Поиск

Обзор Buro 24/7: ZDDZ, весна-лето 2016

Обзор Buro 24/7: ZDDZ, весна-лето 2016

Дело рук самих утопающих

Текст: Вера Рейнер

Фото: Эрик Панов

Несмотря на жизнерадостный тон большинства сочинений на тему «Легко ли быть молодым?», все, кто еще не забыл, как это, собственно, — быть молодым, знают, что ответ может быть только один: нет. В поиске себя и своего места в нашем мире 16-летнему не поможет никто — об этом Даша Сельянова, создательница ZDDZ, и говорит в своей новой коллекции

Знаете ли вы, что такое депрессия? Приходилось ли вам оставаться один на один с неизвестностью, которой непременно оборачивается будущее? А отчаяться в попытках найти себя и решить от себя убежать — например в вечеринки и круглосуточное веселье? Если ничто из этого не вызвало у вас никакого отклика, а диагноз «депрессия» кажется вам жалким эвфемизмом для слов «лень» или «безделье», то страницу с этим текстом лучше закрыть прямо сейчас. И еще раз посмотреть, например, коллекцию Оливье Рустена для H&M. То же, что делает Даша Сельянова для ZDDZ, — это совсем другая и всегда очень личная история. Корни всех коллекций Сельяновой растут из ее собственной юности, но узнать в героях марки себя может каждый, кто был нестабильным, неуверенным и потерянным подростком — из них дизайнер и собирает свою ZDDZ gang.

Юность — это не время беззаботности, когда вам не нужно ничего решать, потому что со всеми проблемами разберутся родители, как думают многие взрослые, забывшие о своих собственных подростковых годах. Это, наоборот, время принимать главные решения, которые кажутся в этот момент окончательными и бесповоротными. Кто я и что я? Как не стать таким, как они? Какой будет моя жизнь и какой я хочу ее видеть? Чего я вообще хочу? Почему все не такое? Отношусь ли я к числу тех немногих, которые, по Достоевскому, имеют право?.. Попытки ответить на все эти вопросы могут завести куда угодно. И часто невозможность заглянуть в будущее, а заглянув внутрь себя, в себе разобраться, приводит к тому, что единственным возможным путем их решения кажется побег. Мы примеряем на себя личности собственных кумиров. Бросаемся в череду бесконечных вечеринок, позволяющую на какое-то время перестать думать о будущем и жить настоящим, только здесь и сейчас — без завтра. Кто-то садится на антидепрессанты, а кто-то — на другие таблетки, упоминать которые на Buro 24/7 уж точно не принято. Для кого-то этот период завершается годам к 20 до следующего кризиса, для кого-то затягивается на всю жизнь: поиск себя, в конце концов, процесс бесконечный.

Фото: Дмитрий Герасимов

Главным героем коллекции помимо потерянного подростка становится вымышленный антидепрессант Zonax. А слоганы на футболках, для ZDDZ обязательные, — Sleep Better Live Better, Love Your Nervous System и другие — позаимствованы из рекламных кампаний американских антидепрессантов уже настоящих, из 70-х. Тогда таблетки еще только начали набирать популярность и казались панацеей от всех бед. Но хотя пользу лекарств отрицать мы не будем, ответственность за решение всех своих внутренних проблем на медикаменты перекладывать не стоит — так это не работает. И единственный человек, который тебе поможет, как говорит Даша, — это ты сам. Не вымышленный Zonax или настоящий Prozac. Не родители. Не мудрый учитель, словно из «Общества мертвых поэтов».

Свою историю Даша Сельянова продолжает рассказывать предельно буквально и через остальную одежду. Insecurity, Anxiety, Techno — все ключевые слова она прямым текстом прописывает на своих угловатых куртках и кроп-топах, чтобы донести идею коллекции до самого широкого круга. А с ткани летопись переползает и на тела моделей. «Нет», Never Again, Cold — все это похоже и на резкие подростковые манифесты, и на крики о помощи, и на просьбы о внимании. Вместе с надписями на коже оказываются и картинки, выглядящие как самопальные татуировки, набитые где-то у друга на квартире. Рисовала их Кейт Мур, визажист, работающая с независимыми журналами и марками, совсем не похожими на те, что устраивают свои показы в «Манеже» или «Метрополе». У Даши Сельяновой, по ее словам, тоже много татуировок, набитых как раз в самые тяжелые моменты жизни, — полос и засечек, напоминающих о том, каким ты был.

Фото: Дмитрий Герасимов

«Главные темы Help Yourself — подростковая депрессия и неуверенность, — рассказывает о новом сезоне сама Даша. — В основе коллекции моя собственная депрессия и воспоминания о том, как я чувствовала себя в 17 лет... Я думала о принятии себя и собственного тела: мне нравятся объемные силуэты, плотный хлопок джерси — они дают ощущение защиты и безопасности, необходимое в городской среде. Я пытаюсь исследовать контраст: уверенность и застенчивость, сексуальность и защищенность». И подчеркнуть этот контраст внешнего, показного, и внутреннего ей удается. 

Все нарочито объемные, грубоватые вещи кажутся своеобразной броней, как бывают броней и агрессивный макияж, и кричащая сексуальность. Не дать им почувствовать твою уязвимость — быть сильным, быть круче. Прятать застенчивость за показной грубостью. Тело, которое не можешь принять, — за огромными куртками и мешковатыми брюками. Или, наоборот, подчеркивать то, что ты уже не ребенок, обтягивая себя сетками, надевая мини-юбки и кроп-топы. Узкие черные шорты до колена, копирующие униформу техно-клабберов, чокеры, рваный деним, криперы, цепи вместо поясов — все эти агрессивные образы только сильнее подчеркивают хрупкость и беззащитность перед огромным миром самой юности.