Мода без гендера: борьба за права человека или коммерциализация тренда?
Что стоит за интересом к моделям-трансгендерам и сдвоенными мужскими и женскими показами
Мода — часть глобальной политической реальности, и рассматривать одно, не обращая внимания на другое, становится невозможным. Одним из самых острых вопросов в мире моды остается тема гендерной политики и того, как мы — потребители — воспринимаем людей, не помещающихся в наши удобные рамки гендерного спектра.
За этот месяц нам особенно запомнились две большие истории, связанные с новой гендерной политикой индустрии моды. Первая была связана с моделью Ханне Габи Одиль, рассказавшей в интервью USA Today о своем статусе
Вторая история — о трансгендерной модели Хари Неф и ее успешном результате в рейтинге «
Если прибавить к этому успех
Слияние мужских Недель с женскими на прошедшей парижской Неделе тому прекрасное доказательство: принадлежность к некоему гендерному стереотипу сейчас не в моде. Даже сам образ мужчины претерпел в 2016 году значительные изменения: мальчики на всех страницах журналов либо бритые, с наколками, как будто только что прошли «по малолетке», либо длинноволосые и асексуальные. Даже старички на показах мод не выглядят прилежными семьянинами, но больше похожи на плейбоев. Получается, что образ брутального самца, который и защитит и обеспечит, уже не работает. За Неделями мод следуют и универмаги, чьи этажи теперь традиционно разделяются по брендам, а не по половой принадлежности.
Однако дизайнеры — это одно, а система, в которой они работают, — совсем другое. Сам бизнес моды изначально не приспособлен для истинной гендерной нейтральности: в любом колледже, где изучают кройку и шитье, вас попросят выбрать либо мужской, либо женский факультет. При этом, как и в любой сфере потребления, любые идеи быстро апроприируются и превращаются в удачный маркетинг. Отличный пример — Кара Делевинь с мегафоном на показе Chanel в 2014 году: чем не коммерциализация революционных настроений?
Сама Неф подтверждает тенденцию модного бизнеса превращать необычные или спорные новые веяния в удачный способ продать как можно больше одежды: «Если
По своей сути мода — индустрия личности, индивидуальности. Одежда — то, что мы используем, чтобы сбалансировать два мира — тот, что внутри нас, и тот, что нас окружает. Именно поэтому эта индустрия обладает значительным влиянием на то, как мы смотрим на себя и на других — вне зависимости от их пола, ориентации и гендера.