Что значит уход Кэти Хорин для модной индустрии
Честная кухня
Неделю назад стало известно, что Кэти Хорин покидает The New York Times, где она проработала почти 14 лет. Это всколыхнуло весь fashion-мир — ну настолько, насколько вообще можно этот мир задеть и всколыхнуть. Все дружно стали перечислять ее знаменитые выпады — "хот-дог" Оскара де ла Ренты, "платьица из Topshop" Эди Слимана, "несмелый" Александр Ванг и т. п. — и вспоминать многочисленные столкновения Кэти с дизайнерами. Оказалось, что уход Хорин всех задел: и тех, кто ее любил, и тех, кто терпеть не мог, — и вопрос — почему.
Дело ведь не только в том, что Кэти периодически развлекала публику перформансами под названием "меня не пустили на показ", это случалось и раньше, задолго до Кэти Хорин. Дома моды всегда были крайне обидчивы, а дизайнеры всегда, стоило лишь что-то такое сказать про их коллекции, начинали кричать про "непрофессионализм" — будто весь "профессионализм" заключается в том, чтобы всегда ими восторгаться.
Дело в том, что Кэти говорила Правду — или, по крайней мере, то, что было очень похоже на правду, и уж точно заметно выбивалось из хора сладких и бессодержательных глянцевых голосов. Именно ее фирменная резкость и язвительность вкупе с глубоким профессионализмом вызывали живой отклик у всего сообщества, не важно — положительный или отрицательный, но живой. И поэтому всем ее будет так не хватать. Думаю, даже главный ненавистник Хорин Эди Слиман, узнав об уходе Кэти, перестал втыкать иголки в ее чучело и взгрустнул — где ему теперь взять достойного противника для публичных разборок?
Но самое интересное, что уход Кэти Хорин и последовавшая реакция на него указали на важнейшую проблему индустрии — отсутствие пространства для критических суждений. Фэшн-критика очень сильно коммерциализирована, и в такой ситуации понятие "плохого" и "хорошего" не то чтобы исчезают, но заметно размываются, а, значит, смысла в любом высказывании становится все меньше и меньше. Потому что осмысленный анализ возможен только при наличии какой-то структуры с "хорошо" и "плохо", "талантливо" и "посредственно" и даже "бездарно", когда есть еще какие-то критерии, кроме рекламных контрактов. Понятно, что все социо-культурные сферы, в которых крутятся серьезные деньги, именно таковы — от кино до балета, — но мода в этом смысле особенно показательна.
Кэти говорила Правду — или, по крайней мере, то, что было очень похоже на правду
То, что ситуация близка к критической, все поняли не вчера, и на заре фэшн-блогинга казалось, что вот оно, спасение — эти мальчики и девочки сейчас выйдут и скажут правду, над ними нет суровых редакторов и бесчеловечных издательских домов. Но довольно быстро выяснилось, что тут лояльность приобретается с куда меньшими затратами: как пошутили на одном форуме, "да они что угодно похвалят за сумку".
При таком раскладе чрезвычайно важен человек, который может выйти и сказать: "А король-то голый!" И Кэти Хорин была именно таким человеком. Я вот, например, готова подписаться под каждым ее вышеприведенным заявлением (особенно с учетом того, что "хот-дог" по поводу де ла Ренты — это, видимо, в данном контексте, все-таки термин из американского футбола, а не булка с сосиской).
Не надо при этом думать, что она была ангелом с блистающими крыльями: Хорин работала в серьезном издательстве, у которого тоже были рекламные контракты, и вообще она — человек системы, а вовсе не Робин Гуд. Но в том-то и смысл ее карьеры: можно занимать серьезную позицию в серьезном издательском доме и оставаться при этом ярким и честным журналистом, говорить содержательные вещи, иметь собтвенное мнение и — о боже! — даже высказывать его. Не то чтобы пример Кэти уникален — просто он оказался самым заметным, во многом благодаря ее персональному темпераменту и особенностям карьеры (ну, например, она не работала в глянце, а только в газетах, что дает большую свободу).
В этом контексте интересна даже не столько дальнейшая судьба Кэти Хорин, сколько дальнейшая судьба индустрии. Мир fashion & luxury уже понял, что невозможно просто производить тонны свитшотов и коктейльных платьев без какого-то культурного и вообще гуманитарного контекста. Мир fashion-журналистики уже начинает понимать, что невозможно просто воспевать все это на сияющих глянцевых страницах, как это было, например, в эпоху золотой потребительской лихорадки начала 2000-х. Нужно придумывать новый язык для описания феноменов моды, чтобы у читателя зубы не сводило от скуки и однообразия, и стараться максимально уйти от традиционных глянцевых форматов. Кэти Хорин со своим критическим умом и хлестким стилем отлично с этим справлялась.
Но еще лучше она справлялась с самой важной журналистской задачей — увидеть, понять и сформулировать веяние времени и вызовы современности. И продолжает справляться. Буквально только что она написала манифест для The New York Times Magazine под выразительным заголовком Slave No More — "Больше никаких рабынь", — из которого, в принципе, становится ясно, почему Кэти ушла. "Мой девиз, — говорит Хорин, — комфорт, который современная мода пока игнорирует. Западные женщины хотят носить одежду простого кроя и благородного вида и ни за что не готовы жертвовать своим комфортом, носить в повседневной жизни каблуки и что-то обтягивающе-утягивающее. Даже французские редактрисы сняли свои выдающиеся стилеты, а эти женщины ничего не делают просто так". И это правда: 5 лет назад появиться на показе в Париже без каблуков было практически немыслимо, сейчас все ходят в "нью бэлансах" и "найках" и совершенно не переживают по данному поводу.
можно занимать серьезную позицию в серьезном издательском доме и оставаться при этом ярким и честным журналистом
За последние 20 лет, пишет Кэти, все устали от концептуальной, арт-ориентированной моды. Именно в этом и состоит кризис современной моды — веяния времени уносят куда-то в другую сторону от всего того, что мы видим на подиуме. И точно так же публика устала от всей фэшн-риторики, которая сегодня sounds forced. И опять я с ней согласна: все это: "чувственность", "сексуальность", "амазонки", "городские джунгли", "бунт" и прочее бла-бла-бла — давно уже звучит трескуче и бессмысленно.
А вы, возможно, не согласны и готовы с ней спорить, как это сделал на страницах The Business of Fashion основатель и редактор онлайн-журнала StyleZeitgeist Евгений Рабкин (оба ресурса как раз нового формата). Но в том-то и феномен Кэти в фэшн-журналистике, что любое ее высказывание вызывает бурную дискуссию, и потому место в истории этой самой журналистики Хорин уже обеспечено. Ее острого языка очень не хватает на нынешней вялой и сонной Нью-Йоркской неделе моды, но будем надеяться, что это не последний манифест Кэти.