Донателла Версаче:
«Я не работаю с теми, кто влюблен в Versace»
Донателла Версаче:
«Я не работаю с теми, кто влюблен в Versace»
Перед кутюрным показом Versace креативный директор легендарной марки рассказала Мирославе Дума о застенчивости Принса, настойчивости Рикардо Тиши и секрете создания эффективной творческой команды
Сильная женщина — хит сезона. Про женскую силу говорят буквально везде — нет ни одной коллекции, в пресс-релизе которой не упоминались бы независимость и эта самая сила. Но если кто и знает все про сильных женщин, так это Донателла Версаче. Она выросла не просто в традиционной итальянской семье, а в традиционной южноитальянской семье в окружении двух братьев, Джанни и Санто, которые ее всегда опекали. Она пришла в модную индустрию, отправившись вслед за Джанни учиться во Флоренцию. И потом, в процветающей семейной компании, где Джанни взял на себя творческую составляющую, а Санто — финансы, Донателла фактически курировала пиар и рекламу: опекала рекламные съемки, устанавливала отношения со звездами. То есть опять была между двумя братьями, занимавшими ключевые позиции. Но когда в 1997 году случилась трагедия с Джанни, оказалось, что нет никого, кроме младшей сестры Донателлы, кто бы мог сохранить и продолжить его дело. Уже через три месяца после убийства брата она показала свою первую коллекцию для Versace. И продолжает показывать их уже почти 20 лет. По меркам индустрии, где средний срок работы дизайнера с одним брендом примерно три года, Донателла просто настоящий столп современной европейской моды. И в этом качестве является ее достоянием. Но не только в этом. За прошедшие годы такой цельный, узнаваемый и, казалось бы, маловариативный стиль Versace довольно сильно трансформировался, следуя времени. Только мы привыкли к молниям, разрезам, воланам, розовому и желтому, как Донателла прошлой осенью показала камуфляж, униформу и хаки. А этой весной — нечто из мира нимф и дриад. Донателла меняется вместе со временем, и меняется Versace. А особенно остро следует моменту вторая линия Versus, в которой по приглашению креативного директора поработали чуть ли не все главные таланты последнего времени: Кристофер Кейн, Джонатан Андерсон и Энтони Ваккарелло. Никто не удивится, если завтра там окажется, к примеру, Томас Тейт: действительно молодые и действительно талантливые дизайнеры по-настоящему близки Донателле Версаче, она умеет их не просто заметить, но дать им возможность вырасти и сделать следующий шаг. Сегодня Versace по-прежнему независимая компания, не принадлежащая никакому люксовому конгломерату, и в том, что этот статус сохраняется все последние 20 лет, тоже во многом заслуга сильной и свободной женщины Донателлы Версаче.
Мирослава Дума: Во время мужского показа Versace в июне мы услышали несколько неизвестных треков вашего друга Принса, а отголоски его стиля были видны в подиумных образах. Могли бы вы рассказать подробнее о своих отношениях с этим выдающимся музыкантом?
Донателла Версаче: : У Versace всегда были очень близкие отношения с музыкантами: Ленни Кравиц, Элтон Джон, Принс... С Принсем я очень хотела поработать, но он был необычайно застенчивым человеком, с которым не так просто было встретиться. Однажды, это было в 1998 году, он просто позвонил мне, и я позвала его к нам в студию, после этого мы всегда были на связи. Иногда телефон звонил, я поднимала трубку, а там — тишина. Через 10 минут снова звонок, и я слышу его голос: «Это я». А я уже и так знала, что это он, потому что просто чувствовала этого человека. В нашу последнюю встречу в Милане Принс спросил меня: «Как ты собираешься учить молодое поколение правде?» Он был буквально одержим этим вопросом! Хотел найти способ оградить молодежь от ошибок, которые так легко совершить и непросто исправить. Ведь даже высокие технологии, сильно облегчившие нам жизнь, могут так же сильно ее усложнить.
Говоря о друзьях-музыкантах Versace, не могу не вспомнить Леди Гагу, которая недавно посвятила вам песню под названием «Донателла».
Я обожаю ее! Она очень умная женщина.
Для нее и многих других выдающихся женщин вы создали знаковые образы для красных дорожек. Как вы работаете со звездами? Авторитетно рекомендуете, что и как надеть, или всегда готовы выслушать их пожелания и идеи?
Я ставлю во главу угла личность клиента. Например, для Леди Гаги действует принцип «чем больше, тем лучше»: она всегда подчеркивает свою сексуальность и не идет в этом вопросе на компромиссы. У Анджелины Джоли совсем другой посыл: в каждом своем образе она хочет сообщить о том, что ей небезразлично, потому ее наряды более просты и серьезны. Обе они выглядят по-разному, хотя обе носят Versace.
