Поиск

Dior на Красной площади: 54 года спустя

Dior на Красной площади: 54 года спустя

Колонка Илектры Канестри

Текст: Илектра Канестри

Счастливых обладателей приглашения на показ Dior, который состоялся вчера в специально установленном на Красной площади павильоне, поджидала огромная толпа. Люди спрашивали "лишний билетик", многие, было ощущение, даже и не знали, куда по выложенной на брусчатке ковровой дорожке спешит ручеек роскошно одетых женщин и мужчин. Эта "мизансцена" помогла мне представить другой летний день и другую восторженную толпу на Красной площади.

Состоявшееся в рамках празднования 120-летия ГУМа дефиле, во время которого была показана коллекция Dior сезона осень-зима 2013/14, должно было напомнить нам о по-настоящему уникальном событии. Его главными "действующими лицами" тоже были Dior, Красная площадь и российская публика. Только времена тогда были совсем другие — год 1959-й, разгар Советской эпохи. А еще оно стало поводом рассказать о богатой истории "Dior в России" и "России в Dior", о которой большинству из наших современников мало что известно.

Dior на Красной площади: 54 года спустя (фото 1)

Итак, перенесемся в 10 июня 1959 года, когда в Москву впервые "приехала" коллекция дома Dior. Двенадцать манекенщиц-француженок, десять чемоданов, сто двадцать платьев и бесчисленное количество флаконов с духами Dior. Девушки в изящных туалетах haute couture французского дома, созданных его тогдашним мэтром, молодым но уже всеми признанным модельером Ивом Сен-Лораном, фотографируются на Красной площади, а затем "дефилируют" по коридорам и проходам ГУМа, вызывая удивление и неподдельный интерес покупателей магазина, никогда раньше не сталкивавшихся с подобным зрелищем. А с 12-го по 16-е июня, в течение пяти дней, коллекция демонстрируется в Московском Спортивном Клубе ДСО " Труд".

Чтобы познакомить с миром французской моды как можно больше москвичей, проводятся три показа в день. Говорят, что на "французские моды" — как гласила афиша события, попыталось попасть по меньшей мере тридцать тысяч людей. В итоге двенадцати тысячам из них повезло и они действительно смогли приобрести заветный билет на одно из дефиле. В первый день показов, 12 июня проходит прием и официальная презентация коллекции. Избранная публика восторгается уточненными туалетами, воздух благоухает — загодя здесь разбрызгали бог знает сколько флаконов духов Miss Dior. Известно, что в тот же день было продано 400 флаконов знаменитого парфюма и некоторая их часть попала на черный рынок, где и была перепродана гражданам по сумасшедшие ценам.

Dior на Красной площади: 54 года спустя (фото 2)

Этому без преувеличения уникальному для той эпохи мероприятию предшествовали многие не менее уникальные события. Например, посещение ателье Dior представителями московского Дома моделей в 1957 году. Но впервые судьбы России и дома Dior переплелись, конечно, намного раньше. Ребенком Кристиан Диор был очарован образом России, созданным Жюлем Верном в романе "Михаил Строгов". В 1920-х годах молодой Диор увлекается русским авангардом, слушает Стравинского и Скрябина, восхищается "Русскими балетами" Дягилева.В 1925 году он оставляет восторженные отзывы о сконструированном Константином Мельниковым павильоне СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже.

В конце 1920-х в открытой Диором художественной галерее выставляются работы молодых российских художников Павла Челищева и братьев Берман. В 1931 году Диор, как и многие французские интеллектуалы в те времена, посещает СССР, чтобы собственными глазами увидеть воплощение "социалистической мечты". Вместе с группой французских архитекторов, он знакомится с работами авангардных конструктивистов Лисицкого и Родченко. Диор, конечно, сталкивается и с "издержками" строительства идеального общества — но впечатления от архитектурных и культурных достижений все же оказываются сильнее.

