Футбольные фанаты и мода: история любви
Как мода полюбила футбольных фанатов и сделала их иконами стиля
Гоша Рубчинский представил коллаборацию с Burberry, в которой переосмыслил знаменитую клетку бренда, куртку «хэррингтон» и тренч. В это же время футбольные шарфы постепенно перекочевали со стадиона «Стэмфорд Бридж» в хроники стритстайла. Стиль футбольных фанатов уже не один десяток лет вдохновляет кинематограф и искусство. Оно и понятно: внешний вид всегда был одной из главных составляющих фанатской субкультуры. Разбираемся, почему стиль для фанатов так же важен, как победа любимой команды, и почему их манера одеваться все больше захватывает культуру и моду в особенности.
Как Burberry незаметно для себя расширил свою клиентуру
Футбольных фанатов часто путают с другими социальными группировками. От этого им часто приписывают не только ультраправые взгляды, но и характерный стиль в одежде. Нет, бомберы и ботинки Dr. Martin's — это совсем из другой оперы. Настоящий фанатский стиль появился в 70-х годах в стране, где футбол если не изобрели, то точно сделали национальным видом спорта и самым популярным видом проведения досуга, а именно — в Англии. До поздних 70-х британские фанаты не отличались самобытным стилем. Поскольку погода на Британских островах редко балует солнечными днями и высокой температурой, а футбольные матчи длятся по два часа, одежду выбирали утилитарную и удобную. Основными предметами гардероба фанатов в то время были спортивные штаны adidas прямого кроя, комфортные поло Fred Perry (разные группировки выбирали вещи разных цветов и таким образом отличали чужих от своих), а также куртки Peter Storm, которые не стесняли движений и спасали от ветра. Удобство имело значение и в стычках футбольных фанатов, которые буквально стали вторым национальным видом спорта.
Ситуация радикально изменилась в поздние 70-е, когда футбольная команда Liverpool добилась больших успехов и стала регулярно выезжать на матчи по всей Европе. За командой традиционно следовали и ее фанаты. Посмотрев Европу и открыв для себя такие стильные спортивные бренды, как Fila, Lacoste, Sergio Tacchini, Ellesse и Kappa, а еще белоснежные немецкие кроссовки adidas моделей Sambas, Stan Smith, Forest Hills и Trim Trabs, фанаты начали совершать набеги на бутики и в результате увозили с материка на родину все, что могли унести. Так начал формироваться новый британский фанатский стиль.
Тренд распространялся очень быстро не только из-за всеобщего желания отлично выглядеть на трибунах. Драки между фанатами всегда были головной болью полиции, и в какой-то момент многих опасных с виду молодых людей перестали пускать на матчи. Среди них, например, выделялись скинхеды (c конца 60-х и в 80-е годы национализм процветал в фанатской субкультуре, а национальный фронт набирал добровольцев около стадионов), которые провоцировали на трибунах самые жесткие конфликты. Другой агрессивной группировкой были фанаты, одетые с ног до головы в атрибутику любимого клуба. Новый же стиль, который впоследствии назовут casual, не вызывал подозрений — по крайней мере, первое время.
Постепенно casual, футбол и насилие прочно вошли в английскую фанатскую культуру, и в 80–90-е годы поклонники футбола начали одеваться уже в домашние бренды — Burberry London и Pringles of Scotland с их привлекательной, качественной и удобной одеждой. Выбор в пользу британских марок был обусловлен еще и тем, что из-за стычек фанатам запретили выезжать в больших количествах на матчи в другие страны.
Ugly chic Миуччи Прады в трактовке фанатов
Внешний вид фанатов и их выбор брендов во многом зависел от команды, за которую они болели, или от группировки, к которой они принадлежали. Но вскоре собирательный стиль британского фаната, в котором сочетаются высокая мода, спортивная эстетика и налет хулиганства, стал запретно привлекательным и моментально просочился в поп-культуру — в кинематограф, бритпоп (например, куртки «хэррингтон», кеды и спортивки adidas были любимой экипировкой Дэймона Албарна времен Blur) и, конечно, моду.
Несмотря на то что Prada и Burberry, мягко говоря, были не рады такому расширению своей клиентуры, фанатские символы в той или иной мере продолжали появляться на подиумах. Так Миучча Прада, которая в эпоху гранжевых 90-х ввела в женскую моду понятие ugly chic, в мужских коллекциях Prada 1998 года берет за основу фанатские куртки, болоньевые пальто с тугим воротником или с высоким горлом на молнии. Годом позже дизайнер продолжает развивать эту тему в осенней коллекции 1999 года — в ней высокая мода уже начинает граничить с радикализмом: капюшоны-маски, закрывающие лицо, и кроваво-красные парки с перчатками как будто были созданы специально для походов на стадион.
Эстетика casuals — британской субкультуры футбольных фанатов, в образах которых отсутствует атрибутика клубов, — впервые появилась на подиумах в 90-е годы, тогда же она начала просачиваться и в мейнстрим. Уже ближе к нулевым британские chavs в Burberry с аккуратным шарфиком любимой команды стали штампом. Stone Island, Fred Perry и Lacoste, в свою очередь, отошли к адептам стиля heritage, которые скорее симпатизировали противоречивой истории этих брендов или же просто ценили их за внешний вид. Но мода со своим стремлением к утрированию начала эксплуатировать стиль именно олдскульных фанатов, которые с помощью одежды — спортивных вещей, шарфов, натянутых на нижнюю половину лица, масок ниндзя, толстовок в духе Lonsdale и т. п. — демонстрировали свои намерения и принадлежность к группам.