Донателла Версаче: : У Versace всегда были очень близкие отношения с музыкантами: Ленни Кравиц, Элтон Джон, Принс... С Принсем я очень хотела поработать, но он был необычайно застенчивым человеком, с которым не так просто было встретиться. Однажды, это было в 1998 году, он просто позвонил мне, и я позвала его к нам в студию, после этого мы всегда были на связи. Иногда телефон звонил, я поднимала трубку, а там — тишина. Через 10 минут снова звонок, и я слышу его голос: «Это я». А я уже и так знала, что это он, потому что просто чувствовала этого человека. В нашу последнюю встречу в Милане Принс спросил меня: «Как ты собираешься учить молодое поколение правде?» Он был буквально одержим этим вопросом! Хотел найти способ оградить молодежь от ошибок, которые так легко совершить и непросто исправить. Ведь даже высокие технологии, сильно облегчившие нам жизнь, могут так же сильно ее усложнить.
Говоря о друзьях-музыкантах Versace, не могу не вспомнить Леди Гагу, которая недавно посвятила вам песню под названием «Донателла».
Я обожаю ее! Она очень умная женщина.
Для нее и многих других выдающихся женщин вы создали знаковые образы для красных дорожек. Как вы работаете со звездами? Авторитетно рекомендуете, что и как надеть, или всегда готовы выслушать их пожелания и идеи?
Я ставлю во главу угла личность клиента. Например, для Леди Гаги действует принцип «чем больше, тем лучше»: она всегда подчеркивает свою сексуальность и не идет в этом вопросе на компромиссы. У Анджелины Джоли совсем другой посыл: в каждом своем образе она хочет сообщить о том, что ей небезразлично, потому ее наряды более просты и серьезны. Обе они выглядят по-разному, хотя обе носят Versace.
Существует очень четкий портрет женщины Versace — сильная, свободная, сексуальная, где-то даже хищная. Вы думали о том, чтобы в порядке эксперимента поработать с кем-то, чей образ максимально далек от этой хрестоматийной классики? Например, с Тильдой Суинтон...
Вы читаете мои мысли! Тильда… Ее андрогинность, короткая стрижка, обувь на низком ходу вдруг совместить с платьем Versace – это кардинально ее изменит. Но я бы сказала, что уже сегодня Тильду Суинтон можно представить в образе девушки Versace. Мы никогда не стоим на месте. Меняемся, ищем новые образы. Вы видели нашу рекламную кампанию с Карли Клосс? Для нас она также совершенно новый типаж женщины.
Вы руководите брендом уже почти 20 лет, проживая с ним не самые простые времена, когда сама система моды трансформируется до неузнаваемости. Как вы изменили стиль дома за время своего правления?
Мой стиль трансформируется с годами, и сейчас я создаю совсем не такие вещи, какие делала еще 10 лет назад. На данном этапе мне особенно интересно заниматься дневной одеждой, которую можно назвать сексуальной и интеллектуальной одновременно. Мне хочется воодушевлять и поддерживать женщин, ведь когда женщине комфортно в своем образе, ей все по плечу. Стиль — это мощное оружие, которое нужно уметь применять. В вечерних нарядах мы воплощаем мечту о сказке, эту же магию я пытаюсь воссоздать и в повседневной одежде. Я уделяю особое внимание крою, чтобы обеспечить женщине комфорт и уверенность в себе. Ведь наше самоощущение напрямую зависит от того, как мы выглядим.
Вы читаете мои мысли! Тильда… Ее андрогинность, короткая стрижка, обувь на низком ходу вдруг совместить с платьем Versace – это кардинально ее изменит. Но я бы сказала, что уже сегодня Тильду Суинтон можно представить в образе девушки Versace. Мы никогда не стоим на месте. Меняемся, ищем новые образы. Вы видели нашу рекламную кампанию с Карли Клосс? Для нас она также совершенно новый типаж женщины.
Вы руководите брендом уже почти 20 лет, проживая с ним не самые простые времена, когда сама система моды трансформируется до неузнаваемости. Как вы изменили стиль дома за время своего правления?
