Гендерная амбивалентность: почему именно мужские вещи сидят на девушках идеально
Запоминающиеся марки на Pitti Uomo
Если вы бывали на флорентийской выставке Pitti Uomo, вы примерно представляете, чего от нее ждать. Где будет прекрасный кашемир, где — японский деним, где — молодые веселые марки, где — дизайнерские вещи, где — идеальные итальянские костюмы, где — отличные рубашки, а где — тяжелые американские ботинки из толстой кожи с ручными швами. И даже в каком углу неизменно стоит пара стендов с парфюмерией. А в этом году к ним прибавились готские черные штуки с рваными кромками, хвостами и серебряным металлом — открыли новый павильон Unconvention. Надо сказать, все они никогда не разочаровывают — от сезона к сезону там всегда есть что-то интересное. Однако далеко не всегда есть что-то объединяющее весь этот расклад разного. А вот на этот раз было.
Что это, я поняла примерно на второй день выставки, когда обнаружила себя примеряющей очередное мужское пальто (которое на мне приобрело вид идеального пальто-халата) и делающей очередное селфи для Instagram. И так примерно весь день — под заинтересованные комментарии «давай еще». И тогда мне стала понятна довольно парадоксальная вещь: главное мировое трейд-шоу мужской моды, каким является Pitti Uomo, вдруг стало для девушек важнейшим источником не только всяческих стилистических идей и разнообразного «вдохновения» (таким оно было всегда), но и просто новых прекрасных марок, причем в виде именно их мужских линий (женские, кстати, делают далеко не все).
Есть один стилистический закон, который, собственно, известен со времен Габриэль Шанель: если позволяет фактура, то мужская одежда (true, а не адаптированная ее имитация) на женском теле будет выглядеть предельно рафинированно и очень секси. И также мы все помним, как носили джинсы Dior Homme времен Эди Слимана, и знаем, что главный редактор Vogue Paris Эммануэль Альт покупает себе джинсы в Topman. Но сейчас это из стилистического приема второго ряда превращается в заметный тренд. Возможно, андрогинность, постоянным фоном существующая последние лет 30, как-то стала сильнее и женские и мужские худые тела заметно приблизились друг к другу (идеал тут, конечно, Амели Валад, которая в этом качестве и использована в фильме про Сен-Лорана). Возможно, мощное влияние спорта, рабочей одежды, всяческого heritage тоже сыграло определенную роль. Но помимо этих самых общих, антропологических факторов тут сработало еще кое-что.
Во-первых, игра с гендерными стереотипами, расшатывание дихотомии «мужское-женское» и вообще всяческая гендерная амбивалентность сегодня определенно перемещается в центр современной культуры вообще и моды в частности. Это вообще сегодня очень важная идеологическая штука, и в моде она вызвала заметное оживление. Только что прошедшие мужские показы дразнили публику именно тем, что взялись все это проделывать самым вызывающим образом с мужской стороны (вспомните Алессандро Микеле в Gucci, но и всеобщее увлечение бабушкиными шубами), с женской же такого рода игра уже давно не шокирует даже наших бабушек. Насколько это мощный тренд, можно судить по тому, что Selfridges только что объявил об открытии 1 марта гендерно нейтрального pop-up-отдела под звонким названием Agender, где будут продаваться одежда, парфюмерия и всяческий уход, годный для обоих полов...
Во-вторых — и это, очевидно, связано с тем, что было во-первых — в последнее время возникает стойкое чувство, что мужские коллекции не то чтобы, конечно, шьют специально для девушек, но отчасти имеют в виду и их. Это чувство не покидало меня и когда я ходила от стенда к стенду на Pitti Uomo, и когда смотрела одно за другим мужские шоу. «Вот это я бы носила, и вот это, и это, и еще то — да я бы надела почти все!» — примерно так можно его описать.
Как бы то ни было, факт в том, что мужские вещи, идеально сидящие на девушках, делают именно мужские марки. И только в них есть тот самый edge (наверное, это можно перевести как «заострение», хотя это не совсем точно), который нам нужен. Ниже мой личный список превосходных мужских марок с Pitti Uomo, каждая из которых может сделать нас лучше и каждую из которых я сама была бы счастлива носить.
Knitbrаry
Марка из Галисии — нереального, просто-таки фантастического трикотажа. Вместо кашемира — альпака и мериносная шерсть, но такого качества, что тактильные ощущения вполне способны затмить иной кашемир. Все делается вручную, много крупной рельефной вязки и меланжа, изумительные сложные цветосочетания. Люкс par excellence.
Griffin
Эти британские люди из Девона делают отличную одежду — правильно организованное сочетание спорта, технологий и такой английской жесткости. При этом не без английской же иронии. Особенно классная у них верхняя одежда: например, они сделали пуховик моей мечты — длинный, толстый, невесомый, с традиционными охотничьими карманами для дичи, в который можно завернуться после зимнего серфинга, после лыж, после зимнего же плавания (такое, кстати, бывает) — да вообще после чего угодно. И даже просто спать в нем на снегу.
