Легенда дизайна Алексей Бродович
Жизнь корифея мирового дизайна
25 октября в ЦСК "Гараж" открывается выставка работ легендарного арт-директора американского Harper's Bazaar Алексея Бродовича.
Алексей Бродович — корифей мирового дизайна. В качестве арт-директора он 30 лет делал Harper’s Bazaar, перекраивая ножницами чужие фотографии и ограничивая бег чужих строчек полями и картинками. Усилиями Бродовича модный журнал превращался в журнал о стиле жизни, а его фотографы становились звездами. Знаменитое дягилевское: Ettonez moi! ("Удиви меня!") зазвучало в его устах по-английски: Astonish me!
1939
Бродович родился в России в 1898 году в семье известного врача. Родители надеялись, что он поступит в Академию художеств в Петербурге, но судьба распорядилась иначе: один из самых знаменитых дизайнеров ХХ века так и не получил высшего образования. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он убежал на фронт, но был немедленно возвращен домой и, вопреки его желанию, отправлен в военное училище. Закончив его, Бродович поступил на службу в кавалерию, а в 1920 году вместе с семьей эмигрировал во Францию.
Зарабатывая на жизнь в Париже, Алексей красил театральные декорации. Благодаря этой работе он познакомился с художественной элитой французской столицы — Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном. Именно тогда за кулисами молодой человек сделал свою первую серию "Русских балетов", которые теперь считаются классикой абстрактной фотографии. Занимался он и разработкой рисунков для тканей. Когда его контракт с Дягилевым закончился, он продал эти эскизы разным учреждениям, в том числе домам моды Поля Пуаре и Эльзы Скьяпарелли.
В 1924 году Бродович неожиданно выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала Le Bal Banal, объявленного в пользу таких же, как он, бедных художников. Его работа была выбрана организаторами из множества других, обойдя и постер Пабло Пикассо. С этого момента началась карьера Бродовича-графика. Он делал рекламу для магазинов Le Printemps, Bon Marche, Martini, а в 1928 году работал художественным директором универмага Aux Trois Quartiers.
Этот опыт весьма пригодился при разработке облика журнала Harper’s Bazaar, куда Бродович был приглашен в 1934 году. К тому времени он с семьей уже четыре года жил в Америке, преподавая рекламное дело в школе индустриального искусства при музее в Филадельфии.
Бродович создал первую профессиональную американскую школу дизайна. В программе были заявлены такие революционно новые дисциплины, как макетирование, журнальное оформление, репортаж, упаковка, арт-директорство, но главной целью обучения Бродович считал формирование особого типа дизайнерского мышления. Через его школу (в дальнейшем он организовал целую сеть дизайнерских лабораторий Design Laboratories) прошли почти все крупнейшие американские фотографы и дизайнеры: Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Хиро, Марвин Израэль, Бен Дэвидсон и многие другие. Самых талантливых Бродович нанимал к себе на службу, и их работы становились основой его дальнейших открытий.
Придя в 1934 году работать в Harper’s Bazaar, первым делом он уволил старейшего иллюстратора Эрте — стиль ар-нуво совершенно его не устраивал. Для будущих свершений Бродович пригласил любимых еще с парижских времен графика Кассандра и фотографа Ман Рэя. Больше того, в сугубо женском журнале он начал публиковать работы Сальвадора Дали, Жоана Миро, Жана Кокто.
1936
Бродович обожал фотографию. Его рабочий день начинался с отбора фотографий, которые ассистенты затем распечатывали в огромных количествах и самых разных форматах. То, как Бродович обращался с фотографиями, некоторые называли варварством. Он обрезал изображения, если ему казалось, что так они будут эффектнее выглядеть на странице; он мог переворачивать их слева направо, класть по диагонали или накладывать одно на другое.
1938
Richard Avedon 1946
Во время войны он предложил журналу более лаконичное оформление — с огромными белыми полями, чуть отстраненное, как тогда говорили, potential. Оригинальное расположение текстовых блоков стало визитной карточкой Алексея Бродовича.
1955
1956
Помимо успешной работы в Harper’s Bazaar Бродович занимался своим собственным проектом — журналом Portfolio, посвященным графическому дизайну и всему, что с ним связано. И хотя свет увидели только три его выпуска, они оказали большое влияние на журнальных дизайнеров того времени и по сей день считаются шедеврами графического дизайна.
В 1958 году Бродович ушел из Harper’s Bazaar. Однако работа всегда была для него смыслом жизни, поэтому, оставив журнал, он впал в глубочайшую депрессию, начал пить, а затем попал в психиатрическую лечебницу. Бродович так и не смог вернуться к любимой работе. В 1966 году он вернулся во Францию, где и умер в 1971 году.
Текст: Фатима Шакманова