Поиск

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х?

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х?

Самое феноменальное десятилетие в моде XX века

Текст: Елена Стафьева

За нынешний год 90-е стремительно превратились в важнейшую fashion-декаду XX века

Началось это, конечно, не вчера, но именно в этом году популярность 90-х взлетела свечой и захватила всех, от дизайнеров главных модных домов до стритфэшн брендов и стритстайл блогов. Причем влияние 90-х столь велико, что даже в России, где, по понятным причинам, отношение к ним очень специфическое, все уже наконец-то прониклись, и даже само это выражение — "как в 90-е" — перестало быть очевидно негативным.

Так что же произошло, и почему все вдруг увидели, что 90-е — это круто? Конечно, сыграл роль закон времени — как секонд-хенду, чтобы превратится в винтаж, нужно хотя бы 20 лет, так и 90-е, будучи отодвинутыми от нас на эти самые 20 лет, приобрели эффект отстранения, достаточный даже для тех, кто хорошо помнит слово "свингер" и сериал "Элен и ребята". Но дело не только в этом — тут сработал и основной принцип функционирования современной моды. Сегодня уже совершенно ясно, что 90-е были ее последним оригинальным десятилетием — с тех пор мода занимается исключительно перебиранием разных декад XX века: 50-е, еще один сезон 50-е, потом 70-е, потом 40-е, за ними 60-е и даже самое начало прошлого века, как в зимней коллекции Miu Miu, а потом опять по кругу.

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 1)

Было понятно, что рано или поздно она упрется в 90-е, потому что дальше идти просто некуда. И вот сначала появились объемные мужские свитеры и пиджаки, вещи в стиле гранжа, потом вернулся минимализм, а потом, как реакция на него, вернулся весь трэш и угар времени ранних Гальяно и Маккуина. В конце концов, минувшей осенью нас просто накрыло лавиной: нью-йоркские, лондонские и особенно парижские показы буквально проходили под лозунгом "Назад в 90-е".

Именно эта последовательная смена разных стилей, так или иначе связанных с тем временем, указывает на главную причину того, почему 90-е стали cool & hot, — это было самое яркое, самое многогранное, самое безумное десятилетие в современной моде. Рухнули все плотины, открылись все шлюзы, были сняты все запреты, нарушены все правила, и высвободилось такое количество творческой энергии, что хватило бы на целую дюжину декад. 

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 2) 

Весь авангард 50-х, революции 60-х, андеграунд 70-х и контркультура 80-х — все аккумулировалось и дало мощный выброс именно в 90-е, когда мир окончательно изменился, и были перевернуты все представления традиционной культуры, в том числе и в моде. Собственно, именно тогда уличная культура окончательно стала не просто частью дизайнерской и даже высокой моды (это произошло еще у Ива Сен-Лорана), но важнейшей ее частью. Гранж стал стилем звезд, а панк превратился в кутюр. Интервенция спортивной одежды в повседневный гардероб, начавшаяся еще в 80-е, завершилась полной победой, и с тех пор уже невозможно представить современный мир без Nike.

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 3)

Окончательно оформился основной принцип моды эпохи постмодернизма — жонглировать готовыми стилями, создавать контрасты и работать с контрапунктами, сочетать несочетаемое, смешивать все со всем: носить кроссовки с костюмом, "мартенсы" с нежными викторианскими платьями, а кеды с пачками. Были нарушены все формальные правила — рукава, воротники, застежки стали произвольно перемещаться бог знает куда, смешались изнанка и лицо, исподнее стало нарядным, рабочее — повседневным, повседневное — вечерним, а праздничное — повседневным.

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 4)

Только представьте себе, что в это сумасшедшее время одновременно существовал бельгийский деконструктивизм Антверпенской шестерки и Мартина Маржелы, и даже Рафа Симонса, японский интеллектуализм Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото, суровый германский минимализм Жиль Зандер и Хельмута Ланга. Тогдашняя мода напоминала Ноев ковчег, где мирно соседствовали эстетский футуризм Тьерри Мюглера и Клода Монтаны с пафосной буржуазностью Джанфранко Ферре, порно-шик Тома Форда с феминистским винтажем Миуччи Прады, а бордельно-будуарный гламур Жана-Поля Готье никак не мешал простодушной жизнерадостности Кензо Такады.

В бонтонный мир парижского кутюра пришли британские рассерженные молодые люди —Джон Гальяно и Александр Маккуин, а в богемную парижскую моду — самоуверенные британские девушки Стелла Маккартини и Фиби Файло, а в Balenciaga — Николя Гескьер. Многие из вышеперечисленных начинали в 80-е и даже 70-е, но выстрелили именно в 90-е. И только Карл Лагерфельд оставался вечным и неизменным — и, что самое удивительное, остается таким до сих пор.

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 5)

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 6)

Это был эстетический взрыв чрезвычайной силы, который сегодня просто невозможно представить. Но даже простое перечисление имен создает головокружительный эффект. Это невозможное разнообразие, внутри которого были совершенно противоположные и даже взаимоисключающие вещи, было чрезвычайно цельным, не распадающимся на бессвязные фрагменты. Поэтому мода 90-х до сих пор воспринималась очень монолитно — а вот сейчас этот клубок стал распутываться, и оказалась, что там полно всего. Мы вынимаем одно течение тогдашней моды за другим, и бог знает, насколько нам еще хватит этого волшебного наследства. Но, судя по тому, как цепко ухватился современный фэшн-мир за 90е, как одна за другой проходят выставки, посвященные панку, гранжу, Antwerp Six, Аззедину Аллайе, Жану-Полю Готье и Джанфранко Ферре, 90-е пока нас не покинут и останутся питательной средой для современной моды.

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 7)

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 8)

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 9)

Почему всех нас накрыло лавиной 90-х? (фото 10)