Поиск

Умер Иссей Мияке. Что дал моде легендарный японский дизайнер

Умер Иссей Мияке. Что дал моде легендарный японский дизайнер

Текст: Ирина Дубина

Фото: Jeremy Bembaron / Thierry Orban / gettyimages.com / isseymiyake.com

Умер Иссэй Мияке — японский дизайнер, или, как он сам любил себя называть, инженер моды. С 1970-х годов Мияке разрабатывал новые материалы и изобретал новые формы, стремясь создать «функциональные вещи, которые облегчат жизнь». Функция, по его мнению, не являлась противоположностью креативности — рассказываем, как талантливый технолог делал вещи на грани искусства и моды.


Сегодня никого не удивляет, что крупнейшие мировые музеи организуют посвященные моде выставки, дизайнеры выпускают совместные коллекции с современными художниками, а некоторые наряды (чаще кутюрные) приравнивают к произведениям искусства. Однако профессиональная арт-индустрия не всегда была так благосклонна к моде. Да, мы помним примеры сотрудничества Эльзы Скиапарелли с друзьями-художниками, вдохновленную работами модернистов коллекцию Ива Сен-Лорана 1965 года и организованные Дианой Вриланд выставки для нью-йоркского Метрополитен-музея. Но по большому счету инициатива в попытках объединить индустрии моды и искусства всегда шла со стороны представителей первой (некоторые художники, как Соня Делоне, работали в обеих сферах, но это немного другая история).

Умер Иссей Мияке. Что дал моде легендарный японский дизайнер (фото 1)
Умер Иссей Мияке. Что дал моде легендарный японский дизайнер (фото 2)

Глобальный сдвиг в этом вопросе случился в начале 1980-х. Именно в это время в поле зрения парижской публики попали японские дизайнеры, которые перевернули представления европейцев об одежде, ее назначении и принципах конструирования с ног на голову. Негласным лидером этого движения считался Иссей Мияке, который показал свою первую коллекцию в 1971 году (кстати, в ней дизайнер также обратился к искусству — несколько вещей были украшены стилизованными под японские татуировки изображениями Дженис Джоплин и Джими Хендрикса, созданными художником Макико Минагава). Дизайнеры, показывавшие на подиумах неконвенциональные, порой неносибельные на первый взгляд вещи, заставили публику задуматься: действительно ли мода всегда является лишь прикладной формой искусства? Абсолютный прорыв случился в 1982 году — узкоспециализированный журнал Artforum поместил на обложку своего мартовского номера фотографию модели в жакете и юбке Issey Miyake из коллекции Body Works. Выпуск с заголовком «Special Issue» действительно был особым, ведь таким образом один из главных рупоров арт-индустрии фактически приравнял созданное модным дизайнером платье к предмету искусства, сделав его полноценным арт-объектом. «В то время было немыслимо, чтобы предмет одежды стал главной фигурой обложки журнала по искусству», — рассказывал потом Мияке. Как пишет Хейзел Кларк в своем эссе «Концептуальная мода», «художественный и искусствоведческий истеблишмент признал за ней право считаться новым жанром, которому дали название „искусство одежды“». Впрочем, случилось это не сразу — читателей Artforum возмутило появление «модного артефакта» в контексте арт-сферы, многие считали, что ему там не место и говорить о равноценном союзе этих двух полюсов просто немыслимо.

Умер Иссей Мияке. Что дал моде легендарный японский дизайнер (фото 3)

Одно из эссе, опубликованных в том самом номере журнала, поднимало вопрос «Почему мода не может считаться искусством?» Очевидно, задаваться им после выпуска с работой Issey Miyake стали куда реже — на протяжении 1980-х и 1990-х издания вроде все того же Artforum, Art in America, Flash Art и Frieze то и дело публиковали материалы об авангардных fashion-дизайнерах от Рэй Кавакубо и Мартина Маржелы до Хельмута Ланга и Миуччи Прады (а впоследствии стали продавать брендам свои рекламные полосы). Союз получился взаимовыгодным: мода получила индульгенцию от высоколобой арт-тусовки и право считаться ее полновесным игроком, а журналы по искусству и в дальнейшем сами художники — финансовые вложения от рекламы и совместных проектов. И все счастливы.


Материал был впервые опубликован на BURO. 12 октября 2017 года с заголовком «#tbt: как Иссей Мияке подружил моду и арт-индустрию».

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7