Как «Черная пятница» становится зеленой
Всю прошлую неделю инстаграм-аккаунты магазинов и бесконечные письма на почте предлагали нам (а некоторые даже требовали) покупать со скидкой. На контрасте с этим выделялись бренды, которые бойкотировали «Черную пятницу» или проводили ее по своим правилам — в соответствии с принципами этичного потребления. Как раз о них мы и рассказываем.
Raeburn: Отремонтируйте старую вещь вместо покупки новоЙ
Buy nothing — repair something. Эту надпись в «Черную пятницу» можно было увидеть на витрине магазина Raeburn в Лондоне и на сайте бренда. 29 ноября Кристофер Рейберн закрыл свои офлайн- и онлайн-магазины. Вместо покупки очередной вещи дизайнер предлагал отремонтировать старую: в течение всего дня можно было принести в студию Рейберна старую, испорченную, затрепавшуюся, но любимую вещь любого бренда, чтобы сотрудники студии отремонтировали ее — зашили, заштопали, перешили или поставили заплатку.
Бренд Кристофера Рейберна ассоциируется с ответственным подходом к производству и потреблению — не только во время «Черной пятницы». Основу коллекций дизайнера составляют списанные с военных складов парашюты, старые спальные мешки и светоотражающие куртки уличных рабочих. Бойкот с закрытием магазинов Рейберн устраивает второй год. По его словам, «Черная пятница» со своей агрессивной культурой подталкивает людей к покупке ненужных вещей и ведет к перепроизводству и перепотреблению.
Patagonia: Вместо покупки новой вещи сделайте пожертвование
В 2011 году газета New York Times выходит с сенсационной рекламой бренда Patagonia. На полосе с заголовком «Don’t Buy This Jacket» изображена серая флисовая куртка марки. Ниже подробно описано производство материала для этой вещи, сколько литров воды было потрачено и сколько углекислого газа выброшено в атмосферу. В конце заметки прозвучал призыв дважды подумать перед покупкой новой вещи и не покупать то, что вам не нужно. Газета вышла накануне «Черной пятницы», и полоса Patagonia была рекламной — то есть бренд заплатил газете, чтобы призвать покупать меньше.
Американская марка Patagonia в свое время задала золотой стандарт ответственного производства и осознанного потребления. В 1993 году бренд был первым среди аутдор-марок, которые превратили мусор во флисовые куртки. С того времени компания придумала множество материалов на основе переработанных пластиковых бутылок и отслуживших свое вещей, запустила программу WornWear, которая предлагает починить старые вещи Patagonia, а также проект ReCrafted, в рамках которого новые вещи мастера Patagonia делают из отслуживших флисовых курток.
В этом году в «Черную пятницу» бренд призывал не покупать новую вещь, а помочь одному из сотен фондов, которые борются за спасение океана, редких животных и птиц. По словам исполнительного директора компании Роуз Маркарио, «Черная пятница» — это день, когда люди покупают вещи, которые им на самом деле не нужны, или даришь эти вещи близким, которые тоже не очень-то в них и нуждаются. Не лучше ли пожертвовать небольшую сумму на действительно важные вещи?
Everlane: процент от продаж бренд перечислит в организацию по защите океана
Еще одним брендом-гигантом, бойкотирующим «Черную пятницу» и массовые скидки, стал Everlane. Демонстративно игнорировать день распродаж марка начала в 2013 году, закрыв онлайн-магазин: «Мы наблюдаем, как люди выстраиваются в очереди, чтобы купить новые вещи — в итоге все это оказывается на свалке», — говорит основатель Everlane Майкл Прейсман. С тех пор акция продолжается каждый год. В этот раз марка не закрывает магазин, но жертвует часть средств организации по защите океана. При этом Everlanе продает вещи без скидок. По словам Прейсмана, если марка позволяет себе сделать скидку во время «Черной пятницы», значит, она в остальное время завышает цены.
Ksenia Schnaider: Покупайте новую вещь, сделанную из старых, — а бренд посадит за вас 10 деревьев
Что особенно приятно, к движению присоединяются и небольшие локальные марки — например, украинский бренд Ksenia Schnaider. Да, во время «Черной пятницы» в онлайн-магазине действовали скидки — но с такими вещами вряд ли можно говорить о перепотреблении и перепроизводстве: джинсы Ksenia Schnaider шьются из старого денима, куртки и спортивные костюмы, как лоскутные одеяла, также собираются из винтажных материалов. А за каждый заказ, оформленный на сайте во время «Черной пятницы», бренд обещает посадить 10 деревьев. А за каждый заказ, оформленный на сайте во время «Черной пятницы», бренд посадить 10 деревьев: во время распродажи в онлайн-магазине Ksenia Schnaider было оформлено 32 заказа.