Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга
Партнерство Cartier и Эрмитажа началось почти 30 лет назад — в 1992 году, когда Ленинград переименовали в Петербург, в музее открылась выставка «Искусство Картье». Недавно Эрмитаж и ювелирный дом, который был официальным поставщиком двора Романовых, объявили о новом этапе сотрудничества: Cartier принял участие в реставрации пяти экспонатов из музейного фонда, а в Зимнем дворце выставили 30 шедевров из собрания Cartier. Главный редактор BURO. Катя Дарма рассказывает, как экспонаты с выставки 1992 года сформировали ее любовь ко всему красивому, и призывает не пропускать новую экспозицию.
КАТЯ ДАРМА
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР BURO.
Когда я была ребенком и еще даже не ходила в школу, у меня были две любимые книги. Одна — «Главное чудо света», это книга о том, как работает человеческое тело. Вторая — «Искусство Cartier», выпущенная по следам выставки Cartier Collection 1992 года в Эрмитаже. На каждой странице были фотографии украшений дома, истории их создания. И пока другие дети читали сказки, меня было не оторвать от этой книги. Я листала ее бесконечно, знала наизусть каждый объект с ее страниц. С какими-то я играла, мысленно примеряя на себя. Глядя на другие, пыталась разобраться, как такое вообще возможно — как это сделано так тонко, как это работает?
Можно сказать, с «Искусства Cartier» началась моя любовь ко всему красивому. Кто знает, заинтересовалась ли бы я модой, стала ли бы главредом BURO., если бы ко мне в руки не попала когда-то эта книга? Вполне возможно, что и нет. Ведь все, что мы встречаем в детстве, накладывает свой отпечаток. Сталкиваясь с красивым, развиваешь эстетику и вкус, учишься распознавать красоту — что очень важно. И эти вещи остаются с тобой уже на всю жизнь — а в чем-то, может быть, ее определяют.
Спустя почти 30 лет с тех пор, как я встретилась с «Искусством», влюбившись в исторические украшения Cartier, мне довелось увидеть их вживую. Те самые объекты, которые я когда-то рассматривала в книге, снова оказались в Эрмитаже — уже на выставке «Cartier: продолжая историю», открывшейся в воскресенье. И встрече с некоторыми из них я была особенно рада.
Как и другие маленькие девочки, в детстве я постоянно представляла себя особой королевских кровей. Так что моей любимицей была эта тиара с бриллиантами и натуральным жемчугом. Я примеряла ее — конечно, только в воображении, но с ним проблем у меня не было, — и чувствовала себя настоящей принцессой! Русской принцессой — ведь вдохновлена она была как раз Россией, живописным народным костюмом. И называли такие тиары kokoshnik — как традиционный русский головной убор. Тиары Cartier ценили и девушки из императорской семьи — в 1907 году дом стал официальным поставщиком императорского двора, — и другие аристократки. В тиаре именно французского дома, например, выходила замуж за Феликса Юсупова Ирина, племянница Николая II. Хотя то была совсем другая вещь, уже не похожая на kokoshnik.
Королевским казался мне и гребень с аметистами: такой легко было представить в волосах сказочной царевны. И хотя гребень был частью гарнитура — на страницах «Искусства» красовался в компании колье, серег и броши с теми же гранеными камнями, — по-настоящему из всего сета интересовал меня почему-то только он один.
Настоящий восторг у меня вызывали часы со стрелками, словно зависшими в воздухе. Я не могла понять, как они работают — как движется эта стрелка, ничем не закрепленная? Никакого рационального объяснения этим часам придумать я не могла. И про себя решила, что это магическая вещь. Вмешательство волшебства все объясняло — и мне в пять лет это казалось объяснением вполне правдоподобным. Хотя сегодня я раскрыла секрет этих часов и уже знаю, что внутри — механизм из двух очень тонких и абсолютно прозрачных пластин, благодаря которому часы и показывают время.
А некоторые украшения поразили меня в детстве просто красотой, как, например, эта подвеска с сапфирами — особенно крупный камень сияет прямо из «сердца» украшения. Или браслет Tutti Frutti с целой россыпью броских, красочных камней. Здесь и рубины, и сапфиры, и бриллианты — как не залюбоваться! И в жизни — здесь можно было и не сомневаться — он оказался даже еще красивей, чем на книжных страницах в моих детских воспоминаниях.
Cartier многое связывает с Россией. Русский стиль часто вдохновлял новые украшения Дома, и многие русские аристократы были его преданными клиентами. Тесная связь Cartier с Россией прервалась из-за революции. Вернулся в страну дом как раз в 1992 году, когда прошла та самая выставка, по мотивам которой и была издана моя книга. И прошла она тоже в Эрмитаже. С петербургским музеем у Cartier тоже особенные отношения, ведь их объединяют не только совместные мероприятия. Вот уже пять лет как Cartier помогает мастерским Эрмитажа возвращать к жизни объекты из музейных запасников. И пять таких объектов как раз представлены на текущей выставке «Cartier: продолжая историю». Публике их показывают впервые — а сопровождают их 30 украшений из исторической Cartier Collection.