Тайная комната Lanvin: куда приходит за вдохновением Альбер Эльбаз
Кабинет Жанны Ланвен
На улице Фобур Сент-Оноре в Париже, прямо напротив бутика Hermès уже 125 лет работает флагманский магазин Lanvin. Он находится в здании, все этажи которого были выкуплены брендом еще в начале XX века. А сбоку, со стороны узенькой Буасси д'Англа есть еще один вход с неприметными стеклянными дверями. Постороннему туда не попасть, а ведь именно там и находится самое интересное. На последнем этаже дома №16 жила и работала сама Жанна Ланвен. Ее кабинет сохранили в первозданном виде, и формально он стал комнатой-музеем, на деле же туда могли входить только сотрудники. Но в честь такого большого юбилея руководство Lanvin решило сделать исключение. На пару дней офис Жанны открыли для представителей избранной прессы, и Buro 24/7 посчастливилось увидеть сердце дома своими глазами.
Весь кабинет — это небольшая комната около 20 квадратных метров, больше похожая на библиотеку, чем на творческую мастерскую: повсюду книги, два письменных стола... За моду здесь, на первый взгляд, отвечает только манекен с вечерним платьем и огромное зеркало на полукруглых рельсах. Но если присмотреться, становится понятно, что на этих 20 метрах разворачивается история одного из старейших модных домов Франции.
Жанна начала с маленького магазина шляп здесь же, на Буасси д'Англа. Он был действительно маленький, а Жанна — очень молода. Она хотела заработать денег для себя и своей большой семьи, для своих братьев и сестер. Соответственно, начинала Жанна как модистка. Она сделала несколько жакетов для Софи Маргарит, своей обожаемой дочери, и эти вещицы имели оглушительный успех. Когда клиентки приходили в магазин за шляпками, они видели Маргарит и говорили: "О, какой милый наряд! Моей дочке нужен такой же!"
В 1918-м Ланвен стала выпускать полноценную линию детской одежды. А в 1919-м, через год, она открывает магазин женской одежды, потому что взрослые дамы хотели одеваться в те же вещи, что и их дочери. Наряды Lanvin были очаровательными, и их было легко носить (по сравнению с другими ежедневными платьями того времени). Очень скоро марка начала выпускать и предметы интерьера. Жанна стала первым дизайнером, который делал одежду для женщин и детей и занимался интерьерным декором. Чуть позже у нее появилась мужская линия. Жанна делала четыре женские коллекции в год: две основные и две пре-коллекции, одновременно занимаясь одеждой для детей и мужчин, а также мебелью. В конце концов, магазин Lanvin занял семь этажей.
Мебель в кабинете сделана на заказ: у Жанны был дизайнер-декоратор, который занимался интерьером, сама же она только утверждала эскизы. Спальня была выполнена в бело-голубых тонах с множеством орнаментов, кровать Ланвен заказывала в Италии. Жанна вдохновлялась сочетаниями цветов на картинах Фра Анджелико, где было много чистого голубого. Этот же оттенок она использовала потом в своих коллекциях. Даже когда Жанна декорировала театр, занавес и кулисы, она выбирала голубые оттенки. И это был единственный театр в Париже, который так необычно выглядел, потому что традиционным цветом для театров считается красный.
Второе имя дочери Жанны — Маргарит. В переводе с французского это слово означает "маргаритка". Маргаритки голубого цвета ассоциировались у дизайнера с дочерью и стали важной частью ДНК Lanvin: фирменный цвет бренда был выбран отчасти и по этой причине, а изображение голубых маргариток часто использовалось в вышивках и орнаментах.
Жанна никогда не рисовала. Она создавала вещи, а потом художники переносили их на бумагу
На логотипе дома изображены как раз Жанна Ланвен и ее дочь. Весь кабинет уставлен коробками и флаконами с этим рисунком. В 1907-м Жанну и Маргарит сфотографировал, а потом нарисовал с фотографии Поль Ириб. Рисунок был напечатан на флаконах духов Arpege, и они выпускаются до сих пор. Этот аромат и, конечно, логотип очень важны для ДНК дома, потому что символизируют материнскую любовь создательницы марки. Рисунок был выполнен и в 3D: Жанна заказала двух кукол по его мотивам. В начале XX века витрины не декорировали так пышно, как сейчас, и эти куклы были единственным украшением бутика. Сейчас они стоят в кабинете на письменном столе.
Там же хранится и толстый каталог образцов вышивки. Эта ювелирная работа выполнялась (и выполняется) вручную для каждого платья. Очень часто Ланвен добавляла в орнамент маргаритки — по понятным причинам. При взгляде на эти образцы становится очевидно, зачем она изучала ботанику и флористику: ее изображения растений выглядят фотографически точными.
Жанна никогда не рисовала. Никогда. Она создавала вещи, а потом художники переносили их на бумагу. Сейчас в кабинете хранятся огромные книги, сотни страниц которых изрисованы вручную. Они выглядят как самостоятельные произведения искусства: все иллюстрации выполнены кистью в цвете на плотной бумаге. Такой "лукбук" выпускался для каждой коллекции, и даже сейчас все это выглядит более чем современно.
Весь кабинет — это небольшая комната около 20 кв. метров, больше похожая на библиотеку, чем на творческую мастерскую
Все полки от пола до потолка заставлены книгами, которые Ланвен использовала про подготовке своих коллекций. Это книги по ботанике и флористике, художественная литература, книги о птицах, театре, путешествиях, о русских балетах. Когда Жанна начала много путешествовать, у нее появилась привычка привозить отовсюду ткани, которыми славится то или иное место. Они и теперь лежат тут в стенных шкафах. В ее коллекции — золотая холодная ткань будто бы из металла, этнические материи с вышивками, тончайший шелк, сувенирный текстиль из Азии, который она получала в подарок.
На стенах кабинета висят карты, на полках стоят целые ряды томов путевых заметок, а позади письменного стола Жанны — несколько толстых книг, которые составлены самой хозяйкой наподобие скетчбуков. Туда она вклеивала памятные вещицы из путешествий. Название каждая книги — это какая-то страна.
Прежде чем показать очередную коллекцию в Париже, Жанна придумывала коллекции для других стран. Вот лукбук весна-лето 1927, где можно рассмотреть вещи для Италии. В нем — кружевные платья с пелеринами, вечерние и дневные наряды, а еще одежда для спорта.
Отдельной линией выпускались свадебные платья и платья для театра — гигантский каталог формата А3 лежит посреди комнаты на отдельном столе. Особенно часто Ланвен делала платья для своей подруги, французской актрисы Жанны Ренуар. В платьях от Lanvin последняя появлялась и в жизни, и на сцене. Для нее было сделано и то единственное платье, которое есть в кабинете. Черное, с активным декором из жемчуга, оно воплощает все ценности бренда, какими их видела сама Жанна Ланвен.
К слову, креативный директор Lanvin Альбер Эльбаз часто приходит в этот кабинет за вдохновением, но сам никогда здесь не работает. До настоящего времени комната была закрыта для посторонних глаз и никак не использовалась. Это было и не нужно, потому что кабинет — миниатюрная версия того, что происходило в первой половине прошлого века с Lanvin, детищем Жанны и ее маленькой Маргарит. К этой истории любви добавить нечего.