Интервью Buro 24/7: София Чкония
О моде в Грузии и своих творческих проектах
В начале лета русский десант в составе Вики Газинской, Наташи Туровниковой, Гоши Рубчинского и Виталия Козака отправился в Грузию — на конкурс молодых дизайнеров Be Next. "Конкурс-фестиваль организовала София Чкония, альтруистка и красавица, которая живет между Парижем и Тбилиси, — позже написала Вика. — Во французской столице у Софии много друзей из модной среды, и всех она старается познакомить с родной страной и ее самобытным стилем".
Мода в Грузии нас интересует давно — благодаря таким фигурам, как сестры-дизайнеры Tata Naka, блогер Нино Элиава и, разумеется, София Чкония. Именно с Софией как с человеком, который успешно продвигает грузинскую моду, мы и решили ее обсудить. В интервью Buro 24/7 София рассказала о том, когда и как началась мода в Грузии и к чему все идет.
Источник://buro247.ru/fashion/expert/vika-gazinskaya-o-konkurse-be-next.html
София, с чего, на ваш взгляд, началась мода в Грузии?
Грузинских женщин всегда отличал безупречный вкус в одежде. И даже в советские годы, когда сложно было пробрести что-нибудь красивое, грузинки умудрялись находить свежие журналы мод, делать по ним копии, и выглядеть модно и актуально. Если журналы достать было невозможно, смотрели западные кинофильмы и пытались копировать икон — Анук Эме, Катрин Денев.
А когда вы начали интересоваться модой?
Меня мода интересовала с детства. А серьезно заниматься ею начала десять лет назад. На сегодняшний день я работаю над тремя проектами — международным конкурсом моды и искусства Be Next, выставкой Art Georgia in Paris, где свои работы представляют дизайнеры, художники, фотографы, и, наконец, документальным проектом Icons and Muses, героями которого становятся легендарные личности ХХ века.
Всю нашу редакцию очень впечатлил рассказ Вики Газинской о конкурсе Be Next. Расскажите, как он появился. Какие задачи вы ставили перед собой?
Конкурс был создан десять лет назад благотворительным фондом, во главе которого стояла моя мама. Пару лет у конкурса была пауза, а потом эстафету переняла я. Конкурс получил статус международного и стал более масштабным. Сегодня он проводится каждый год в начале июня в одном из самых красивых мест Грузии, на черноморском побережье Аджарии. Его цель — помочь молодым дизайнерам занять достойное место в пространстве мировой моды.
George Keburia и Atelier Kikala, осень-зима 2013/14
А кто может участвовать в конкурсе?
Он открыт для всех, к нам приезжают гости и участники со всего мира. В состав жюри входят известные дизайнеры и представители мировых СМИ, таких, как Vogue, Elle, New York Times, Interview. Представители ведущих мировых школ моды и дизайна, которые тоже приезжают на конкурс, предоставляют свои призы победителям.
Это огромное достижение! Хотя нас всегда интересовало, что потом становится с дизайнерами-участниками. Скажите, как работают грузинские дизайнеры? Каких брендов больше — тех, что держатся массовом производстве, или тех, которые индивидуально работают со своими клиентами?
Конечно же, в Грузии больше брендов, рассчитанных на массового потребителя. Как, наверное, и во всем мире. Но при этом у каждого дизайнера свой круг клиентов. Какие они — зависит от вкуса, желаний и возможностей.
Нам представляется, что в Грузии очень много стильных женщин, при этом мы понимаем, что феномен грузинских дизайнеров достаточно новый и большинство женщин одевается у других брендов. Скажите, какой стиль ближе всего грузинкам — французский, американский, скандинавский?
Все, в первую очередь, зависит от возраста. Поколение, рожденное в пятидесятые, — самое стильное. Эти дамы элегантны, следят за собой, стильно и со вкусом одеты. Их гардероб сочетает в себе и французский шарм, и итальянский шик. А молодежь предпочитает все вперемешку — и скандинавские, и американские бренды. Потому какими-то одним стилем охарактеризовать грузинок сложно. Но я считаю, что все очень элегантны и красивы.
А какие западные бренды в Грузии популярны?
К сожалению, Грузия не избалована брендовыми магазинами. Но несмотря на это, женщины разбираются в моде очень хорошо и знают даже такие марки, которые знакомы не всем французам. Кстати, очень популярны в Грузии и марки fast-fashion.
Как, по-вашему, в Грузии правильное соотношение денег и вкуса?