Мой стиль трансформируется с годами, и сейчас я создаю совсем не такие вещи, какие делала еще 10 лет назад. На данном этапе мне особенно интересно заниматься дневной одеждой, которую можно назвать сексуальной и интеллектуальной одновременно. Мне хочется воодушевлять и поддерживать женщин, ведь когда женщине комфортно в своем образе, ей все по плечу. Стиль — это мощное оружие, которое нужно уметь применять. В вечерних нарядах мы воплощаем мечту о сказке, эту же магию я пытаюсь воссоздать и в повседневной одежде. Я уделяю особое внимание крою, чтобы обеспечить женщине комфорт и уверенность в себе. Ведь наше самоощущение напрямую зависит от того, как мы выглядим.
Работая с такой сильной эстетикой и обширным наследием, которые определяют Versace, как вам удается двигать компанию вперед, сохраняя ее ДНК?
Versace никогда не была просто компанией. Под этим брендом создается все то, что входит в понятие «стиль жизни»: от посуды и предметов интерьера до целых объектов недвижимости. Я стараюсь сохранить составляющие, которые вложил в марку Джанни: наш знаменитый логотип в виде головы Медузы горгоны, барочную роскошь, смелость и провокативность, присущие дому. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что многих ошибок можно было избежать, если бы я больше доверяла себе, а не слушала советов со стороны. Я очень трепетно отношусь к наследию Джанни, но в то же время понимаю, что сегодня другие времена и нужно им соответствовать. Когда Джанни умер, в мире не было даже интернета, который изменил все, в том числе и саму моду.
Сегодня Versace — один из немногих брендов, сохраняющих независимость. Насколько я знаю, 20% акций дома торгуются на бирже: люди готовы и хотят вкладывать в него.
Но мы не кладем эти деньги в карманы. Мы инвестируем, инвестируем и инвестируем в развитие.
Можно ли все еще называть Versace семейной компанией?
Уже нет. Сегодня ею управляет независимый совет директоров, а все решения принимаются путем прямого голосования.
Вам так удобнее работать?
Да. Это бизнес, и независимые люди могут легко сказать вам, в чем вы правы, а в чем нет. С ними можно обсуждать любые вопросы и быть уверенной, что они выскажут свое честное мнение. К тому же каждый привносит свои идеи, ставит перед компанией новые задачи и отвечает за их исполнение. Люди в совете директоров далеки от моды: они являются экспертами в разных других областях.
Versace никогда не была просто компанией. Под этим брендом создается все то, что входит в понятие «стиль жизни»: от посуды и предметов интерьера до целых объектов недвижимости. Я стараюсь сохранить составляющие, которые вложил в марку Джанни: наш знаменитый логотип в виде головы Медузы горгоны, барочную роскошь, смелость и провокативность, присущие дому. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что многих ошибок можно было избежать, если бы я больше доверяла себе, а не слушала советов со стороны. Я очень трепетно отношусь к наследию Джанни, но в то же время понимаю, что сегодня другие времена и нужно им соответствовать. Когда Джанни умер, в мире не было даже интернета, который изменил все, в том числе и саму моду.
Сегодня Versace — один из немногих брендов, сохраняющих независимость. Насколько я знаю, 20% акций дома торгуются на бирже: люди готовы и хотят вкладывать в него.
Но мы не кладем эти деньги в карманы. Мы инвестируем, инвестируем и инвестируем в развитие.
Можно ли все еще называть Versace семейной компанией?
Уже нет. Сегодня ею управляет независимый совет директоров, а все решения принимаются путем прямого голосования.
Вам так удобнее работать?
Да. Это бизнес, и независимые люди могут легко сказать вам, в чем вы правы, а в чем нет. С ними можно обсуждать любые вопросы и быть уверенной, что они выскажут свое честное мнение. К тому же каждый привносит свои идеи, ставит перед компанией новые задачи и отвечает за их исполнение. Люди в совете директоров далеки от моды: они являются экспертами в разных других областях.
Мир моды сегодня движется на предельной скорости. Одежда стала новым фастфудом: социологи подсчитали, что в год люди покупают до 8 миллиардов единиц. Один только дом Versace выпускает более 10 коллекций в год.
Согласна, это очень много. Мы всерьез думаем о том, чтобы делать меньше. Сейчас вещей такое огромное количество и они так часто сменяют друг друга в магазинах, что сами себе создают конкуренцию. К тому же в наше время слишком многие возомнили себя дизайнерами, а нужно вернуться к истинной моде и брендам, чья философия зиждется на этой культуре. Необязательно заполнять свои магазины до отказа, а потом выпускать дополнительные коллекции, чтобы разбавить их ассортимент. Достаточно 10 хороших вещей, потом еще 10 или даже 6, чтобы обновить коллекцию, — и все! Появилось много небольших брендов, которые так и работают. Но уследить за всеми невозможно: их действительно много.
И технологии, которые, казалось бы, должны нам помогать, порою делают задачу невыполнимой.