Misericordia
Марку с таким замечательным названием сделали французы в Перу. Собственно, все именно в Перу и делается: перуанские альпака и хлопок, там же мастерская на 40 местных человек, которые шьют и вяжут эту одежду. Кроме замечательной концепции и сами вещи хороши — такой французский сдержанный вкус с французской же привычной классикой, но с внятным ощущением, что сделано все это в Перу.
Аnthony Peto
Тоже французы, но делающие свои шляпы в Париже. Шляпы из всех возможных материалов — от шерсти до соломки, всех возможных форм и цветов. Есть классика, есть ее вариации, есть серые, есть нежно-лимонные. В общем, если надоел повсеместный Maison Michel, то вот, пожалуйста — тут есть все что нужно.
S. Moritz
Вообще-то это итальянская марка хорошего и недорогого трикотажа. Но на Pitti они показали один исключительно прекрасный свитер нежного натурального сливочного цвета из небеленой супертонкой шерсти мериносов фигурной ручной вязки, сделанный в городе Губбио в Умбрии. Это описание само по себе производит магическое впечатление, но и сама вещь вполне стоит такого описания. Если бы это было возможно, я бы ушла оттуда прямо в нем.
Slide Slope
На каждой выставке Pitti Uomo примерно через 15 минут начинает кружиться голова от итальянского кашемира — который наступает со всех сторон и, при всей своей красоте, становится неразличим. А тут японцы делают кашемир — и это сразу его выделяет. Как всегда у японцев, они берут что-то традиционно европейское, доводят его до совершенства и так при этом слегка встряхивают и смещают, что оно приобретает легкое, но внятное отстранение.
Howlin
Антверпенский бренд, работающий с шотландской шерстью, — опять же очень свежо после бесконечного итальянского кашемира. У них отличные яркие цвета, прекрасные узоры — зигзаги, ромбы, квадраты и полосы. И главное — отличная шотландская шерсть с характерной объемностью и легкой колкостью пряжи.
Heschung 1934
Французская обувная марка из Эльзаса. Тут все как положено у такого рода брендов — весь набор традиционных сапог, ботинок и туфель. Среди них два настоящих сокровища — ботинки с драповым верхом и сапоги с войлочным голенищем. И то, и другое можно носить вечно.
Second Skin
«Моя мама носит такие», — говорит, радостно улыбаясь, одна из создателей марки про розовые трусы, с которыми я никак не могу расстаться. Если вы ненавидите сексуальное белье так же, как я, — все эти кружева, бантики и рюшечки, — то эта марка вызовет у вас такой же восторг, как у меня. Японское минималистичное белье унисекс нежнейших цветов из хлопка. Хлопок двух видов: органический, похожий на плотный прохладный шелк, и двухслойный слабой скрутки, похожий на кашемир. Но вообще, чтобы показывать на мужской выставке совершенные в своей простоте хлопковые трусы цвета розовой зефирки, надо обладать именно японским взглядом на предметы и формы.
Andrea Ventura
Тосканская марка, делающая очень красивую, очень итальянскую обувь жизнерадостных цветов из прекрасной кожи. Мало ли, впрочем, кто делает в Италии хорошую обувь. Но тут вот в чем дело: их фирменная, складывающаяся почти пополам мягкая подошва есть даже у хайкеров. Именно хайкеры — всех цветов и размеров — и заставили меня остановиться. Они превосходные, именно такие, какие я давно хотела, и невероятно удобные.
Camoshita
Практически герметичный японский бренд Ясуто Камошиты, не последнего человека в мире мужской моды и ретейла, одного из создателей United Arrows и героя стритстайла. Это то, что называется tailoring clothes, — брюки, костюмы, пиджаки, пальто из классического мужского гардероба. Но, как всегда у японцев, сделанные с какой-то космической безупречностью и с очень современным видением. Именно у них я и нашла то самое идеальное пальто-халат из мягкого, легкого, изумительно рыхлого твида.
Troubadour
Совсем свежий бренд из Лондона, делающий сумки из традиционной, окрашенной растительными красителями, тосканской кожи. Однотонные, очень выдержанного и продуманного дизайна, великолепного качества. Особенно хорошо у них получаются прямоугольные рюкзаки с закругленными краями, сложных приглушенных цветов, от которых просто глаз не оторвать — такие они красивые.
10x10 An Italian Theory
Про Алессандро Энрикеса, создателя этой марки, мне было сказано одним очень сведущим человеком, что это настоящий молодой Франко Москино. Все так и есть: поп-арт, ирония, итальянская еда и настоящий кэмп. И это куда живее, свежее и интересней нынешнего Moschino с его картошкой из «Макдональдса». Для парней Алессандро делает такие же веселые вещи, как и для девушек, — тут можно выбирать.
Barena
Это была первая марка на первой моей выставке Pitti Uomo, про которую я написала — 8 лет назад. И с тех пор делаю это регулярно. Потому что они так хороши, что пропустить их невозможно. Венецианцы, которые компонуют пряжу, обрабатывают ткань и выкраивают свои вещи так, что от них не отойти. У них есть и женская линия, но их новая мужская коллекция осень-зима 2015/16 получилась просто выдающейся и смотрится на девушках идеально.