Я всегда считала, что наличие вкуса не зависит от толщины кошелька. Чаще всего те, у кого есть деньги, одеваются довольно безвкусно. А те, у кого их нет, стараются что-то выглядеть безупречно, даже исходя из своих скромных возможностей.
Да, скорее всего, как везде. Мне кажется, что у грузинок всегда был свой стиль — у вас, например, очень красивый национальный костюм.
Да, вы правы, у грузинского костюма богатые традиции. Как и у самой Грузии, о чем знает весь мир. Наши бабушки и прабабушки были знаменитыми красавицами, которые покоряли не только дворцовые залы, но и парижские подиумы. Благодаря этим генам грузинам, возможно, и удается выглядеть стильно.
Соглашусь с вами! Только стиля недостаточно для развития отрасли, необходимо образование. Как в Грузии учат на дизайнеров, закройщиков, стилистов и журналистов?
В Грузии существует Академия художеств, основанная более ста лет назад и известная своими легендарными преподавателями. В советские годы выделяли две Академии, которые отличала свобода мысли и метод преподавания — это рижская и тбилисская. В нашей Академии есть факультет дизайна — возможно, единственное место в мире, где сохранился уникальный способ обучения. Но, увы, образования лишь тбилисской Академии не достаточно, чтобы покорить мир моды. Поэтому совместно с министерством культуры Грузии и Академией мы начинаем большой проект, в котором будут участвовать всемирно известные профессионалы в сфере моды. Авторитетные профессора, журналисты, стилисты, дизайнеры будут приезжать в Тбилиси и проводить семинары и мастер-классы. Хочется верить, что это поможет нашим талантам.
А что вы скажете насчет журналистов? Расскажите, какие глянцевые журналы вы читаете. Какой был первый? Есть ли достойные аутентичные издания на грузинском медийном рынке?
Я читаю все журналы, так как стараюсь быть в курсе событий, происходящих в мире моды. А моим первым журналом был американский Vogue. Я тогда училась в Америке и, помню, купила толстый фолиант, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Мне тогда было 14 лет. С тех пор я собираю журналы, и сегодня моя коллекция насчитывает, наверное, сотню редких номеров, включая первые выпуски моего любимого журнала. В Грузии, увы, пока нет подобного издания.
Вы описали работу, которую проводите совместно с министерством культуры. Я вспомнила о том, как вставала на ноги мода Италии. Это случилось в 1940-е годы благодаря режиму Муссолини, который создал специальную организацию, контролирующую каждую коллекцию каждого портного, каждой мастерской. Возможно ли такое в Грузии?
Мне кажется, политическая жизнь Грузии настолько стремительна, все так быстро меняется, что до моды дело не доходит. Хочется верить, в скором будущем власти обратят внимание на молодые таланты — дизайнеров, художников, которых у нас очень много и которые и есть наша главная ценность.
Вы знаете, это удивительно, как такая маленькая страна, как Грузия сумела заявить о себе и своих талантах. Как думаете, сможет ли Грузия сделать вызов скандинавским странам, которые делают самую прогрессивную моду?
Вы правы, Грузия — маленькая страна. Не секрет, что многие скептически относятся к вероятности того, что она может какое-либо место занять в списке лидеров мировой модной индустрии. Но возьмем Бельгию — тоже довольно небольшую страну, которая сегодня во многом диктует законы моды. И это служит достойным примером того, что возможно все.
В рамках проекта Art Georgia Paris мы показываем миру молодых, талантливых и пока неизвестных миру дизайнеров. Видели бы вы тот интерес, который вызывают работы наших участников у самых влиятельных и известных людей в мире моды. Например, в январе 2013 года на Art Georgia in Paris приходил знаменитый дизайнер Мартин Маржела, который вообще не бывает нигде. В июле нас посетили Эрве Леже и Маниш Арора, бывший главный дизайнер Paco Rabanne. И, кстати, во время июльской выставки работами одного из грузинских дизайнеров заинтересовалась королевская семья Бахрейна.
Как здорово! Мой последний вопрос будет таким: в кого из грузинских дизайнеров Вы больше всего верите и почему?
Все грузинские дизайнеры для меня особенные. Даже свой международный проект в Париже, в котором принимают участие дизайнеры, художники и фотографы из разных стран, я назвала Art Georgia. А вообще, я работаю со многими дизайнерами. Для того, чтобы стать участником моих проектов, критериев всего два — талант и желание работать.
Победители конкурса Be Next: Mariam Gvasalia, Tiko Paksashvili, Tekla Gurgenidze, Galib Gasanov, Aleksandre Akhalkatsishvili