Они задают определенный темп, и с ним не так просто справляться. Сегодня клиенты хотят все быстро: увидел, понравилось, купил. Если это возможно с нашей второй линией Versus, то с первой куда труднее, но люди этого не понимают и требуют. Раньше между коллекциями у нас было около полугода. Теперь, чтобы не отставать от современного темпоритма, на подготовку новой коллекции у нас максимум два месяца. Мне кажется, модный календарь безнадежно устарел, как и система моды в целом. Возможно, нам всем, кто работает в этой индустрии, нужно организовать что-то вроде круглого стола, чтобы обсудить принципиальные моменты модного порядка.
Мне кажется, люди, работающие в сфере моды, готовы к конструктивному диалогу для поиска решения общих проблем, несмотря на то, что являются соперниками. Но никто пока не решался зайти так далеко, как зашли вы, став лицом рекламной кампании конкурирующего бренда. Как креативному директору Givenchy Рикардо Тиши удалось вас уговорить?
Он как-то позвонил и сказал буквально следующее: «Я боюсь тебя спрашивать, потому что ты скорее всего откажешься, но не хочешь ли ты стать лицом моей новой кампании?» Я ответила да, и он совершенно искренне этому удивился! Работать с Рикардо было сплошным удовольствием: нам было очень весело вместе! Чтобы поменять современную модную индустрию, мы, дизайнеры, должны уметь говорить друг с другом. Когда речь идет об общих проблемах, не должно быть места зависти и конкуренции.
Согласна, это очень много. Мы всерьез думаем о том, чтобы делать меньше. Сейчас вещей такое огромное количество и они так часто сменяют друг друга в магазинах, что сами себе создают конкуренцию. К тому же в наше время слишком многие возомнили себя дизайнерами, а нужно вернуться к истинной моде и брендам, чья философия зиждется на этой культуре. Необязательно заполнять свои магазины до отказа, а потом выпускать дополнительные коллекции, чтобы разбавить их ассортимент. Достаточно 10 хороших вещей, потом еще 10 или даже 6, чтобы обновить коллекцию, — и все! Появилось много небольших брендов, которые так и работают. Но уследить за всеми невозможно: их действительно много.
И технологии, которые, казалось бы, должны нам помогать, порою делают задачу невыполнимой.
Они задают определенный темп, и с ним не так просто справляться. Сегодня клиенты хотят все быстро: увидел, понравилось, купил. Если это возможно с нашей второй линией Versus, то с первой куда труднее, но люди этого не понимают и требуют. Раньше между коллекциями у нас было около полугода. Теперь, чтобы не отставать от современного темпоритма, на подготовку новой коллекции у нас максимум два месяца. Мне кажется, модный календарь безнадежно устарел, как и система моды в целом. Возможно, нам всем, кто работает в этой индустрии, нужно организовать что-то вроде круглого стола, чтобы обсудить принципиальные моменты модного порядка.
Мне кажется, люди, работающие в сфере моды, готовы к конструктивному диалогу для поиска решения общих проблем, несмотря на то, что являются соперниками. Но никто пока не решался зайти так далеко, как зашли вы, став лицом рекламной кампании конкурирующего бренда. Как креативному директору Givenchy Рикардо Тиши удалось вас уговорить?
Он как-то позвонил и сказал буквально следующее: «Я боюсь тебя спрашивать, потому что ты скорее всего откажешься, но не хочешь ли ты стать лицом моей новой кампании?» Я ответила да, и он совершенно искренне этому удивился! Работать с Рикардо было сплошным удовольствием: нам было очень весело вместе! Чтобы поменять современную модную индустрию, мы, дизайнеры, должны уметь говорить друг с другом. Когда речь идет об общих проблемах, не должно быть места зависти и конкуренции.
В Instagram и других социальных сетях вы всегда уделяете особое внимание тем, кто работает с вами рядом. Насколько важно для вас ощущать поддержку других? Можете поделиться секретами работы с командой?
Никто не может добиться успеха в одиночку. Я не сама тут горы сворачиваю и горжусь тем, что рядом со мной каждый день работают потрясающие люди. Думаю, секрет в том, чтобы в команде были люди с разными вкусами. Например, в одной из моих дизайн-студий (у меня их несколько) работает девушка, которая всегда носит черную одежду, обувь на плоской подошве и совсем не пользуется косметикой. Она аскет во всем, и общение с ней — это творческий вызов для меня. Я не работаю с теми, кто влюблен в Versace! Наоборот, стараюсь найти тех, кто ставит все, что я делаю, под вопрос, и это помогает.
