Как сапоги-гамаши Balenciaga оказались главным модным высказыванием года
Мода бессильна перед необходимостью нарядиться на ковровую дорожку?
В Лондоне вручили The Fashion Awards, которая прежде называлась British Fashion Awards, но теперь британцы, очевидно, намекая на всемирное значение своей моды, решительно отбросили региональное определение. Там были призы — пара главных, предсказуемо, у братьев Гвасалия, еще один у Алессандро Микеле, тоже прогнозируемо. Но там был и большой выход — то есть та самая дорожка — и она, конечно, в глазах публики затмила, кто там и что получил.
Дорожка эта была нормальная, как и бывает на всяких гала — много знаменитостей в пышных нарядах. Вернее, так: дорожка была как обычно — и это очень печально. Это все-таки не «Оскар», а фэшн-премия, и очень хотелось бы увидеть не просто актрис в вечерних платьях, а действительно модно и даже супермодно одетых людей. Потому что где бы им еще быть, если не на премии The Fashion Awards. Но именно с этим обнаружились самые большие проблемы.
Мы уже писали о кризисе нарядности в связи с голливудскими церемониями. Здесь же хочется поговорить про кризис фэшн-нарядности — потому что этот вечер довольно точно показал то, насколько современная мода бессильна перед вызовом красной дорожки и необходимостью нарядиться.
Кто пришел в Альберт-холл? В основном, модели и дизайнеры, некоторое количество светских девушек, не являющихся ни тем, ни другим, и просто людей из индустрии. Дизайнеры, очевидно, поработали над нарядами и моделей, и светских девушек, представлявших их моду, а значит, вполне можно было ожидать чего-то, отходящего от золотого стандарта «разрядились в пух и прах». То есть чего-то изобретательного, неординарного, запоминающегося — чего-то вне клише и действительно модного.
Что мы там в итоге увидели? Джиджи Хадид в асимметричном хитроумном наряде Atelier Versace, совмещающем комбинезон, декольте и шлейф. Джордан Данн в широких белых штанах и микротопе (кроп-топом его назвать сложно) Brandon Maxwell, из которого ее грудь постоянно норовила выскользнуть, так что язвительная Daily Mail сделала целый мини-репортаж, как она постоянно этот топ подтягивает, придерживает и даже Леди Гага ей в этом помогает. Джиджи и Джордан две действительно популярные модели — и два самых запомнившихся образа. По крайней мере, своей нелепостью.
Джиджи Хадид, Леди Гага и Джордан Данн
Алекса Чанг
А основная масса — это нескончаемые черные кружева, многослойный шифон, рюши и даже русалочьи хвосты, которые, казалось, уже давно сгинули. И, конечно, наш любимый жанр — трусы, просвечивающиеся сквозь прозрачную юбку. Иногда все встречалось в одном — скучном — образе, как, например, в платье Alexander McQueen Наоми Кэмпбелл. Иногда то, что должно было быть ужасно, — например, наряд Prada Алексы Чанг в стиле «гонконгский бордель» с перьями — так не выглядело. Ну просто потому, что Чанг уже почти британская институция в качестве модной девушки и способна сохранять этот статус почти в чем угодно. Но в этот раз точно не благодаря костюму Prada.
Нет, тут были действительно красивые выходы. Например, Эрин О’Коннор в кутюрном бледно-золотом платье Giles Deacon с черными полосами, имитирующими порезы, как на холстах Лучо Фонтаны. Как и Лора Бейли в его же красно-фиолетовом платье-облаке, чей принт напоминал картину Джексона Поллока. Обычно любые аллюзии на искусство в нарядах выглядят совершенно плоско и банально, но тут получилось действительно остроумно и красиво. И вообще Джайлз Дикон, которого работа в Ungaro практически похоронила как дизайнера, вдруг оказался настоящим открытием со своей свежей кутюрной линией, а его платья — чуть ли не самыми удачными в этот вечер. Перед «Золотым глобусом» и «Оскаром» у его дверей должна выстроиться настоящая очередь — он отлично работает в жанре «классическое вечернее платье»: не скучно, но и без лишней эксцентрики. И это по-настоящему красиво. Но, конечно, это не fashion statement.
