Поиск

Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства

Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства

Текст: Светлана Падерина

T

Новая искренность против коммерческих проектов, личные истории вместо надуманных референсов. Разбираемся, как дизайнеры работают над новыми коллекциями, опираясь на яркие эмоции их прошлого — и что из этого получается. 


Студентов, постигающих премудрости дизайна одежды, учат не только основам конструирования и технологии пошива, но и исследовать собственное «я». В поисках ответа на вопрос «в чём же моя уникальность?» будущие фэшн-дизайнеры часто обращаются к своим ранним, детским впечатлениям. Это вполне логично: молодые люди, как правило, ещё не имеют достаточно жизненного опыта — а именно он необходим художнику для формирования уникальной и цельной картины творческого мира, — поэтому опираются на самые яркие эмоции из прошлого.

«Работая над дипломными проектами, студенты часто используют детские воспоминания, — говорит Анна Черных, куратор Британской высшей школы дизайна. — Эта тема объединила работы студентов курса „Дизайн одежды“ в рамках прошедшей летом выставки „Очень личное“. Навыки понимания современного мира находятся сейчас на грани персонального и общественного, а степень проникновения одного в другое принимает глобальный масштаб. Идея личного бренда, личных историй привлекает к себе больше внимания, чем просто следование общим мировым трендам».


В качестве примера Анна приводит работу одной из выпускниц Школы дизайна, Лорин Маи: несколько лет назад семья Лорин эмигрировала в Россию из Сирии — эти впечатления и легли в основу первой коллекции, выпущенной под маркой Vertigo. Разрабатывая концепцию и дизайн, девушка размышляла о том, что мир уменьшается и людям из разных культур и представителям разных религий нужно учиться сосуществовать вместе. Международные фэшн-школы объединяют студентов из разных стран, и это накладывает особенный отпечаток на учебный процесс: юные дизайнеры-космополиты живо общаются между собой, перенимая друг у друга идеи и мысли. Выпускница флорентийского института Polimoda Екатерина Ткаченко вспоминает, как рассказывала итальянской сокурснице о советских игрушках и та включила их в свой мудборд. Преподаватели только поощряют такой кросс-культурный обмен, считая, что это делает интереснее как процесс работы, так и результат. Потому что детство у каждого проходит по-своему — на разных континентах, в разных городах, в разных социальных группах.


Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 1)

Vertigo

Дух времени может объединять одно поколение дизайнеров, но в то же время отличие мест, в которых они выросли, разобщает их и порой ведёт абсолютно противоположными эстетическими путями. Коллекции Симона Порта Жакмюса, особенно ранние, наполнены ностальгическим духом Франции — то сюрреализмом, то наивными и поэтическими образами из французских фильмов. В то время как в России молодые дизайнеры, взрослевшие примерно в то же самое время, делают вещи, вдохновленные эпохой перестройки и отголосками советского детства. Примечательно, что романтизировать эту эпоху легче всего тем, кто едва её помнит, — именно поэтому 1990-е годы так привлекают поколение 30-летних и служат для них обширным источником инспираций. «В моём детстве были рейтузы, вязаные кофты, платья с рукавами-фонариками и плетёные корзинки, с которыми ходили в лес, — вспоминает дизайнер петербургской марки M_U_R Аня Дружинина. — Потому в коллекциях и появились деревянные сумочки-лукошки, вязаные шлемы и платья из капроновых лент, которые раньше заплетали в косы Первого сентября. Ещё у нас есть фартуки и системы бесконечных завязок, как на рабочей одежде, которую носила моя бабушка». 

Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 2)

M_U_R

В настоящее время Аня Дружинина продолжает тему советского наследия и выпускает линейку платьев из тканей ушедшей эпохи, бережно сохраненных на антресолях и в бабушкиных сундуках. Кстати, о бабушках и мамах многие дизайнеры рассказывают часто и с теплотой как о людях, ответственных за воспитание чувства прекрасного. Проработка воспоминаний о том, как старшие поколения трепетно относились к одежде, шили, вышивали, ремонтировали вещи, — это отчасти терапия, восстановление или укрепление родственных связей, попытка через исследование собственного прошлого лучше понять себя, свое настоящее и будущее.



Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 3)
Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 4)

M_U_R

Выпускница нью-йоркской школы Parsons Натали Владимирофф создавала выпускную коллекцию, основываясь на семейных реликвиях, среди которых были старые фотографии и вышивки, сделанные женщинами из предыдущих поколений ее семьи. Сама Натали росла в Австралии и чувствовала оторванность от своих русских корней — и работа над коллекцией стала отчасти рефлексией на заданную тему. Санан Гасанов из Петербурга, который окончил Академию изящных искусств в Антверпене, назвал свою дипломную работу Granma. «Я из довольно консервативной семьи, и моя мама всегда спрашивала меня, почему я увлекся искусством, хотя в нашей семье никогда не было художников», — рассказывает он. Санан углубился в семейные архивы, чтобы показать, что на самом деле художники были: бабушка дизайнера пусть и не училась искусству, но обладала удивительным вкусом и создавала трогательные рукотворные вышивки, которые легли в основу принтов коллекции. Вещи из нее выставлялись в MoMu — антверпенском музее моды.


Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 5)
Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 6)

Санан Гасанов

Юная Саванна Калп, художница из штата Айдахо, выпускает под собственной маркой Love Homage расписанные вручную рубашки, платья, аксессуары. Особенно необычно выглядят сумки с ручкой в форме силуэта собаки. Свой оригинальный стиль Саванна объясняет тем, что мама с детства приучила её покупать и носить «хардкорный» винтаж, из-за чего на нее всегда обращали внимание. Выпускница Saint Martins Сьюзен Фанг, попавшая в шорт-лист конкурса LVMH Prize и, как следствие, в фокус внимания модной прессы, говорит, что мама учила её не выбрасывать даже самые маленькие кусочки ткани. В итоге вязаные платья или сумки, сплетенные из прозрачных бусин, произрастают именно из стихийной работы с материалом. Фанг не подчиняется точным эскизам, а создаёт вещи так, чтобы каждый моточек пряжи и каждая бусина шли в дело.


Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 7)
Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 8)

Сьюзен Фанг

Работы молодых дизайнеров складываются, как картинки калейдоскопа, из отголосков детских увлечений, игр и всего, что окружало в ранние годы. Американец Грэм Тайлер Болдуин, работающий под маркой Graham Tyler, черпал вдохновение в стиле одежды амишей, поскольку их было много в северной части штата Нью-Йорк, где вырос дизайнер. «В детстве я посещала уроки балета, и это повлияло на мою марку Bourgine, — говорит француженка Каролин Буржин. — Как и в балетном шоу, у меня есть либретто, от которого я отталкиваюсь, исследуя образы будущей коллекции. Мне нравится думать о внешности каждого персонажа и о разных ситуациях, в которых эти персонажи могут оказаться. Например, есть история о Венеции. Главная героиня, прогуливаясь по городу, примеряет разные венецианские роли: дож, художник, турист, гондольер, торговец фруктами, гламурная актриса на Mostra Festival».

Москвичка Женя Ким не так давно представила проект, рассказывающий «о меркнущих в памяти детских воспоминаниях». В съёмке капсульной коллекции курток, сделанной фотографом Хассаном Курбанбаевым, много отсылок к детству дизайнера, проведенному в Узбекистане. Ким вспоминает игру в прятки и любимые «секретики» — когда цветные фантики, бусины и другие сокровища прячут в землю и накрывают кусочком стекла.



Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 9)
Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 10)

J. Kim

Интуитивное, иррациональное творчество, характерное для детей и тех, кто ещё не успел испытать на себе всю тяжесть необходимости производить нечто «продаваемое», сегодня становится ценностью — особенно на фоне общего кризиса идей и усталости от однообразных коммерческих проектов. Подчас именно такой, наивный, дурашливый, лёгкий дизайн вдруг становится востребованным. Отсчет можно вести с того же Жакмюса, который еще десять лет назад задал тон тренду на новую искренность. Новое имя скандинавской моды Эмили Хельмштедт рассказывает, что бросила художественную школу, которая «устанавливает слишком много границ и барьер между искусством и дизайном». «Мне говорили не обращать внимания на интуицию, а я не могла так поступить», — продолжает она. Про своё детство Эмили рассказывает, что боролась с математикой и грамматикой в ​​школе, а облегчение ей приносило шитье. Сегодня она создает красочные коллекции и рисует яркие легкомысленные принты, изображая пингвинов, тропических рыб, ягоды клубники, капли дождя. Сюрреалистичные сумки испанской марки Carla Lopez запоминаются декором в виде кубиков сахара или неудачно приклеенной жевательной резинки — такое детское хулиганство, которое приводит в восторг взрослых людей.


Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 11)

Эмили Хельмштедт

Свежий панковский дух и намеренную неряшливость как маркер ручной работы пропагандирует нью-йоркский магазин Café Forgot. Он собирает под одной крышей художников и мастеров, не одержимых образцами штампованного дизайна и идущих своим путем. Тут можно найти кожаные сумки Florist с примитивными цветами, будто намалеванными ребенком, а на самом деле вышитыми махровыми нитками. Или «детское» трикотажное белье Maroske Peech с бодипозитивным настроем и ангельскими крылышками. Понятно, что рано или поздно дизайнеры взрослеют и получают новые ресурсы для обновления своего творческого эго, но мы знаем, что будущее всегда базируется на прошлом. «Большой город сегодня — это арена борьбы, навязанной старшим поколением младшему, — считает дизайнер, преподаватель школы Fashion Factory Людмила Норсоян. — Базовый гардероб, streetwear, activewear превратились в массовую униформу. Но дети, выросшие в небывалом доселе мире материального и информационного изобилия, быстро устают быть в вечном походе. Они мудрее и сильнее духом, чем старшие поколения, они смотрят на реальность с интересом, эмпатией и восторгом».


Там, где сердце: как молодые дизайнеры прорабатывают тему детства (фото 12)

Maroske Peech

Но могут ли такие сугубо персональные, почти интимные источники вдохновения интересны кому-то еще, кроме самого дизайнера и узкого круга его близких? Возможно, потребителей в большинстве своем и вовсе не интересует, что вдохновляло создателя одежды, главное — вещи, которые привлекают, которые хочется купить. Но определенная доля инфантилизма необходима, чтобы вырастить живой и искренний дизайн; как нужна и личностная рефлексия — для взросления, роста, формирования стиля.


false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7