Раф Симонс, в чьих коллекциях Menswear всегда присутствует субкультурный элемент, отошел от привычных slim-силуэтов, рейверских и постпанк-мотивов и в 2001 году показал коллекцию, проникнутую духом городского радикализма, свойственного фанатской культуре. Дизайнер показал целую палитру городских хулиганов — от вандалов и скинхедов до футбольных фанатов в тренчах с лицами, закрытыми шарфом. Впрочем, сам рейверский стиль имеет много общего с футбольной эстетикой, и немало черт первого просочились во второй. В 90-е рейвы наравне с футбольными матчами были одним из основных вариантов приятного времяпрепровождения молодых людей из среднего класса.
Фанаты и популяризация русского стиля
О фанатах в российской моде нельзя говорить без привязки к Гоше Рубчинскому, в коллекциях которого футбольная тематика прослеживалась еще до коллаборации с Burberry. По сути, она была там всегда — вместе с панельным российским фольклором, тесно сопряженным с фанатской субкультурой и национализмом (во многих группировках все еще присутствует право-радикальная идеалогия). В своей первой коллекции весна-лето 2009 «Империя зла» Гоша впервые затронул тему футбольных фанатов — в ней появились анораки и белые кроссовки, да и сами модели, скорее всего, одевались так в повседневной жизни. Уже в следующей коллекции «Растем и развиваемся» появились шарфы, имитирующие фанатскую атрибутику, — тренд, который последние два года описывает эпоху постмодерна в уличной и даже подиумной моде.
В коллекции осень-зима 2017, ставшей для дизайнера апогеем футбольной темы, Рубчинский представил коллаборацию с adidas — брендом, в который российские команды одевались иcпокон веков. В разговоре с BoF дизайнер рассказал о том, что пытался показать современную версию российского футбольного фаната. Гоша вдохновлялся реальной жизнью и реальными людьми, которые встречались ему по пути домой — парнями, идущими с матчей в спортивных штанах, накинув на плечи пальто. С одной стороны, футбольная эстетика продолжает тему национализма, которая идет в паре с российской футбольной культурой, а с другой — наоборот, несет идею футбольного чемпионата как интернационального явления. И то, и другое в полной мере характеризует саму суть бренда.
Фанатский шарф как модный аксессуар стал настоящей пандемией в 2015–2016 годах вслед за тем, как Vetements выпустил подобный аксессуар в своей коллекции 2015 года. На нем гордо красовалась надпись «Париж» — конечно, кириллицей. Западные дизайнеры не заставили себя ждать, и стритстайл-отчеты из всех модных столиц стали больше походить на репортажи со стадиона: блогеры, редакторы и селебрити появлялись на улицах в псевдофанатских шарфах Comme des Garçons, Stella McCartney, Raf Simons и т. д. Многие же просто достали реальные футбольные раритеты из шкафов или приобрели похожие вещи у небольших российских брендов «Спутник 1985» и «Волчок».
Почему фанаты стали иконами стиля
Недавняя коллаборация Гоши Рубчинского и Burberry — самый свежий пример апроприирования футбольной эстетики. В ней Рубчинский переделал знаковые как для британского бренда, так и для фанатского движения вещи — тренчкот, куртку «хэррингтон» и клетчатый тотал-лук. И хотя Burberry уже давно потерял очевидную связь с субкультурой фанатов, которая в свое время влетела бренду в копейку, в руках Гоши, большого любителя миксовать субкультуры и связывать их с эстетикой спальных районов, коллекция бренда зазвучала в том самом, прежнем ключе.
Современное молодое поколение уже не объединяется в группировки по интересам. Для них субкультуры стали частью информационного потока из прошлого и разложились на антропологические составляющие, стали частью визуальной истории. Теперь необязательно быть панком, чтобы носить косуху, а клетка Burberry или футбольный шарф не являются маркерами принадлежности к футбольному фанклубу. Значение имеют внешний вид этих вещей и то, насколько они соответствуют стейтменту, который мы хотим донести. Футбольные шарфы наряду с фанатской эстетикой, будь то casuals или их радикальная противоположность ultras, в массовом сознании несут сильный социальный посыл и прочно ассоциируются с протестом и хулиганством. Протест, как известно, в 2017 году отлично продается. Во многом этим можно объяснить импульсивное желание Кристофера Бейли сотрудничать с Гошей Рубчинским и привлечь внимание молодого поколения к бренду посредством фанатской эстетики, от которой он долгое время открещивался.
С другой стороны, бум на апроприирование фанатской и нацоналистской эстетики, которую зачастую ошибочно причисляют к футбольному движению, говорит многое о нашей эпохе и тенденциях в международной политике — Brexit в Великобритании, геополитический конфликт России и Украины, президент-республиканец во главе демократичных Штатов. Все это так или иначе сказывается на самосознании молодого поколения, которое с одной стороны, все больше обращается к собственным корням, а с другой — все чаще хочет вынести свою национальную эстетику на глобальный уровень. И феномен футбольных фанатов, который родился исключительно как локальный трайб, но разросся до глобального явления — лучшая метафора этого, на первый взгляд, противоречивого желания. И в соответствии с постмодернизмом образца 2017 года оно выразилось в одежде и надписях на кириллице.
Спорный момент заключается в том, что апроприирование стиля социальных и национальных групп — будь то дреды, футболки Slasher, клетчатый шарфик или скейтерские кроссовки — несет за собой их обесценивание. К тому же, надев вещи с определенным культурным бэкграундом, вы рискуете быть понятым неправильно, и здесь печально известная и смешная фраза «пояснить за шмот» может стать реальной угрозой. По крайней мере, футбольных матчей точно придется избегать.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7