#tbt: Документальный фильм про Айзека Мизрахи Unzipped
Одна из самых искренних документалок о моде
На протяжении последних лет 20 формат документальных фильмов особенно полюбился модной индустрии. Причина проста: во-первых, это такой прием, чтобы придать себе веса и показать, что пошив коллекции или фэшн-съемка — процесс не такой легкий, как многие привыкли думать, а во-вторых, формат познавательно-развлекательного кино отлично вписывается в поп-культурный контекст современной моды. В послужном списке модной документалистики уже есть как культовые фильмы, обязательные к просмотру («Сентябрьский номер», «Диор и я»), так и те, что по какой-то причине редко удостаиваются должного внимания. К последним относится Unzipped, или «Нараспашку», вышедший в 1995 году.
В центре фильма — история о процессе подготовки дизайнером Айзеком Мизрахи коллекции осень-зима 1994/1995. К середине 1990-х Мизрахи уже был настоящей молодой звездой американской моды — его шоу, в которых участвовали Наоми, Синди, Линда, Кейт и другие супермодели первого эшелона, были одними из самых обсуждаемых на Нью-Йоркской неделе моды, Chanel оказывал бренду финансовую поддержку (в 1992 году французский дом выкупил часть акций компании), а имя Мизрахи было на слуху не только у работников глянца, но и у широкой публики.
Режиссером Unzipped стал Дуглас Кив, бойфренд Мизрахи в то время. За несколько лет до этого они уже работали над небольшой документалкой о дизайнере, которую приурочили к церемонии CFDA в 1991 году — Мизрахи тогда получил звание дизайнера года в категории «Женская одежда». Перед съемками Unzipped Мизрахи решил проконсультироваться со своим психотерапевтом о том, стоит ли им с Кивом сотрудничать еще раз, на что доктор ответил, почему бы нет, ведь у них такой слаженный гармоничный союз. Как можно догадаться, почти сразу после окончания съемок молодые люди расстались.
Несмотря на романтичную историю с несчастливым концом, паре удалось сделать один из лучших документальных фильмов о моде — честный, смешной и при этом откровенно повествующий о творческих мытарствах и сомнениях, сопровождающих любого молодого дизайнера, без глянцевого налета, но с отличным визуальным рядом. Unzipped начинается со сцены, в которой Мизрахи вспоминает неприятные отзывы фэшн-критиков о своей предыдущей коллекции— действие происходило во времена, когда рецензии в газетах и журналах еще имели вес, — и признается, что крайне болезненно реагирует на любые негативные замечания в свой адрес. Личность Мизрахи раскрывается перед зрителем еще до вступительных титров — уязвимая творческая единица, неуверенный в себе, несмотря на внешнюю браваду, но не готовый отступать при первых признаках неудачи. Кульминационным моментом фильма становится эпизод, в котором Мизрахи узнает неприятные новости — Жан-Поль Готье буквально накануне показал коллекцию, очень похожую на то, что он сам собирался представить на подиуме (в 1994 году Нью-Йоркская неделя моды проходила последней, расписание, каким мы его привыкли видеть сейчас, установилось только в 1999 году, в первую очередь с подачи Хельмута Ланга и Кельвина Кляйна). И если сегодня такие совпадения никого не удивляют и не смущают (в конце концов, почти все дизайнеры теперь ориентируются на указания трендбуков), то для Мизрахи это было настоящим ударом: неужели ему придется отказаться от идеи, которую он вынашивал несколько месяцев.
Несмотря на то что за последние 20 с лишним лет мода окончательно превратилась в бизнес-машину по производству повторяющих друг друга трендов и бесконечных коллабораций, Unzipped — отличная возможность вспомнить, из чего состоит настоящий творческий процесс, и понять, чем истинный дизайнер отличается от простого охотника за хайпом.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7