторых странах это называется «размытие торговой марки». Это значит, что оригинальная торговая марка теряет свою уникальность и силу, ведь она используется не только правообладателем, но и другими лицами. Лучший вариант избежать нарушения — использовать фрагменты оригинальных вещей без монограмм и других объектов, которые могут защищены».


Рассуждая о принципах ответственной моды, марки чаще всего ставят во главу угла ответственность перед природой. Но, рассуждая обо всех тонкостях создания «этически выверенного» продукта, понимаешь, что у слова «ответственность» имеется куда более широкое значение. Это и ответственность перед своей командой, и ответственность за репутацию собственной марки, и, конечно, огромная ответственность перед покупателями, которые будут носить эту вещь, желая быть уверенными не только в том, что она была «создана вручную из уникального текстиля», но и в ее качестве и долговечности.


false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}