Как выглядели дипломные работы наших любимых дизайнеров — Фиби Файло, Джона Гальяно и Рикардо Тиши
Каждый июнь в поиске новых имен мы смотрим выпускные работы студентов фэшн-школ: Central Saint Martins, Антверпенской школы искусств, Polimoda и других, в том числе Британки и Школы дизайна ВШЭ. Для тренировки чутья предлагаем вспомнить дипломные коллекции нескольких наших любимых дизайнеров — смогли бы вы разглядеть в них талант и будущий успех?
1984:
Джон Гальяно
Для выпускной коллекции Гальяно, уже тогда увлеченный историзмами, взял за ориентир французских послереволюционных модников — инкруаяблей и мервейез. Это была золотая молодежь конца XVIII века, часто дети казненных во время Великой французской революции аристократов.
Парни-инкруаябли носили длинные косы, кольца в ухе, сюртуки с угловатыми воротниками, гигантские галстуки, трости и лорнеты. Их девушки-мервейезы заимствовали моду античности, одеваясь в платья наподобие греческих туник.
Этот период Гальяно изучал в библиотеке Central Saint Martins, а в свободное время мотался в Музей Виктории и Альберта, чтобы исследовать конструкции вещей. Дизайнер полностью сшил коллекцию самостоятельно — разве что пришивать пуговицы ему помогали бойфренд Джон Флетт и однокурсник Хэмиш Боулз.
Пуговицы, к слову, были сделаны из старых монет — дизайнер замариновал их в соли, чтобы добиться состаренного зеленоватого оттенка.
Как вспоминают очевидцы в книге «Galliano: Spectacular Fashion», дипломное шоу было полнейшим хаосом: модели не знали, что делать, но Гальяно велел выглядеть так, словно они штурмуют баррикады. После суматошного показа владелица Browns Джоан Берстайн заявила, что забирает себе в бутик все — на следующий день Гальяно катил в сторону магазина рейл с выпускной коллекцией (денег на такси у него еще не было).
1993:
Хуссейн Чалаян
Для диплома в Central Saints Martins Чалаян придумал историю о танцевальной труппе XVII века — похищенной, убитой и захороненной. Шелковые вещи из этой коллекции под названием The Tangent Flows он тоже хоронит, причем буквально: присыпает железными опилками и закапывает во дворе дома своего однокурсника. Спустя три месяца одежду эксгумируют — за это время опилки запустили процесс закисления, и вещи покрылись ржавчиной.
«Я хотел дать одежде собственную жизнь. После раскопки вещи, разложившиеся и заржавевшие, словно обрели жизнь вечную», — рассказывал Чалаян о своем эксперименте.
Леденящую душу, но завораживающую коллекцию выпускника CSM целиком выкупил универмаг Browns и разместил на своих витринах — благодаря этому дизайнер нашел первых спонсоров и смог организовать первый показ.
1995:
Stella McCartney
Дипломный показ Маккартни останется в истории Central Saint Martins самым звездным: в первом ряду — родители выпускницы Пол и Линда Маккартни, на подиуме — подруги Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс и Ясмин Ле Бон. Модели дефилировали под песню «Stella May Day», которую Пол Маккартни написал специально для выпускного шоу дочки.
Неудивительно, что на следующий день британские газеты вышли с материалами о 23-летней Стелле и ее коллекции, где были шелковые мини-комбинации, приталенные костюмы с юбками и блузки с кружевом.
Можно понять недовольство однокурсников: их выпускные работы отошли на второй план и остались незамеченными. Два десятилетия спустя Маккартни говорила, что именно поэтому ей неловко вспоминать свой дипломный показ.
1996:
Фиби Файло
«Я не хочу шить брюки, которые бы отсылали к холокосту или чему-либо еще. Я просто хочу сшить брюки, в которых моя задница выглядит хорошо».
Это цитата из интервью Фиби, где она вспоминает учебу в Central Saint Martins в 1990-е — сложные референсы в духе Маккуина и Чалаяна тогда были в порядке вещей. В брошюре дипломной коллекции Фиби 1996 года нет ни слова о вдохновении — лишь информация о крое и материалах.
На архивных снимках с выпускного показа можно разглядеть кожаные жакеты с голой спиной, прямые брюки на низкой талии с бантами и топы из английской шерсти в клетку принца Уэльского — все эти вещи легко можно было бы представить в любой коллекции old Céline.
1999:
Рикардо Тиши
В Central Saint Martins Рикардо Тиши попал по стипендии сразу на второй курс, за что его невзлюбили однокурсники. «Меня ненавидели больше всех, — вспоминал дизайнер в интервью New York Times. — Мне сразу сломали шкафчик — это было чем-то вроде „Добро пожаловать в мир моды“».
Выпускная коллекция Тиши называлась «8:30, The Procession» и была посвящением его сестрам, а также работам Федерико Феллини.
В мудборде уже тогда была викторианская готика, а в самой коллекции — поэтичные, намеренно сбитые силуэты, черное кружево и шифон. Вещи выкупил лондонский магазин Kokon To Zai, а первым звездным клиентом Тиши была Бьорк.