У вас определенно есть дар открывать таланты. Кристофер Кейн, Джонатан Андерсон, Энтони Ваккарелло — вы обратили на них внимание модного мира, пригласив к сотрудничеству, и для каждого из них работа с домом Versace стала важным шагом в карьере. После нескольких коллекций для Versus Кристофер Кейн получил предложение от Kering о покупке доли в его именном бренде, Джонатан Андерсон стал креативным директором Loewe и заполучил LVMH в акционеры своей собственной компании, а Энтони Ваккарелло сменил Эди Слимана на посту креативного директора Saint Laurent. Что вам помогает распознавать талант? Интуиция?
Думаю, да, это интуиция. Я не могу позволить себе повторяться, поэтому постоянно в поиске нового. Мне очень нравится общаться с молодыми талантливыми людьми: они вдохновляют. Я никогда не завидую тому, что кто-то более одарен, чем я, или быстрее генерирует идеи. Я нахожусь в творческом диалоге с каждым, кто мне интересен. Все эти ребята очень мне дороги. Это новое поколение, которое говорит на новом модном языке. В этом бизнесе нужно всегда продолжать исследовать, постоянно искать что-то новое и свежее. Нельзя застревать в каком-то моменте, даже если это момент твоего успеха. Нужно подпитывать креативность, постоянно ставя перед собой сложные задачи.
В этом заключается секрет вашего успеха?
Он в том, что я ни на минуту не прекращаю работать. Постоянно что-то придумываю. Это давно вошло в привычку. Если вы остановились хотя бы на 5 минут или у вас вдруг на два дня «завис» интернет, вы рискуете упустить огромные возможности. Сегодня информация — ключевое понятие в любой сфере жизни, включая моду. Нам нужно понимать, чего хотят современные женщины, хотя их желания всегда крутятся вокруг стремления к безопасности и независимости, а также ощущения собственной силы. С мужчинами все просто: у них есть права, которые никто не отнимает. А вот женская сила — это совсем другая история.
Никто не может добиться успеха в одиночку. Я не сама тут горы сворачиваю и горжусь тем, что рядом со мной каждый день работают потрясающие люди. Думаю, секрет в том, чтобы в команде были люди с разными вкусами. Например, в одной из моих дизайн-студий (у меня их несколько) работает девушка, которая всегда носит черную одежду, обувь на плоской подошве и совсем не пользуется косметикой. Она аскет во всем, и общение с ней — это творческий вызов для меня. Я не работаю с теми, кто влюблен в Versace! Наоборот, стараюсь найти тех, кто ставит все, что я делаю, под вопрос, и это помогает.
У вас определенно есть дар открывать таланты. Кристофер Кейн, Джонатан Андерсон, Энтони Ваккарелло — вы обратили на них внимание модного мира, пригласив к сотрудничеству, и для каждого из них работа с домом Versace стала важным шагом в карьере. После нескольких коллекций для Versus Кристофер Кейн получил предложение от Kering о покупке доли в его именном бренде, Джонатан Андерсон стал креативным директором Loewe и заполучил LVMH в акционеры своей собственной компании, а Энтони Ваккарелло сменил Эди Слимана на посту креативного директора Saint Laurent. Что вам помогает распознавать талант? Интуиция?
Думаю, да, это интуиция. Я не могу позволить себе повторяться, поэтому постоянно в поиске нового. Мне очень нравится общаться с молодыми талантливыми людьми: они вдохновляют. Я никогда не завидую тому, что кто-то более одарен, чем я, или быстрее генерирует идеи. Я нахожусь в творческом диалоге с каждым, кто мне интересен. Все эти ребята очень мне дороги. Это новое поколение, которое говорит на новом модном языке. В этом бизнесе нужно всегда продолжать исследовать, постоянно искать что-то новое и свежее. Нельзя застревать в каком-то моменте, даже если это момент твоего успеха. Нужно подпитывать креативность, постоянно ставя перед собой сложные задачи.
В этом заключается секрет вашего успеха?
Он в том, что я ни на минуту не прекращаю работать. Постоянно что-то придумываю. Это давно вошло в привычку. Если вы остановились хотя бы на 5 минут или у вас вдруг на два дня «завис» интернет, вы рискуете упустить огромные возможности. Сегодня информация — ключевое понятие в любой сфере жизни, включая моду. Нам нужно понимать, чего хотят современные женщины, хотя их желания всегда крутятся вокруг стремления к безопасности и независимости, а также ощущения собственной силы. С мужчинами все просто: у них есть права, которые никто не отнимает. А вот женская сила — это совсем другая история.
Фотограф - Rahi Rezvani