Чините, не выбрасывайте. 5 проектов, которые вдохновят ремонтировать старые вещи
Поставить заплатку японскими стежками сашико, заштопать трикотаж яркими нитками или сделать вышивку на обтрепавшемся низе джинс — новая онлайн-академия Fixing.Fashion учит зумеров ремонтировать старую одежду. К каждой технике прилагается подробная видеоинструкция, плюс можно обратиться в специальный чат в дискорде, если что-то не получается — все в свободном доступе и бесплатно. На первый взгляд Fixing.Fashion напоминает онлайн-магазин, есть даже соответствующая вкладка — но, как только вы кликните туда, весь экран заполнят надписи «Покупать — это старомодно» или «Мы не хотим вам ничего продавать». «Починка должна снова стать нормой, — рассказывает основательница Fixing.Fashion дизайнер Алисия Миннаард из Нидерландов. — Принято считать, что люди ремонтируют одежду только во времена финансовых трудностей. Мы должны изменить эту парадигму: сегодня чинить — это не способ сэкономить, а скорее показать миру, что ты против масштабной системы перепроизводства и эксплуатации, в которой сейчас находится индустрия моды».
Книгу, посвященную искусству современной починки, написала британская художница, иллюстратор и швея Молли Мартин. Кроме практических советов автор говорит об истории и философии починки: как случилось, что еще в прошлом веке ремонтировали все, а сегодня это стало редким навыком? почему штопка успокаивает? как помогает нам принять неизбежный процесс старения? С историей, психологией, культурой и конкретными техниками ремонта Молли знакомит читателей и с помощью собственных иллюстраций в пастельных оттенках.
Художница родом из Ливана считает, что ремонт в прямом смысл помогает «заштопать» травматические воспоминания. Для серии работ «Recollections» Айя берет льняную ткань с напечатанными фотографиями разрушенных войной зданий в Бейруте — и латает яркими стежками следы пуль. «Я хотела заполнить эти пугающие дыры, шрамы, следы темноты и страха чем-то радостным и ярким», — говорит художница. Еще одна серия Хайдар под названием «Soleless» посвящена мигрантам — это старые потрепанные подошвы и стельки, на которых вышиты семьи мигрантов во время опасного пути (семья самой Айи тоже бежала из Ливана во время войны 1982 года).
Кэйт Секьюлс — во всех смыслах идеолог починки: она чинит сама, преподает культуру ремонта в Parsons и Нью-Йоркском университете, а еще пишет докторскую на тему истории штопки. В своей книге она собрала 34 техники починки одежды, особенно уделяя внимания так называемой visible mending — когда следы времени не прячутся, а, наоборот, старательно акцентируются контрастными нитками и заплатками. «Я люблю чинить вещи, которые настолько потрепаны, что выглядят совершенно безнадежными, — говорит Кэйт. — Супермягкий связанный вручную кашемир, который буквально проели мыши, распавшийся на куски шелковый жакет Paul Smith и свитеры, сильно пострадавшие от моли». Кроме книги у Кэйт есть сайт, где она делится результатами своей работы, — в скором времени там появятся инструкции из книги.
В своих работах британская художница Бриджит Харви исследует отношения между человеком и его одеждой. Прощаемся ли мы с вещами после первой дырки или продолжаем чинить? Что это говорит о нас? Сама художница называет себя «непослушной обладательницей непослушных вещей». Среди ее работ есть «Голубой джемпер 2012–2019» — это самый простой джемпер, который испортила моль, но Бриджит заштопала дыры контрастными нитками и продолжала его носить. Когда появлялись новые дыры — художница снова зашивала и зашивала их яркими нитками. Скоро многократно отремонтированная вещь присоединится к коллекции Музея Виктория и Альберта, посвященной жизненному циклу одежды.