Поиск

Легенда дизайна Алексей Бродович

Легенда дизайна Алексей Бродович

Жизнь корифея мирового дизайна

25 октября в ЦСК "Гараж" открывается выставка работ легендарного арт-директора американского Harper's Bazaar Алексея Бродовича.

Алексей Бродович — корифей мирового дизайна. В качестве арт-директора он 30 лет делал Harper’s Bazaar, перекраивая ножницами чужие фотографии и ограничивая бег чужих строчек полями и картинками. Усилиями Бродовича модный журнал превращался в журнал о стиле жизни, а его фотографы становились звездами. Знаменитое дягилевское: Ettonez moi! ("Удиви меня!") зазвучало в его устах по-английски: Astonish me!

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 1)

1939

Бродович родился в России в 1898 году в семье известного врача. Родители надеялись, что он поступит в Академию художеств в Петербурге, но судьба распорядилась иначе: один из самых знаменитых дизайнеров ХХ века так и не получил высшего образования. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он убежал на фронт, но был немедленно возвращен домой и, вопреки его желанию, отправлен в военное училище. Закончив его, Бродович поступил на службу в кавалерию, а в 1920 году вместе с семьей эмигрировал во Францию.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 2)

Зарабатывая на жизнь в Париже, Алексей красил театральные декорации. Благодаря этой работе он познакомился с художественной элитой французской столицы — Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном. Именно тогда за кулисами молодой человек сделал свою первую серию "Русских балетов", которые теперь считаются классикой абстрактной фотографии. Занимался он и разработкой рисунков для тканей. Когда его контракт с Дягилевым закончился, он продал эти эскизы разным учреждениям, в том числе домам моды Поля Пуаре и Эльзы Скьяпарелли.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 3)

В 1924 году Бродович неожиданно выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала Le Bal Banal, объявленного в пользу таких же, как он, бедных художников. Его работа была выбрана организаторами из множества других, обойдя и постер Пабло Пикассо. С этого момента началась карьера Бродовича-графика. Он делал рекламу для магазинов Le Printemps, Bon Marche, Martini, а в 1928 году работал художественным директором универмага Aux Trois Quartiers.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 4)

Этот опыт весьма пригодился при разработке облика журнала Harper’s Bazaar, куда Бродович был приглашен в 1934 году. К тому времени он с семьей уже четыре года жил в Америке, преподавая рекламное дело в школе индустриального искусства при музее в Филадельфии.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 5)

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 6)

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 7)

Бродович создал первую профессиональную американскую школу дизайна. В программе были заявлены такие революционно новые дисциплины, как макетирование, журнальное оформление, репортаж, упаковка, арт-директорство, но главной целью обучения Бродович считал формирование особого типа дизайнерского мышления. Через его школу (в дальнейшем он организовал целую сеть дизайнерских лабораторий Design Laboratories) прошли почти все крупнейшие американские фотографы и дизайнеры: Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Хиро, Марвин Израэль, Бен Дэвидсон и многие другие. Самых талантливых Бродович нанимал к себе на службу, и их работы становились основой его дальнейших открытий.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 8)

Придя в 1934 году работать в Harper’s Bazaar, первым делом он уволил старейшего иллюстратора Эрте — стиль ар-нуво совершенно его не устраивал. Для будущих свершений Бродович пригласил любимых еще с парижских времен графика Кассандра и фотографа Ман Рэя. Больше того, в сугубо женском журнале он начал публиковать работы Сальвадора Дали, Жоана Миро, Жана Кокто.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 9)

1936

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 10)

Бродович обожал фотографию. Его рабочий день начинался с отбора фотографий, которые ассистенты затем распечатывали в огромных количествах и самых разных форматах. То, как Бродович обращался с фотографиями, некоторые называли варварством. Он обрезал изображения, если ему казалось, что так они будут эффектнее выглядеть на странице; он мог переворачивать их слева направо, класть по диагонали или накладывать одно на другое.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 11)

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 12)

1938

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 13)

Richard Avedon 1946

Во время войны он предложил журналу более лаконичное оформление — с огромными белыми полями, чуть отстраненное, как тогда говорили, potential. Оригинальное расположение текстовых блоков стало визитной карточкой Алексея Бродовича.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 14)

1955

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 15)

1956

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 16)

Помимо успешной работы в Harper’s Bazaar Бродович занимался своим собственным проектом — журналом Portfolio, посвященным графическому дизайну и всему, что с ним связано. И хотя свет увидели только три его выпуска, они оказали большое влияние на журнальных дизайнеров того времени и по сей день считаются шедеврами графического дизайна.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 17)

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 18)

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 19)

В 1958 году Бродович ушел из Harper’s Bazaar. Однако работа всегда была для него смыслом жизни, поэтому, оставив журнал, он впал в глубочайшую депрессию, начал пить, а затем попал в психиатрическую лечебницу. Бродович так и не смог вернуться к любимой работе. В 1966 году он вернулся во Францию, где и умер в 1971 году.

Легенда дизайна Алексей Бродович (фото 20)

Текст: Фатима Шакманова