Взгляд изнутри: кутюрные мастерские Lesage, Lemarie и Goossens
Старинные секреты мастерства
Праздные разговоры о том, что Париж уже не тот, ведутся последние лет сто, но это ничуть не мешает существованию вековых домов мод и артизанальных ателье, чьим стараниям мы обязаны сохранением искусства haute couture. Озабоченный исчезновением великих традиций модный Дом Chanel в конце 1990-х занялся сохранением старинных мастерских и очень в этом деле преуспел. Buro 24/7 Украина рассказывает о трех из них: Lesage, Lemarie и Goossens.
Сегодня ателье Chanel, на которых во многом держится современный кутюр, объединены в компанию Paraffection Group и работают на самые разные марки. В прошлом году из османовских особняков в центральных районах Парижа мастера кутюрных дел переселились в Пантен — пригород на северо-востоке Парижа. Как и все парижские пригороды, населен он в основном эмигрантами, и до того, как сюда перебрались люксовые мануфактуры (помимо Chanel свои производства здесь есть у Hermès и Gucci), ничем особенным не выделялся. Сейчас, впрочем, тоже не выделяется, хотя перспективы имеет самые радужные: несколько лет назад Hermès представил план по реконструкции квартала города возле канала и созданию здесь "центра ремесел".
Самое, пожалуй, известное из местных ателье — Lesage, мастерская вышивки с большой буквы "В", чья история началась с покупки семейством Лесаж ателье Michonet, созданного в 1858 году и работавшего над заказами Чарльза Фредерика Ворта и Мадлен Вионне. Во второй половине прошлого века продолжатель семейных традиций, легендарный Франсуа Лесаж значительно расширил список модных домов и сиятельных клиентов, а в 2002-м продал свою компанию Chanel, и до прошлого года 45 местных вышивальщиц трудились в историческом здании на rue de la Grange Batelière, где теперь расположена школа вышивки Lesage. Каждая мастерица работает в двух-трех универсальных техниках (вышивает иголкой и крючком) и имеет к тому же какую-нибудь специализацию (например, работает со стеклярусом, золотой нитью, пайетками или объемным декором). Технология сегодня ничем не отличается от той, что была в ходу сто лет назад: узор прорабатывается на кальке и переносится на ткань, после чего приступают к вышивке, при необходимости передавая пяльцы из рук в руки (над сложным декором работают по несколько мастериц).
Помимо рабочих студий, в Lesage имеется архив — комната, заполненная ящичками с табличками вроде "Dior 1947-57", где хранятся образцы всех вышивок, созданных когда-либо лесажевскими "маленькими ручками", — около 60 тысяч узоров. Есть, конечно, и склад с материалами: здесь хранят более 60 тонн бисера, стекляруса, пайеток, бусин и прочего добра еще с начала прошлого века — добро рассредоточено по нескольким комнатам, чтобы не перегружать перекрытия здания.
Проблем с хранением многотонного сырья нет в соседнем ателье Lemarie, которое занимается изготовлением искусственных цветов и plumassie — декором из перьев. Эта мастерская была основана в 1880-м, а в 1996-м перешла к Chanel, и к этому моменту она уже была единственной в свое роде. В Пантен Lemarie переехала с rue du Faubourg-Saint-Denis, перевезя с собой сотни коробок с вековыми запасами перьев: некоторые виды птиц, чье оперение здесь хранится, успели исчезнуть или попасть в Красную книгу в раздел вымирающих. Сегодня перья везут в основном из ЮАР, а на месте уже их красят, завивают, подрезают и пришивают. Заказы для "перьевщиков" поступают от самых разных брендов: на минувшей Неделе высокой моды сложно было не заметить результаты их трудов в коллекции Valentino, а в декабре — в коллекции Métiers d'Art "Париж-Даллас".
Продолжение читайте на сайте Buro24/7 Украина