Эрин О'Коннор и Лора Бейли
Адвоа Абоа
И даже неоновая сетка, из которой Молли Годдар (получившая приз как лучший молодой дизайнер) сделала веселое и вполне современное платье Адвоа Абоа, не помогла этому наряду стать fashion statement. Как не могли им стать два удачных варианта почти уже невозможного «маленького черного платья»: расшитый Saint Laurent на Эмбер Валлетте и мини-бюстье на Ларе Стоун. Просто потому, что на фоне «комбинезон-декольте-шлейф» скромное черное мини смотрится почти что заявлением (тем более они обе, особенно Лара, выглядели очень натурально, с линиями морщин и темными кругами под глазами, что добавляло им модности). Но это тот случай, когда ума и вкуса хватает, чтобы не быть разряженной, но не хватает, чтобы быть действительно модной.
Лара Стоун и Эмбер Валлетта
Мэй Маск
Еще ближе к этому статусу — fashion statement — оказалась Мэй Маск, которая выглядела очень современно в прямом черном платье, черных казаках и серебряной спортивного вида куртке Zaid Affas. Ее наряд — блестящее доказательство того, что в возрасте Хелен Миррен вовсе не обязательно одеваться так, как Хелен Миррен, можно носить «молодежное» и не выглядеть нелепо, а, напротив, выглядеть модно.
Но несомненный fashion statement случился на этой церемонии один-единственный раз — когда появилась Стелла Теннант. На которой не просто не было платья — на ней не было даже штанов. А вместо них — черные сапоги-гамаши (или сапоги-колготки, кому как больше нравится) из спандекса и плиссированная полузаправленная в них блузка цвета электрик. Все — Balenciaga SS 2017. Стелла выглядела круто — и, бесспорно, это был самый запоминающийся выход вечера.
Стелла Теннант
Balenciaga, весна-лето 2017
Проще всего сказать — ну конечно, это же Стелла, одна из самых модных британских девушек и самых классных моделей ever, на ней все будет выглядеть круто. Или сказать — ну конечно, это же любимый прием братьев Гвасалия, пощечина общественному вкусу. Если вместо шифона, босоножек на шпильках и клатча — спандекс и сапоги-гамаши, как тут не выделиться и не стать самой запоминающейся. Но это только часть правды.
Не менее значимо то, что Стелла в этом наряде попала в важный тренд — общую усталость от вычурности, причем как модной (которую отлично представила группа Gucci в парче и жаккарде — Алессандро Микеле, Сальма Хайек и Джаред Лето), так и немодной (ну, например, Натали Массене в Ralph & Russo, похожем на костюм снежинки). Хочется свежести, значит, чтоб было просто, легко, но не скучно. Не то чтобы Balenciaga был воплощением всех этих качеств, но вот этот конкретный выход попал в точку — это было никак не скучно, не перегружено стайлинговыми наворотами (что у Гвасалии бывает часто) и модно. Даже остромодно. Использовать вместо вечернего платья из шифона и кружева гротескного вида гибрид из главного материала спортивной одежды 80-х — это вполне четкая формулировка вполне ясной идеи. Пышность, тяжелая буржуазность, «женственность и сексуальность» и даже просвечивающиеся под нарядом трусы — это больше не модно.
Алессандро Микеле, Сальма Хайек и Джаред Лето
То, что самым модным высказыванием в 2016 году оказались сапоги-гамаши из спандекса, конечно, многое говорит о нашем фэшн-настоящем. И даже не хочется вновь повторять, что именно: кризис идей, nofashion, стайлинг вместо дизайна и прочие уже не раз сказанные слова. Вместо этого признаем, что Демна и Гурам Гвасалия получили два своих приза — за Vetements и за Balenciaga — честно и заслуженно. По крайней мере, в тот вечер.