Dior на Красной площади: 54 года спустя (фото 3)

Насколько Диор человек интересовался Россией станет понятно по работами Диора модельера. Образы царской России, великие представители русской культуры, темы навеянные народным творчеством, бытом и жизнью страны, отразились в моделях "Князь Игорь" и "Душка", "Каспий" и "Икра", "Мусоргский", "Стравинский" и "Чайковский", вошедших в коллекцию 1955-го года. Кристиан Диор часто работал с русскими манекенщицами, наполовину русской была и одна из его любимых сотрудниц, директор нью-йоркского представительства дома, Елена Энгель.

Современная "русская" история дома Dior не менее интересна и насыщена. Через год после съемки диоровских моделей на Красной площади и модных показов в ДК " Труд", дефиле Dior, но уже в Париже, посетила "первая леди" СССР Нина Хрущева. А в 1965 году еще одна советская делегация изучает методы работы в ателье Dior — после этой поездки для повышения "креативности" советской модной индустрии ежегодно будут приобретаться десять платьев Dior вместе со всеми техническими документами.

Dior на Красной площади: 54 года спустя (фото 4)

В 1970 году духи Dior появились в продаже — правда, только в торговавших за валюту магазинах "Березка". В 1989-м Dior первым из западных домов приходит на перестроечный советский рынок — в Москве, на Тверской, тогда еще улице Горького, открывается магазин парфюмерии и аксессуаров фирмы. В 1998-м начинает свою работу первый бутик Dior — оно вновь откроется уже в обновленном виде в ГУМе в 2006-м.

В 2011-м Dior ненадолго "прописывается" в одном из лучших отечественных музеев — ГМИИ им. Пушкина принимает в своих стенах выставку "Dior: под знаком искусства". Модели дома выставляются рядом с работами Малевича, Бакста и Степановой, как, впрочем, и западных мастеров, которые оказали влияние на коллекции Dior в разные периоды. "Русский след" можно обнаружить и во многих коллекциях дома новейших времен. В коллекции сезона весна-лето 1998 Джон Гальяно обратился к теме русского балета и эскизам Леона Бакста. Коллекция haute couture сезона весна-лето 2002 была создана Гальяно под впечатлением от поездки в Россию: в этом эклектичном "опусе" смешались цирк, балет, национальный костюм и даже куклы. При желании можно разглядеть "русское" и в показанной вчера (среди футуристическо-космических серебристых надувных "объектов", напоминавших гигантскую гальку) новой коллекции Рафа Симонса. В графичных черно-белых коктейльных ансамблях слышатся отголоски русского авангарда и конструктивизма. А как не упомянуть манто без воротника из серебристой каракульчи или классическую норковую шубу прямого силуэта.

Dior в России по-прежнему больше чем Dior: это символ, масштаб которого сложно переоценить. Можно только гадать, кто из представителей советской культуры и тогдашних знаменитостей присутствовал на приеме и первом дефиле Dior в 1959 году. Но вчера "на Диоре" были все. Наталия Водянова в брючном костюме пудренного розового оттенка. Рената Литвинова в маленьком черном платье и экстравагантных неоново-желтых туфлях на шпильках. Сати Спивакова в широком черном туалете в пол и ожерелье-ошейнике. Мирослава Дума, Вика Газинская, Айсель Трудель — свежие и очаровательные.

Вообще, хочется заметить, что "вчерашняя" публика отличалась каким-то особым вкусом и изяществом — еще одно проявление магии Dior? Выступление всегда безупречного и импозантного и все еще великолепного Брайана Ферри после дефиле стало приятным сюрпризом для собравшихся. Музыканта осталась послушать, хоть и ненадолго, одна из самых элегантных из присутствовавших на вечере дам — Ирина Антонова. В черном тайере и жемчуге. Мы с Ксенией Чилингаровой не удержались, чтобы не остановиться и не понаблюдать и повосхищаться ею. Все-таки, история и преемственность — не просто громкие слова. Возможно и мы, двадцать с чем-то лет спустя, будем вспоминать, что присутствовали на "том самом" дефиле Dior, состоявшемся в Москве на Красной площади 9 июля 2013-го.

Dior на Красной площади: 54 года спустя (фото 5)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7